У одессы была своя пассажирская флотилия. Белый пароход Т х грузия

В 1975 году на верфи Wartsila в финском городе Турку состоялась передача заказчику - Совкомфлоту СССР - нового судна автомобиле-пассажирского теплохода "Белоруссия". Это судно являлось головным в серии из пяти теплоходов. Первоначально все пять теплоходов были переданы Черноморскому Пароходству МинМорФлота СССР.


Заказ был отдан финской верфи не спроста - фирма Wartsila была уже известна в СССР, да и опыта у финских корабелов в строительстве паромов было немало. При всей внешней схожести с крупными автомобиле-пассажирскими паромами, курсировавшими в Балтийском бассейне, новые суда нельзя назвать паромами в обычном смысле. Суда имели всего одну автомобильную палубу и придназначались все же для перевозки в первую очередь пассажиров, а потом уже и автомобилей между портами Черноморского побережья СССР.



т/х "Белоруссия" покидает порт Валетта, 1975 год




"Белоруссия" выходит из Саутгемптона, 1987 год



Красная полоса на фальштрубе с советским гербом, порт приписки Одесса - такой была "Белоруссия" во второй половине 80-х. На фото - июнь 1988 года, Фримантл



т/х "Белоруссия" 1992 год. идет на буксире через Английский канал (Ла-Манш) под буксиром SMIT ROTTERDAM


В 1993 году после ремонта в сухом доке Сингапура судно переименуют в Казахстан II, а заnем, в 1996 году, в DELPHIN



Уже под именем Казастан II, Дурбан, 1994 год.


Такая она в наши дни - DELPHIN:



на подходе к Кильской гавани (Киль, Германия)




Тогда же, в 1975 году, был сдан в эксплуатацию теплоход "Грузия". Он также был передан ЧМП.



"Грузия" в Саутгемптоне, 1976 год



в Сочи, 1983 год



Саутгемптон, ноябрь 1983 года



Стамбул, 1991 год



пока еще "Грузия", 1992 год, Квебек, Канада. Судно была офрахтовано для круизов по реке Святого Лаврентия.



герб СССР сменился на украинский трезубец, имя - на Odessa Sky, река Святого Лаврентия, Канада, август 1995 года



В 1999 году судно ходило под именем Club I. Снимок сделан в Северном море


Вскоре судно было опять переименовано - Club Cruise I. Предположительно что это переименование произошло в том же 1999 году - судно меняло владельцев. Тогда же в 1999 году теплоход был вновь переименован - Van Gogh - по имени известного голландского живописца. Под этим именем судно проходило до 2009 года. В 2009-м его переименовывают вновь - SALAMIS FILOXENIA. Под этим именем судно и работает по настоящее время.



Порт Каен, 2004 год



у побережья Норвегии, 2007 год



Кильский канал, 2008 год



Порт Сплит, Хорватия, 2008 год





SALAMIS FILOXENIA на якоре у острова Патмос, июль 2010 года


Если условно разделить суда на серии по году постройки, то теплоход "Азербайджан" является последним теплоходом первой серии - как "Белоруссия" и "Грузия" он построен в 1975 года и стал третьим судном типа "Белоруссия". В 1996 году судно получает новое имя - Аркадия (когда будете искать его снимки по различным сайтам - на Ardkadia отзывается как минимум еще одно судно, не имеющее к нашему флоту никакого отшения - New Australia и он же Monarch of Bermuda). В 1997 году новое переименование - Island Holyday, под этим именем теплоход работает до 1998 года. С 1998 года и по настоящее время - ENCHANTED CAPRI.



Фотография сделана еще до распада СССР, но точно год установить пока не представляется возможным



порт Фримантл, первая половина 90-х годов



Соутгемптон, 1992 год



"Азербайджан" в Генуе, конец 70-х. Кстати есть фото теплохода "Иван Франко", сделанное на этом же причале. Только несколько с иного ракурса.



1998 год, название уже Island Holiday



фото 1996-1997 годов


В 1976 году МинМорФлоту СССР было сдано еще два судна серии - Казахстан и Карелия.


Теплоход "Казахстан" был переименован в 1996 году - ROYAL SEAS, а в 1997 году в "Украину". Именно по этой причине "Белоруссия" и носило название "Казахстан II". В 1998 году судно меняет владельца, флаг и имя - ISLAND ADVENTURE. Под этим названием теплоход работает и по сей день. Хотя в каком качестве - трудно сказать. Известно что в 2007 году оно работало в Майами-Бич как плавучее казино.



"Казахстан" в Греции, Миконос, май 1983 года



"Украина" уходит из Форт-Лоудердейл, 1998 год



ISLAND ADVENTURE, фото 1998 года, место - Форт-Лаудердейл



Майами-Бич, 2007 год


Последним судном серии стала "Карелия". В настоящее время она находится в Гонг-Конге.


"Карелия" была сдана в работу в 1976 году, в 1982 году первое переименование - судно получает имя свежеумершего Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. В 1989 году, когда в стране идет полным ходом перестройка, судно вновь переименовывают - ему возвращают первоначальное имя. В 1998 году теплоход переходит под Либерийский флаг и меняет название на OLVIA, потом следует череда перепродаж и переименований - 2004 год - NEPTUNE, 2005 - CT NEPTUNE, 2006 год - NEPTUNE.



