Названы лучшие проекты в сфере детского туризма. Детский туризм: история, направления и особенности Детский познавательный туризм

Подведены итоги Всероссийского конкурса «Лучшие практики развития детского туризма», организованного Торгово-Промышленной Палатой РФ, Российским государственным университетом туризма и сервиса (РГУТИС) и редакцией «Туризм» Информационно-аналитического портала ВГТРК Вести.ру. Целью конкурса было обобщение и популяризация опыта в этой сфере. И опыт, как выяснилось, наработан уже довольно богатый и многообразный.

На конкурс было подано почти 250 заявок из 36 регионов РФ и 75 городов и сельских поселений. Заявки и презентационные альбомы оценивало жюри в составе ведущих научных сотрудников РГУТИС, а также известных деятелей сферы детского туризма и отдыха. В итоге, жюри отметило следующие проекты и программы.

Победителей в номинации «Лучшая программа детского лагеря» - сразу два, и оба представляют Брянск. Это Профильная смена «Охотники за удачей» и программа «Туристская смена». Еще несколько программ детского отдыха получат дипломы лауреатов в этой номинации: смена «Турактив» специализированного (профильного) палаточного лагеря (Архангельск), Детский оздоровительный лагерь «Багульник» (Бурятия), «Лагерь навыка» (Москва), «Горная семейка» (Челябинск) и сетевая программа отдыха детей и их оздоровления «Современный менеджер туризма» (Ярославль).

Также два победителя - в номинации «Лучшая программа детского историко-познавательного туризма» - «Крошечными шагами по Курскому краю» (Курск) и «Всему начало здесь» (Ярославль). Лауреаты номинации - «Посвящение в лицеисты в Императорском Царскосельском лицее» (Иркутск) и «На тульском направлении» (Тула).

«Лучшей детской практикой выездного туризма» назван проект создания модели международного туристского маршрута «Селенга-Байкал» (Бурятия).

«Лучшей региональной практикой въездного туризма» - проект «Дети на Великом чайном пути» (Иркутск).

В номинации «Лучшая практика спортивного туризма» победила программа комплексной туристско-краеведческой и туристско-спортивной подготовки «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой, туристско-спортивной и поисковой работе» (Иваново). А лауреатом стала программа «Спортивный туризм, дистанции пешеходные» (Брянск).

«Экскурсия в волшебный Дом Снеговика» (Архангельск) и интерактивная экскурсия по городу «В поисках клада черной лисы» названы лучшими в номинации «Лучшая практика городской экскурсии» . А лауреатов здесь сразу семь: интерактивное образовательное событие «Я люблю Брянск» (Брянск), детская театрализованная квест-экскурсия «Легенда Городничего» (Владимир), «Дети детям о городе» (Иркутск), «Ради Родины, ради победы. Экскурсия по Ногинску» (Ногинск Московской области), «Образовательная экскурсия «Коломна из окна трамвая» (Коломна московской области), проект «Техно-гид» (Томск) и «Экскурсия в Ботанический сад» (Чувашия).

В номинации «Лучшая практика детских туристических маршрутов» жюри отдало предпочтение проекту «Исторические и этнографические достопримечательности Холуйского сельского поселения» (Иваново). Звания лауреатов - у «Экскурсии по Удинской долине» (Бурятия), велосипедного туристско-краеведческого маршрута «По Савинскому краю» (Иваново») и туристского маршрута «Тюменская тропа» (Тюмень).

«Лучшей практикой детского туризма в сельской местности» названа экскурсионная программа «По дороге к Бродскому» (Архангельск). Лауреатами стали туристический образовательный проект «У истоков империи гуннов» и «Пещеры… Природа… Люди» (оба - Бурятия).

«Лучшие программы детского туризма в малых городах» - «Усадьба Марьи Искусницы в Суздале» и «Две культуры - один город» (Марий-Эл). Звания лауреата удостоились «Кехта: туристские тропы Песчаной Венеции» (Бурятия) и музейная программа «Интеллектуалы» (Марий-Эл).

«Лучшей программой подготовки специалистов детского туризма» стала программа «К туристскому мастерству» (Ярославль), а лауреат в этой номинации - Школа туристской подготовки «Инструктор-проводник» (Брянск).

В номинации «Лучшая муниципальная программа развития сферы детского туризма» победу завоевал проект «Детский образовательный туризм «Живые уроки» (Чувашия), а лауреатом стал проект «Туризм - выбор молодых» (Брянск).