декабрь 1983 года



"Леонид Брежнев" в Кильском канале, 1985 год



"Леонид Брежнев" в порту Тилбери, 1987 год



порт Тилбери, 1989 год



"Карелия" в первой половине 90-х



OLVIA в 2004 году, устье реки Эльба



Neptun в 2007 году, Гонг-Конг



Гонг-Конг, март 2010 года


________________________________________ ___________________


Фотографии теплоходов - www.shipspotting.com, www.faktaomfartyg.se


Информация по переименованиям - www.faktaomfartyg.se

12 сентября 1941 года передовые части 11 Германской армии подошли к Перекопу, северной границе Крыма. С того момента бежать с полуострова стало возможным только по морю.

Все сухопутные трассы быстро были взяты под контроль немецкими войсками. Около миллиона человек мирного населения оказались в ловушке. Немецким подготовленным войскам противостояли разрозненные войска Красной Армии, которые не давали большого шанса на победу.

К началу ноября 1941 года бегство жителями Крымского полуострова приняло массовый характер. С приближением фашистских войск в городах началась паника. За посадку на любой транспорт шла настоящая борьба. Эвакуация мирного населения производилась по единственной схеме из Севастополя и Ялты в Туапсе на Кавказе.

Теплоход «Армения » пришвартовавшийся в начале ноября 1941 года в порту Севастополя как нельзя лучше подходил для этой цели.

Теплоход «Армения » был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в ноябре 1928 года и относился к типу пассажирских судов «Абхазия ». Всего было построено четыре однотипных корабля: «Абхазия », «Грузия », «Крым » и «Армения » для Черноморского морского пароходства. Теплоход «Армения » успешно совершал рейсы на Кавказ, перевозя более 10000 человек в год.

теплоход «Армения» фото

строительство теплохода «Армения»

теплоход «Абхазия»

теплоход «Грузия»

8 августа 1941 года двухпалубное грузопассажирское судно на период военных действий было переоборудовано в . Пассажирские каюты стали медицинскими палатами, а на бортах появились специальные символы - Красный крест.

Утром 6 ноября 1941 года началась посадка на теплоход «Армения ». Сначала судно не было пришвартовано к пирсу, во избежание давки и возможного штурма, пассажиров доставляли на борт в лодках. Внезапно поступил приказ из штаба Севастопольского оборонительного района об эвакуации из города всего медицинского персонала Черноморского флота. В результате лучшие врачи Крыма оказались на одном судне. Чтобы выполнить приказ капитану Владимиру Яковлевичу Плаушевскому пришлось теплоход «Армения » пришвартовать к причалу Корабельной бухте и сюда сразу хлынули огромные толпы ищущих спасение жители города. Каждый хотел попасть на судно. В панике пассажиры стали пробираться в технические помещения на самые нижние палубы. Теплоход с эвакуировавшимися людьми был заполнен сверх нормы. Люди стояли плотно прижавших друг к другу, но это был единственный шанс на спасение.

Переполненный напуганными людьми в 17:00 6 ноября 1941 года теплоход «Армения» отшвартовался от причальной стенки и вскоре скрылся за горизонтом и исчез не только из вида провожавших, а и советской истории.

У провожавших севастопольцев появилось чувство отчаяния за то, что они не использовали свой шанс. Но это стало бы реальностью, если бы взяло курс на установленный кавказский маршрут.
Из Севастополя теплоход «Армения » увозил медицинский персонал Черноморского флота, сотни тяжелораненых бойцов и тысячи мирных жителей. Война на море еще не началась, поэтому дорога была каждая минута. Кавказ был свободен и ничто не мешало спасти людей. Но капитан Плаушевский получил приказ от главного командования Черноморского флота зайти в Ялту и забрать еще нескольких пассажиров.

В 02:00 7 ноября теплоход «Армения » прибыл в порт Ялта. Во время этого перехода медицинское судно задержалось на 3 часа, прождав на рейде Балаклавы транспорт с неким грузом для доставки на борт. Погрузив несколько плотно запечатанных черных ящиков судно «Армения » снялось с якоря и продолжило свой рейс. Сопровождающие агенты НКВД остались на борту с целью обеспечения охраны груза.

В Ялте на переполненный теплоход «Армения » погрузилось еще сотни испуганных людей. Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе, потеряв бесценное время. Тем временем командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский отдал приказ не выходить из порта до темноты, т. е. 19:00, но капитан Плаушевский нарушил его. Всего в 10 км от Ялты в Гурзуфе уже бесчинствовали гитлеровские войска. Капитан принял самое главное в своей жизни решение, и он отдал приказ, чтобы спасти вверенных ему врачей, но было уже поздно.

Отойдя на расстояние около 25 миль от полуострова Крым «Армения » был атакован двумя торпедами немецкого бомбардировщика типа He-111H, который проигнорировал опознавательные знаки. В 11:29 судно с 7000 медицинского персонала и мирными жителями затонуло в Черном море на глубине 472 метра. В ужасной трагедии только 8 пассажирам на шлюпке удалось спастись.

Эта огромная цифра погибших на одном корабле кажется невероятной, но еще удивительнее тот факт, что в наше время никто не знает об одной из самых чудовищных морских катастроф в истории второй мировой войны. Ведь на борту теплохода «Армения » людей погибло больше чем на легендарных лайнерах « » и « ».

Информация об этой трагедии держалась в строжайшем секрете. Недавно украинским историкам удалось обнаружить эти подробности. Причиной гибели теплохода стали две незапланированные остановки, приведшие к потере времени. Командование Черноморского флота отдало приказ, который допустил целый ряд ошибок, а ведь врачи погибшего корабля могли спасти тысячи жизней солдат и офицеров, воевавших против нацистской Германии.

И только один человек Владимир Яковлевич Плаушевский взял на себя ответственность за недопустимые ошибки своего руководства. Нарушив приказ, он предпринял последнюю возможность спасти людей, предотвратить которую было уже невозможно.

9 мая 2010 года несколько ветеранов Великой отечественной войны возложат венки в районе, где предположительно произошло трагедия.

Технические данные пассажирского теплохода «Армения»:
Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узла;
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек;


Высоцкий - третий справа, Марина Влади и моряки советских круизных судов на фоне теплохода "Грузия"

Сегодня о белом пароходе.
Редкий человек мечтательно не улыбнется, завидев на горизонте стремительный силуэт скользящего в ультрамарине большого пассажирского судна. Там - вкусная и беззаботная жизнь, там - свежий ветер странствий и приятные знакомства, там все хорошо по определению. Универсальный символ надежды на лучшее будущее. Таким герой сегодняшнего рассказа и остался для тысяч людей, в разное время ловивших взглядами линию горизонта с его палубы.

Судно, о котором ниже пойдет речь, перемещалось не только в пространстве, связывая континенты, но и оставило множество следов в истории, став свидетелем многих знаковых событий в "ревущие" 1940-е. Как и у всякого интересного героя, случилось у нашего персонажа две жизни: одна - зрелая черноморская советская, другая, как и у многих послевоенных наших круизных судов, - заграничная военная океанская молодость. Польско-датские родители, разбивая традиционную бутылку шампанского о борт построенного судна, не могли даже представить, через какие испытания придется пройти их детищу, торжественно нареченному MS Sobieski.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ




Теплоход "Грузия". Кадры из фильма "Корона Российской империи" (1971)

Начнем с финала. В 1971 году на экраны страны вышло продолжение супер-блокбастера советских детей "Неуловимые мстители" под названием "Корона российской империи". Развязка лихо закрученного сюжета фильма произошла на борту белоснежного лайнера "Глория" в Черном море. Его роль исполнило советское круизное судно "Грузия". В 1950-70-х годах лайнер выполнял регулярные рейсы на Крымско-Кавказской линии в Черном море.
Среди его пассажиров бывал и Владимир Высоцкий. Он очень любил морские круизы, ежегодно ходил на теплоходах «Аджария», «Шота Руставели» и «Грузия», которые курсировали по маршруту Одесса-Батуми с заходом в Сухуми.


Романтическая идиллия на борту лайнера

МОЛОДОСТЬ

Теплоход, ставший "Грузией" попал в 1950 г. на Черное море из Польши, где носил имя польского "наше всё" Яна III Собеского, средневекового правителя Польши, при котором Речь Посполитая пережила свой ренессанс. Sobieski был построен перед войной в июне 1939 г британской верфью Swan, Hunter & Wigham Ричардсон в пригороде Ньюкасла Уолсенде. Полная вместимость лайнера составляла 11 030 брт. Длина корпуса - 155,9 м, ширина - 20,5 м, осадка - 7,72 м. Судно могло взять на борт 850 пассажиров.

Судно было заказано польско-датской судоходной компанией Gdynia-Ameryka Linie Żeglugowe SA и предназначалось для наиболее тогда прибыльных рейсов в Новый Свет. Самолеты тогда еще не летали через океан и добраться до Америки и обратно можно было только на судах специальной постройки различных пароходных компаний.
Польские суда вышли на трансатлантические линии в 1930 г. и их появление сопровождалось следующими текстами в местной прессе:

"Создание трансатлантического сообщения имеет крайне важное значение. С одной стороны, наше молодое судоходство демонстрирует флаг на ведущих трассах мира, с другой стороны - это первый шаг на пути разрыва с безразличием к главенствy иностранных судоходных компаний, в первую очередь немецких. Из Польши за океан отправляется один из самых больших контингентов европейских иммигрантов. До сих пор весьма внушительная выручка от перевозки полностью шла в иностранные карманы. Если учесть, что в прошлом году Польшу покинули более чем 60 000 иммигрантов, то иностранные компании заработали на этом около $ 6 млн. И это только плата за перевозку эмигрантов, без учета прибывших обратно."