Сразу три победителя в номинации «Лучшая региональная программа развития сферы детского туризма» . Это проект «Урал для школы» (Екатеринбург), «Музейный марафон» (Тула) и «Технологии неформального образования «Интерактивная карта музеев образовательных организаций» (Ярославль). Звания лауреатов - у проекта «Туристический паспорт школьника» (Владимир) и у Туристско-краеведческого марафона «Мой дом - Тамбовский край» (Тамбов).

«Лучшей научной работой, посвященной практике детского туризма» названа магистерская диссертация «Разработка проекта многофункционального учебно-тренировочного центра по спортивному туризму» (Томск). Лауреат - «Сборник материалов в помощь педагогам дополнительного образования в области спортивного ориентирования, туризма и краеведения» (Бурятия).

В номинации «Лучшая публикация в СМИ, посвященная теме детского туризма» звания победителя жюри не удостоило никого. Лауреатские дипломы - у педагога из Бурятии Олега Морозова за статью «Весенне-летние путешествия кружка «Долган» и у Алены Гусейновой из Ярославля за публикацию «Перспективы устойчивого развития этнографического образовательного туризма в Ярославской области».

Победа в номинации «Лучшая организация детского туристического похода» досталась проекту «И горы Кавказа приветствуют нас» (Волгоград). Лауреатами стали походы «По семи озерам Алтая» (Алтайский край), «Холмогорская кругосветка» (Архангельск), проекты «Реабилитационный туризм как средство социализации трудных подростков и детей-сирот в современном обществе» (Вологда) и «Туристенок» (Чувашия).

В номинации «Лучшая организация детской экспедиции» победу завоевали два проекта: «Организация и проведение многодневной эколого-краеведческой экспедиции «Край, в котором я живу» (Волгоград) и «Наследники традиций» (Вологда). Лауреаты - «ООПТ Владимирского края: знай, изучай, охраняй!» и Эколого-краеведческая экспедиция по речке Ефремовке «преображающая сила родной земли» (оба - Владимир).

Победу в номинации «Лучшая организация детской туристической прогулки» поделили «Пешеходная туристская экскурсия к стрелке рек Уба и Катунь» (Алтайский край) и мини-проект «Туристята» (Чувашия). Лауреаты здесь - «Экологическая тропа ЮнЭк» (Иваново) и проект «Тропой Ижека» (Чувашия).

«Лучшим детским турпродуктом» названы «Экскурсионный маршрут, связанный с художниками родного края «Собинка - Арбухово - Колокольница - Кадыево» (Владимир), Интерактивный музей «Галинские паруса» и проект «Путешествие в мир металлурга» (оба - Вологда). Лауреатов в этой номинации - несколько: «Театрализованная экскурсионно-игровая программа «В гостях у Поморыча» (Архангельск), «Детский палаточный лагерь на Байкале «Мармелад Кэмп» (Бурятия), «туристический пешеходный маршрут «Желтуринская тропа» (Бурятия), «Ринпоче Багша - жемчужина буддизма» (Бурятия), «Музейно-развлекательный детский туристический центр города Владимир» (Владимир), «Тур выходного дня по владению мельника Кудрявцева» и «Путешествие на фабрику мороженого «Ангария» (оба - Иркутск).

Звание победителя в номинации «Лучшая детская волонтерская программа» не получил никто. А вот лауреаты тут - проект «Мариинский солнцеворот» (Владимир) и Летний трудовой отряд особого назначения «Создание экологической тропы на памятник природы скала «Мир» (Иркутск).

Победители в номинации «Лучшая организация детского туризма в рамках внеурочной деятельности » - Туристический клуб «Синяя птица» и программа «Школьные туры, экскурсии как форма внеурочной деятельности» (оба - Нижний Новгород). Лауреаты - «Программа организации детского туризма в рамках внеурочной деятельности «Люби и изучай свой северный край» (Архангельск) и проект «Туристическими тропами Рязанской области» (Рязань).

В номинации «Лучшая организация детского туризма в рамках внешкольной деятельности» победу одержали Туристический клуб «ТЕМП» (Бурятия) и «Интерактивно-познавательный центр «Зеленая планета» (Вологда). Лауреатами названы Литературное кафе «Бродячий щенок» (Марий-Эл), программа «Школьные туры и экскурсии как форма внеурочно деятельности. Школьные туры и экскурсии в рамках внешкольной деятельности» (Нижний Новгород) и Республиканский проект по развитию внутреннего туризма «Чемодан» (Чувашия).