Первое плаванье MS Sobieski состоялось 15 июня 1939 г из Гдыни в Бразилию и Аргентину. Это направление было популярно у эмигрантов из Европы в межвоенный период. В воспоминаниях они отмечают комфорт и изысканность внутреннего устройства судна и наличие кошерной кухни. Но всё это длилось недолго.

ВОЙНА
После начала 2-й Мировой в сентябре 1939, судно избежало германского плена и оказалось у британцев, где было мобилизовано на военную службу. В качестве военного транспорта Sobieski принял участие во многих знаковых событиях войны на море, упоминание о которых греют душу любителю морской истории.

НОРВЕГИЯ 1940


Военнослужащие 1/6-го батальона, полка герцога Веллингтона (West Riding), 147 бригады, 61-я дивизии беседуют с офицерами польского парохода MS Sobieski по пути в Норвегию, 20 апреля 1940 года.


Они же на борту лайнера MS Sobieski играют на палубе

В мае-июне 1940 г. эвакуирует союзные войска из Нарвика (Норвегия) во время операции Alphabet.

ФРАНЦИЯ 1940
В конце июля 1940 эвакуирует союзные войска из Западной Франции (операция Aerial).


Польские интернированные военнослужащие из лагеря под Тулузой, которых эвакуируют в том числе и на борту MS Sobieski во время одного из рейсов в Британию из Западной Франции. Июнь 1940 г. Всего спаслось 25 000 поляков


Генерал де Голль с представителем Черчилля генералом Спирсом на пути в Дакаре в сентябре 1940 года.

ЗАПАДНАЯ АФРИКА 1940
Уже в сентябре 1940 г теплоход участвует в Битве за Дакар (операция Menace) - неудачной попытке союзников отбить стратегически важный в Атлантике порт Дакар в Французской Западной Африке (ныне Сенегал) у вишистов. В операции приняло участие 8 000 десантников. Отрицательный результат на суше, выход из строя линкора HMS Resolution, уронили авторитет де Голля в глазах англичан надолго.


MS Sobieski, Атлантический океан, Сьерра Леоне, Фритаун - база британского флота в Западной Африке. 1940.

ЦЕННЫЙ ГРУЗ 1940

Далее в том же июле 1940 г. в составе конвоя перевозит около тысячи пленных немцев и итальянцев, а также часть польских ценностей в Канаду. Среди ценностей находились: Щербец - коронационный меч польских королей, Библия Гутенберга, 136 огромных гобелена 16 века, времен короля Сигизмунда из коллекции замка Вавель в Кракове, 36 рукописей Шопена, а также золотых слитков на несколько сотен миллионов долларов из Банка Англии. В этой связи нахождение пленных на борту как бы указывает на "живой щит", я правильно понимаю?
MS Sobieski идет в составе внушительного конвоя Royal Navy во главе линкора HMS Revenge под командованием адмирала сэра Эрнеста Рассела Арчера, который чуть позже станет старшим морским офицером в Северной России (с 1943 года) , а затем возглавит Joint Services Mission в Москве (с 1944 года).
По прибытию судна в Галифакс 13 июля 1940 ценности отправились в Оттаву.
Сразу после этого в составе конвоя MS Sobieski возвращается в Британию и привозит 8 077 канадских военнослужащих.


Рисунок солдата из 18-й дивизии, который следует на «Sobieski» в Галифакс в конце октября 1941 г.

1941
30 октября судно следует из базы британского флота в Шотландии в Галифакс в составе конвоя CT.5. На борту находились британские войска, которые должны были затем отправиться из Галифакса в Африку в составе первого американского конвоя WS-12x. Конвой прибыл в Кейптаун 8 декабря 1941 г. Через два дня Германия и Италия объявили войну США.

СИНГАПУР 1942


Освобожденные из печально знаменитого японского лагеря Changi, союзные военнослужащие прибыли в порт на госпитальные суда. 1945

В феврале начинается битва за Сингапур с японцами. Sobieski упоминается в связи с перевозкой на театр военных действий британской 18-ой пехотной дивизии, которая прибыв за несколько недель до финала, успела повоевать лишь короткое время, после чего попала в плен к японцам.
Sobieski вернется за ними в конце войны и заберет их на родину из печально известного в Британии лагеря Changi. Следуя на борту лайнера домой, британец James Bradley пишет книгу Towards the Setting Sun: An Escape from the Thailand-Burma Railway, 1943 о своем побеге из ужасного японского плена в джунглях. Там на строительстве ж/д дороги погибло более 100 000 пленных союзников.


Высадка на Мадагаскаре. Операция Ironclad. На заднем плане - транспорты.

МАДАГАСКАР 1942
В 1942 судно участвует в операции Ironclad, названной впоследствии Черчиллем "единственным эпизодом, который стал примером хорошего и умелого руководства войной". C 5 мая по 6 ноября 1942 года на Мадагаскар при поддержке крупного морского соединения высадились порядка 15 тысяч солдат союзников из Британии, Южно-Африканского Союза, Индии, Австралии, Таньганьики, Южной и Северной Родезий, а также из голландского добровольческого корпуса.


Британская корабельная эскадра на Diego Suarez, Мадагаскар после капитуляции французов. 1942 г. MS Sobieski - один из транспортов эскадры

Их целью было предотвращение захвата острова Японией. Здесь впервые были применены революционные для того времени средства и методы высадки морского десанта на необорудованное побережье(высадка на берег бронетехники, поддержка десанта авианосцами и др.). В дальнейшем опыт этой операции был так или иначе использован при разработке всех последующих морских десантов союзников, в том числе и для высадки в Нормандии в 1944 году. Стоит отметить, что силы де Голля после провала в Дакаре не были задействованы. Британцы на этот раз предпочли обойтись без них.
Интересно, если посчитать потерянные во время WW2 Францией корабли, то кто их потопил больше всех? Не удивлюсь, если англичане:)


Подписание капитуляции французами-вишистами на борту британского HMS Ramillies. Captain Howson, Chief of Staff to Rear Admiral Syfret with Colonel Claerbout, the Officer Commanding Diego Suarez

Союзникам противостояли силы вишистской Франции, представленные, в основном, колониальными войсками. Интересно, что 15 тыс. тонн топлива для операции доставили из Порт-Саида в порты Южной Африки два советских танкера - «Сахалин» и «Туапсе». Им было «по пути» помочь союзникам во время кругосветного перехода группы советских кораблей во главе с ледоколом «Микоян».
Что касается самого транспорта Sobieski, то после капитуляции гарнизонов острова британцы усердно тралили прибрежные воды и первым пустили в очищенный от мин район порта именно Sobieski, а уж затем туда зашли основные силы десанта. В Польше этим фактом очень гордятся. Скептики же понимающе улыбаются, подозревая британцев в практичности.
Далее, почему-то, описание активной жизни судна заканчиваются и судно мелькает лишь в списках различных конвоев союзников.

1943
В 1943 году Sobieski встречается в списке конвоя союзников WS 28, шедшего по африканскому маршруту Фритаун-Кейптаун-Аден.

1944
В 1944 году имя теплохода встречается в конвое, который вышел 25.12.1944 из Саутгемптона во Францию. На борту Sobieski находился 201st General Hospital. Дату можно связать с началом 16 декабря 1944 г. контрнаступления немцев в Арденнах.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ 1946-1950
По окончанию мировой бойни, MS Sobieski ходит под польским флагом по маршруту Генуя-Нью-Йорк и Неаполь-Галифакс. Но былые времена безвозвратно ушли - начиналась эра полетов через океан пассажирской авиации. В феврале 1950 г. Sobieski совершил свой последний 29-й североатлантический вояж. После чего был продан в СССР.


Учения по безопасности на борту MS Sobieski во время рейса с армянскими репатриантами


Открытка с борта теплохода, отправленная одним из репатриантов из Гибралтара

За это время теплоход "всплывает" в интересном эпизоде. В 1947 году группа американских армян решила вернуться в Армению. 162 человека плыли на Sobieski в январе 1949 года из США в Италию, где в Неаполе пересели на румынский теплоход, который шел на Батуми. Переселенцы отмечали в воспоминаниях, что были разочарованы, когда богатые интерьеры польского лайнера сменились суровыми отсеками румынского транспорта - "приземистого, некрасиво выглядящего грузового судна без каких-либо специальных помещений для пассажиров".

Вот, в общем, как-то так сложилась счастливая судьба польского довоенного судна с американских линий, ставшего свидетелем известных военных операций союзников на море, 20 лет возившего счастливчиков на советских черноморских круизах и ушедшего в свое последнее плаванье на разделку в конце 1970-х годов.

Польское видео, в котором под хронику якобы прибытия MS Sobieski в Америку замаскированы кадры из фильма "Корона российской империи"! Так рождаются фейковые сюжеты:)

Судьба тройки пассажирских судов германской судоходной компании «Seedienst Ostpreussen»: «Tannenberg», «Hansestadt Danzig» и «Preussen» в вихре исторических событий 1930-40-х гг.

50 лет назад в Мельбурне состоялись XVI Олимпийские игры. Интересно, что на их проведение претендовали 10 городов, причем 9 из них представляли американский континент, но МОК отдал предпочтение Мельбурну. Для спортсменов Северного полушария участие в ОИ-56 было связано со значительными трудностями: непривычные сроки проведения соревнований (ноябрь-декабрь), большие транспортные расходы. Тем не менее, атлеты СССР выступили на Играх блестяще, завоевав 37 золотых, 29 серебряных и 32 бронзовые медали. Достойный результат показал одесский стрелок Юрий Никандров: выступая на траншейном стенде, он занял высокое, 5-е место.

Но не только Ю. Никандров представлял наш город в Австралии. Задачу доставки спортсменов в Мельбурн и обратно (и советских, и из других социалистических стран) возложили на экипаж теплохода «Грузия». Среди тех, кто полвека назад совершил этот исторический рейс, был Николай Николаевич Янчев. Предлагаем читателям его воспоминания.