Информационный партнер конкурса - интернет-проект «Вести.Туризм».

В ближайшие три месяца портал познакомит читателй с наиболее интересными проектами и программами.

Школьников в каникулы и круглый год ждут музеи, сельские дома и туристические базы Алтайского края. Традиционно интересные познавательные программы и маршруты для школьников приготовили музеи. Это направление сегодня особо обсуждается в правительстве - все чаще ведется речь о необходимости возрождать образовательный туризм и краеведение для школьников.

Музеи Алтайского края

Уже активно разрабатывают и предлагают различные тематические экскурсии. В дни каникул, как отмечают сотрудники музеев, поток посетителей-школьников, приезжающих из близлежащих районов и городов, возрастает.

Экскурсия по музею проходит очень интересно со стихами и видео. Помимо традиционной экскурсии, посвященной знаменитому поэту, мы предлагаем другие виды программ, но они непременно связаны с именем знаменитого земляка. Например, на музыкальных вечерах звучит музыка друзей-композиторов Роберта Рождественского. Ежемесячно музей посещают порядка 500 человек. Также учреждение работает как творческая площадка, где проходят музыкальные и поэтические вечера.

Интересные экскурсии приготовил и музей, расположенный в Топчихинском районе. Как рассказал краевед, директор Топчихинского районного музея Сергей Поздин, приезжают группы от 30-40 человек, обычно в дни осенних каникул количество приезжающих групп увеличивается. «Мы предлагаем экскурсию по нашему музею, а также по воинской части, что конечно особенно нравится детям. Они смотрят, чем живет современная армия, узнают, что такое плац, казарма, военный спортивный городок и другое. Нас всегда сопровождает офицер, который рассказывает о быте служащих, отвечает на вопросы. Завершается экскурсия осмотром учебной техники. Это самый запоминающийся во всей экскурсии момент для детей, поскольку можно посидеть внутри настоящего танка».

Сельский туризм

Владельцы предлагают отдохнуть с баней и рыбалкой. «Сельский туризм -это преимущественно отдых с семьями. Ближайшие праздники и выходные у нас уже забронированы. Можно сказать, что одна из последних тенденций - на отдых приезжают семейные пары с детьми. Сейчас - это гости из Барнаула и Алейска, которые приехали со своими с квадроциклами, чтобы поохотиться и порыбачить», рассказала Лариса Пастухова, хозяйка усадьбы в Чарышском районе. По ее словам, теплый дом для круглогодичного отдыха пока один и он всегда загружен на 100% ,но в межсезонье есть также два дома с печным отоплением, в которых пока еще можно комфортно разместиться.

Детский туризм занимает наиболее благородный сектор рынка туриндустрии. Программы отдыха, призванные расширить детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты, нацелены в конечном итоге на развитие молодого поколения - в ближайшем будущем потенциально наиболее активного в российском обществе.
Традиционно в России распространены детские летние лагеря, предлагающие сегодня насыщенные анимационные программы. Отдельным образом среди них выделяются лагеря тематические, подчиненные одной теме: палаточные с обучением элементам туризма, археологические, где ребята занимаются раскопками стоянок первобытных людей, спортивные, конноспортивные, существуют лагеря с религиозной направленностью и т.д. Неоспоримым преимуществом обладают детские центры отдыха за рубежом, предлагающие языковую практику и погружение в новую культуру. Расположенные часто в теплых странах, на море (в Греции, Турции, Болгарии, Хорватии, на Мальте и т.д.) такие детские центры отличаются насыщенными экскурсионными и тематическими программами и позволяют общаться со сверстниками как из стран СНГ, так и из других государств.
Популярны экскурсионные (автобусные или комбинированные: ж.д. + автобус) культурно-познавательные туры по Европе. Даже длительные переезды по европейским дорогам дети обычно расценивают как настоящее приключение. «Второе рождение» переживают и детские экскурсионные поездки по России. Туроператоры постоянно создают новые экскурсионные программы с привлекательными для детей туристскими брендами («На родину Деда Мороза и Снегурочки»), развлекательные («Фабрика мороженого «Баскин Робинс» с дегустацией лакомой продукции), патриотические («Кубинка - Музей бронетанковой техники»), познавательные (экскурсии в усадьбы писателей, поэтов) и т.д. Можно выбрать варианты, интегрированные в программы профильных школ или колледжей, как экскурсия для юных биологов «В гости к зубрам» в Приокско-террасный заповедник.
Широко представлен детский спортивный туризм и активный отдых. На территории России наиболее известны объединенные программы «Робинзонада» и «Приключение», включающие лыжные и пешие походы, сплавы на байдарках и катамаранах, походы на равнинных и горных велосипедах и т.д. Стоит обратить внимание на зарубежные спортивные, например, зимние лагеря, где дети под управлением инструкторов учатся кататься на горных лыжах и сноубордах.
Оздоровительные детские лагеря предлагают общеукрепляющие программы, тогда как поправить здоровье детям можно в специализированных детских санаториях, а также в санаториях и клиниках, рассчитанных на прием родителей с детьми. И, конечно, различные виды отдыха можно комбинировать с дополнительным образованием, в первую очередь с изучением иностранных языков в летних языковых школах, распространенных во многих европейских государствах.
Познакомиться с операторами, специализирующимися на различных видах детского отдыха, Вы можете на нашем сайте или, естественно, на сайтах самих компаний - членов РСТ.