В 1956 ГОДУ Черноморское морское пароходство располагало лишь четырьмя дизель-электроходами: «Россия» (вместимость 500 человек), «Победа» (400), «Украина» (412) и «Грузия», которая могла принять на борт 800 пассажиров. Это обстоятельство оказалось решающим при выборе судна. Однако «Грузия» сошла со стапелей еще в 1939 году. Двигатели двойного действия системы «Бурмайстер и Вайн» были уникальными, и ЧМП не располагало запасными деталями, необходимыми для ремонта. Экипажу предстояло совершить невероятное: в кратчайший срок отремонтировать силовую установку и обеспечить ее надежную безаварийную работу. Я попал на судно в 1954 году и занимал должность второго механика. Именно меня стармех Григорий Васильевич Островидов назначил руководителем ремонтной бригады. Вопрос обеспечения надежной работы судовых механизмов решался на расширенном заседании с участием службы судового хозяйства. Механик-наставник пароходства С. Ф. Безрученко был настроен пессимистически. Его главный аргумент основывался на том, что рефрижераторная установка провизионных камер и системы кондиционирования не смогут работать при температуре забортной воды свыше 32 градусов. А в Красном море она достигает 34 и выше. Но мы справились и с этой проблемой. И капитан судна Ализар Шабанович Гогитидзе доложил лично А. И. Микояну: «Грузия» готова выполнить задание правительства. Анастас Иванович тогда занимал пост первого заместителя председателя Совета Министров - вот какое значение придавалось нашей миссии.

Конечно, наш теплоход по комфортабельности уступал нынешним современным лайнерам, но для середины 50-х выглядел вполне пристойно. Да и пассажиры не отличались излишней избалованностью. Вскоре стали прибывать первые делегации. Необходимо было не только разместить людей, но и загрузиться спортивным оборудованием - яхтами, каноэ, байдарками, велосипедами и так далее. Ряд команд - футболисты, ватерполисты, боксеры, волейболисты и другие - добирался в Мельбурн авиатранспортом, а обратно во Владивосток мы уже шли все вместе.

Наконец судно ошвартовалось от одесского причала и взяло курс к австралийским берегам. Не буду описывать красоты путешествия: нам, морякам, да и спортсменам тоже, тогда было не до них. Каждый выполнял свою работу. Обстановка на судне сложилась непростая. Шел 1956 год, в Венгрии происходили известные события. А ведь венгерские спортсмены находились рядом с советскими. Они ежечасно интересовались у наших радистов: что происходит на родине?

А. Ш. Гогитидзе решил швартоваться на следующий день - дабы избежать провокаций в связи с годовщиной Октября и восстанием в Венгрии. Однако все прошло спокойно. Нас встречали тысячи людей. В Австралии проживало множество выходцев из России и Украины, особенно Западной. Каждый хотел поговорить с земляками, расспросить о жизни, узнать, как изменились родные город, село, деревня. Заодно и мы просвещались относительно свободы личности, условий труда и заработной платы.

Спортсмены покинули борт судна и разместились в Олимпийской деревне. Ну а мы стали их ярыми болельщиками. У меня же произошла удивительная встреча - с другом юности Петей Бреусом. В 1948 году мы вместе окончили мореходное училище. Петр уже тогда отличался высокими результатами в плавании, но вскоре переключился на водное поло. При этом добился таких успехов, что его включили в состав сборной СССР. В Мельбурне он вместе с асами Б. Гойхманом, М. Рыхаком, П. Мшвениерадзе и другими спортсменами завоевал бронзовую медаль. А путь к «золоту» им преградила команда Венгрии. Эта дуэль превратилась в настоящее поле битвы. Спорт отошел на второй план. В ход шли недозволенные приемы. Рефери не скрывал своей предвзятости. Я впервые стал свидетелем того, как политика вмешивается в столь мирное явление, как спорт. Чтобы больше не возвращаться к этой теме, расскажу еще об одном случае. Один из руководителей венгерской делегации неожиданно вернулся на судно и попросил капитана предоставить ему каюту, так как опасался за свою жизнь. И основания у него были самые серьезные: вернувшись в свой номер, он почувствовал запах бытового газа.

Тем не менее, никакие политические события не могли заслонить главное - старты Олимпиады. Экипаж «Грузии» «болел» изо всех сил. Я был среди самых завзятых фанатов, старался посетить как можно больше соревнований. До сих пор незабываемыми «кадрами» стоят перед глазами великолепные победы несгибаемого Владимира Куца, обаятельной Ларисы Латыниной, элегантного Владимира Енгибаряна, его коллег по боксу Шаткова, Сафронова, Мухина. Но особое место, конечно же, занимал футбол. Как мы орали во время полуфинального матча с болгарами! Нас даже в Москве было слышно. Да-да, это не преувеличение, так как наша группа располагалась буквально рядом с комментаторской кабиной, из которой Николай Озеров вел репортаж. За 12 минут до конца игры нам забили гол. Все решило изумительное мастерство Эдуарда Стрельцова - он сначала сравнял счет, а затем забил победный мяч. А как не восхищаться мужеством Николая Тищенко! Он не ушел с поля, несмотря на то, что играл со сломанной ключицей! После этого матча я не просто охрип, но даже приболел, уже по-настоящему.

Возвращались мы через Владивосток. Расчет был таким: прибыть домой к 30 декабря, чтобы олимпийские герои смогли встретить Новый год в домашнем кругу. Настроение было замечательное. Петя Бреус познакомил меня с футболистами, ставшими олимпийскими чемпионами. Лев Яшин подарил мне книгу другого легендарного вратаря - Алексея Хомича, на которой оставили свои автографы все члены сборной. И, представьте себе, этот уникальный экземпляр я уступил судовому завпроду. В свое оправдание приведу две причины. Во-первых, мой коллега был более серьезным болельщиком, чем я, - регулярно ходил на Соборку, знал результаты всех матчей чемпионата страны. Во-вторых... Дело в том, что у футболистов наступал зимний перерыв, да и выигрыш Олимпийских игр настраивал на благодушный лад не только игроков, но и тренеров. И пошли «дни рождения» - один за одним. А тут без помощи завпрода не обойтись - за выдачу шампанского отвечал он.

Многое можно было бы еще порассказать об этом удивительном рейсе, однако пора закругляться. Подумать только, 50 лет прошло! Но в моей памяти навсегда останутся олимпийские будни Мельбурна, которые принесли нам столько радости.

Николай Янчев.

Член совета ветеранов флота ГСК ЧМП, 2-й механик т/х «Грузия» в 1956 году.

Теплоход «Грузия» - флагман Черноморского пассажирского флота.

На палубе - олимпийские чемпионы по футболу. Узнаете? Первый слева - Игорь Нетто, третий - Эдуард Стрельцов. Первый справа - Никита Симонян, впоследствии он работал в Одессе главным тренером «Черноморца»; пятый - Лев Яшин.