Познавательный и развлекательный детский туризм

Детский туризм - один из лучших способов расширить кругозор ребенка, подыскать ему интересное хобби, а заодно заинтересовать многими школьными предметами. Познавательные элементы, как правило, тесно сплетены с развлечениями. Детей младшего возраста интересуют животные, сказочные персонажи и разнообразные игрушки. Для школьников, в свою очередь, больше подойдут научные эксперименты, различные музеи, а также компьютерные, танцевальные и языковые лагеря.

Некоторые программы дают детям шанс попробовать себя в самых разных амплуа и таким образом выбрать будущую профессию. Так, в московском «Мастерславле» или петербургском «Кидбурге» создана модель целого города, где ребенок может примерить на себя любую специальность - от фермера до банкира. Открыто множество семейных парков - как, например, «Кудыкина гора» в Липецкой области, где вдобавок к прогулке по деревянной крепости и парку с животными можно научиться работать с гончарным кругом.

Музеи тоже не отстают: теперь вместо нудных однообразных экскурсий они все чаще предлагают интерактивные программы: квесты, игры, мастер-классы, школы робототехники и другие интересные вещи. Благодаря этому дети, с одной стороны, не успевают заскучать, а с другой - узнают много нового.

Многочисленные развлекательные парки и аквапарки помогают всей семье стряхнуть с себя будничное настроение и вдоволь повеселиться. Водные развлечения легко найти на традиционных морских курортах - в Геленджике, Анапе, Сочи, Туапсе. В Алуште открыт аквапарк «У Лукоморья» с аттракционами по мотивам русских сказок, в Азовском районе водный парк посвящен «Острову сокровищ». Однако курортами дело не ограничивается. Аквапарк в Ростове-на-Дону вошел в десятку лучших в Европе по отзывам туристов, а в Алтайском крае на озере Яровом действует самый большой аквапарк в Сибири.

Светлана Нимакова
Детский туризм

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №49 «Веселый гном» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Проектная деятельность на тему :

«Детский туризм как средство оздоровления и ознакомления с миром деревьев»

(с воспитанниками подготовительной к школе группы)

Подготовила : старший воспитатель

Нимакова С. И.

Декабрь 2015 г.

Новочебоксарск, 2015 г.

1. Паспорт проекта : 1-2 стр.

2. Этапы реализации проекта : 3 стр.

3. Основные формы, методы и средства работы с детьми : 4 – 5 стр.

4. Модуль : самостоятельная деятельность детей : 5 – 6 стр.

5. Этапы проекта : 6 – 7 стр.

6. Мероприятия по реализации проекта :8 – 15 стр.

7. Литература : 16 стр.

«Детский туризм как средство оздоровления и ознакомления

с миром деревьев»

Вид проекта : информационно – исследовательский.

По времени проведения : долгосрочный (в течение учебного года) .

По составу участников : воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги, родители.

Актуальность.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде. Данная форма работы с детьми помогает решению вопросов воспитания любви к природе родного края, желание сохранить ее, воспитания патриотических чувств.