Монета крестоносцев Старинные монеты представляют большую ценность как источник сведений о прошедших временах. В них сосредоточился дух, аромат тех эпох, которые никогда не вернутся. Прикасаясь к старинной монете, человек как бы переносится в прошлое. Подобное чувство я испытал, когда впервые взял в руки средневековую монету крестоносцев – грош графства Триполи. Походы рыцарей в Палестину, преследовавшие цель освобождение от мусульман Иерусалима и Гроба Господнего, и основание ими в Восточном Средиземноморье христианских государств оказали сильное влияние на развитие средневекового мира. На “латинском Востоке”, в Палестине и Сирии, крестоносцы в XI-XIII веках создали четыре государства - Иерусалимское королевство, княжество Антиохия, Эдесское графство и графство Триполи. Все они чеканили собственные монеты, в изображениях и надписях которых смешались европейские, исламские и византийские элементы оформления. Плавательная практика на пароходе “Малахов курган” заканчивалась в конце августа 1967 года. Последним портом захода была сирийская Латакия. Город этот, как и расположенный южнее Бейрут, практически не пострадал от “Шестидневной войны”, здесь царили мир и спокойствие, велась активная деловая и торговая деятельность. По просьбе первого помощника капитана судовой агент организовал для экипажа автобусную экскурсию по древнему городу. Средств на мероприятие в судовом культфонде скопилось достаточно, и их следовало потратить в текущем рейсе, чтобы не депонировать на будущее. В назначенное время к борту судна подъехал экскурсионный автобус и члены экипажа, свободные от вахт и работ, отправились в увлекательное путешествие. - История Латакии восходит к античному времени. – начала рассказ молодой гид Фатима, студентка выпускного курса факультета гуманитарных наук Дамасского университета. - Город основали финикийцы и назвали Рамита. Полководец Александра Великого Селевк I переименовал полис в честь своей матери, назвав Лаодикеей. В средние века в Латакии, как и на всем Ближнем Востоке, попеременно хозяйничали арабы, крестоносцы, египетские и османские султаны. Экскурсовод показала хорошо сохранившиеся римские постройки – городскую арку тетрапилон и остатки античной колоннады, а также несколько христианских церквей византийского времени и средневековые мусульманские мечети. После осмотра исторических достопримечательностей автобус сделал остановку на популярном пляже Шатт аль-Азрак, что переводится как “Лазурный берег“. В конце экскурсии гид предоставила морякам час свободного времени, чтобы те могли сделать покупки на городском базаре – суке. В поисках памятного сувенира о Латакии набрел на антикварную лавку, где в груде старого хлама заметил небольшой серебряный предмет круглой формы. - Это монета? – спросил я хозяина. - Да. Монета крестоносцев. – ответил тот. Торговцу – арабу понравился фотоаппарат, висевший на моем плече. – Давай меняться: я тебе монету, ты мне – фотокамеру. Накануне рейса в магазине “Динамо” на улице Советской Армии (ныне Преображенская) за 12 рублей я купил простенький фотоаппарат “Смена”. Планировал запечатлеть на фото первые встречи с заграницей. Рейс заканчивался, и задача эта была практически выполнена. Денег же после покупки подарков уже не оставалось и, чтобы не упустить интересную монету, согласился на предложение араба. Вернувшись на судно, принялся с помощью каталога изучать свое приобретение. В справочнике сообщалось, что номинал моей монеты - грош, отчеканили его в ближневосточном городе Триполи примерно в 1275 – 1287 годы. Более подробную информацию рассчитывал получить уже в Одессе у опытного специалиста по средневековой нумизматике профессора Карышковского П.О. С возвращением судна из рейса, отправился на истфак Одесского университета, где профессор заведовал кафедрой истории древнего мира и средних веков. - Всё верно, продавец тебя не обманул – это монета крестоносцев. – сказал Петр Осипович. Профессор хорошо знал латынь и без труда перевел легенды на монете. - На аверсе указано имя эмитента “SEPTIMVS BOEMVNDVS” - Боэмунд VII, а на реверсе место чекана “CIVITAS TRIPOLIS SVRIE“ - Государство Триполи в Сирии. - Но ведь Триполи находится не в Сирии, а в Ливане. – переспросил я. - Правильно, это сейчас, а в средние века границы между государствами были другими. Название монетного двора указано для того, чтобы не путать сирийский Триполи с одноименным городом на севере Африки. - А что обозначают изображения на монете? - Крест в ажурной оправе на лицевой стороне гроша это не только символ христианской веры, но одновременно и герб графства Триполи. Три крепостные башни на оборотной стороне представляют собой часть замка крестоносцев. – ответил профессор. Карышковский объяснил, какая крепость, по его мнению, изображена на монете. Некоторые нумизматы считают, что это знаменитая цитадель Крак-де-Шевалье, оплот Ордена госпитальеров в Сирии. Но профессор придерживался иного мнения. - Замок Крак-де-Шевалье не входил в юрисдикцию графства Триполи, а посему не мог быть изображен на триполитанской монете. Я считаю, что на реверсе данного гроша изображены башни крепости Шато Сен-Жиль, которая находилась в городе Триполи, столице одноименного графства. Замок этот был назван в честь графа Раймона Сен-Жильского, предводителя Первого крестового похода и основателя крепости. Кстати, крепость эта неплохо сохранилась до наших дней. – сказал Петр Осипович. Профессор дал исчерпывающую информацию относительно истории моей монеты и трагической судьбы государства, ее отчеканившего. Графство Триполи возникло на севере современного Ливана в ходе Первого крестового похода. После захвата городов Библ и Триполи войском Раймона Сен-Жильского, графа Тулузского, и завоевания Бейрута и Сидона королем Иерусалимским Балдуином I, все побережье Финикии, а также значительная часть горных районов страны в начале XII века оказались в руках крестоносцев. Приморские и горные местности к северу от Библа вошли в состав графства Триполи, а Бейрут и Сидон стали вассалами Иерусалимского королевства. При графе Боэмунде VI государство Триполи в 1268 году приступило к чеканке собственных монет - гроссо. Граф и его преемник Боэмунд VII выпускали серебряные монеты двух номиналов – гроши и полугроши. Средний вес гроша составлял 4,2 г, а у полугроша он колебался в пределах 1,9 - 2,1 г. Вначале своего правления Боэмунд VII чеканил монеты, почти не отличимые от гроссо отца, но проба серебра в них была ниже. Графство Триполи просуществовало без малого два столетия – с 1105 по 1289 годы. После смерти Боэмунда VI в 1275 году в государстве вспыхнула междоусобица. Верхушка общества раскололось на два лагеря, в одном оказались вдова графа Сибилла и светское рыцарство во главе с молодым и горячим Боэмундом VII, в другом - епископ Триполи Вильгельм и его сторонники, которых поддержали рыцари - тамплиеры. Боэмунд VII захватил резиденцию Ордена тамплиеров в Триполи и собственноручно убил кинжалом генуэзского наместника, союзника “храмовников”. При Боэмунде VII крестоносцы уже не воевали с мусульманами, а предпочитали покупать мир с ними за деньги. Заключение мирного договора с султаном Бейбарсом стоило графству Триполи 20 тысяч золотых безантов. Боэмунд VII был бездетным, и после его смерти в 1287 году новая правительница Триполи по имени Люсия вступила в конфликт с городской коммуной. Глава коммуны обратился за помощью к мамлюкскому султану Келауну. Великий магистр ордена тамплиеров Гильом де Боже предупреждал жителей Триполи об опасности, но те не поверили. Армия Келауна застала город врасплох, мамлюки ворвались в столицу графства и завязались уличные бои. Командор тамплиеров Пьер де Монкада имел возможность спастись на галере, отплывавшей на Кипр, но предпочел остаться в Триполи и погиб с мечом в руках, как и остальные защитники города. Так в 1289 году трагично закончилась история графства Триполи. - Если бы меня попросили назвать самую красивую монету, чеканенную крестоносцами в Святой Земле, я бы выбрал триполитанский грош Боэмунда VII. – подытожил свой рассказ Карышковский. - Дизайн монеты поражает своей суровой красотой, лаконичностью и выразительностью. Сегодня эта небольшая монетка на европейском нумизматическом рынке стоит хороших денег - 300 евро и выше. Мне же она дорога еще как память о плавательной практике на пароходе “Малахов курган” и первом знакомстве с заграницей.

Публикации по теме