Цель :

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни через туризм , повышение интереса к изучению родного края, природы как целостной взаимосвязанной системы.

Задачи :

Расширять и уточнять представления детей о природном мире, о простейших связях между предметами ближайшего окружения

Развивать познавательно – исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам и наблюдениям.

Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании .

Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада , города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туристической техники , правил поведения в окружающей среде.

Ожидаемые результаты :

1. Улучшение показателей физической подготовленности воспитанников.

2. Расширение представлений детей о природе, ее значении в жизни человека.

3. Проявление интереса к проблеме участников проекта, активное применение их на практике.

4. Повышение уровня педагогической культуры родителей.

5. Наличие плана по ознакомлению с деревьями : березой через детский туризм .

6. Центр творческая мастерская «Туристическая тропа » .

7. Центр «Исследователь» .

8. Центр «Безопасность в природе» .

9. Мини – музей «Береза – символ России» .

10. Презентация педагогического проекта.

Сроки реализации проекта :

1 этап – диагностический : сентябрь

2 этап : основной (практический) : октябрь – апрель

3 этап : заключительный : май

Источники финансирования :

спонсорские средства

Этапы реализации проекта

Этапы Сроки Задачи Направления работы

1 этап : диагностический сентябрь 1. Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

2. Изучить и проанализировать теоретический и практический материал по проблеме в методической литературе и периодических изданиях. 1. Диагностика физической подготовленности детей, анализ медицинских карт.

2. Изучение проблоемы в форме самообразования.

2 этап : основной (практический) октябрь – апрель 1. Продолжить изучение и анализ теоретического и практического материала по проблеме в методической литературе и периодических изданиях.

2. Разработать систему занятий, включить их в практику работы.

3. Способствовать повышению педагогической компетентности педагогов по проблеме.

4. Повышать активность и заинтересованность родителей в воспитании здорового ребенка. 1. Изучение проблемы в форме самообразования.

2. Разработка практического материала.

3. Организация работы с детьми.

4. Повышение компетентности педагогов по проблеме.

5. Педагогическое просвещение родителей.

3этап : обобщающий май Проанализировать степень достижения поставленной цели, наметить перспективы на будущее Анализ степени достижения поставленной цели.

Основные формы, методы и средства работы с детьми

Таблица 1. Модель «Совместная деятельность взрослого и ребёнка»

Интегрированные виды детской деятельности Формы и методы Средства

познавательно - художественная - Фольклорные познавательные занятия :

«Здоровье» :

- Беседа по пословицам : «Здоровье не купишь – его разум дарит» , «Береги платье снову, а здоровье – с молоду» .

Знакомство со сказкой «Лазарь Лазарич и Иван Иваныч» .

Хороводная игра «Иван да Лазарь» .

- «Чувашские богатыри» . Знакомство с национальной борьбой – керешу.

Разучивание жеребьевки «Руки вперед» .

Проведение подвижной игры «Перетягивание в кругу» .

«Трудолюбие» :

Беседа по пословицам «Труд – правило жизни» , «Сидеть без дела то же, что быть лишенным рук и ног» , «Человек славен своим трудом» ю

Знакомство со сказкой «Красавица Плаги» .

«Доброта» (города) :

Путешествие по географической карте Чувашии. Изготовление макета города. Разучивание подвижной игры «Города» .

«Любовь к Родине» :

- «Касримушка» .

Расширение представлений об отражении в народных играх родственных отношений. Проведение подвижной игры «Касримушка» . Придумывание игры по сюжету легенды «Сказание о старом предводителе, его сыне и мудром пастухе» .

Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, с демонстрацией опытов и с использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами : игры-соревнования, игры состязания «Кто больше назовёт!» , и «Кто быстрее» и др., дидактические : разнообразные головоломки; сюжетно-ролевые игры).Практические занятия в помещении и на местности.

Народные промыслы Чувашии :

резьба по дереву, лозоплетение и изделия из бересты. Мультимедийное видео

Аудиотека

Художественно-иллюстративный материал

Библиотека

Стимульный материал

Раздаточный материал

Таблица 2. Модель «Самостоятельная деятельность детей»

Интегрированные виды детской деятельности

или интегрированные формы детской деятельности (из табл. 1) Предметно-развивающая среда

познавательно-исследовательская

познавательно - изобразительная

познавательно-игровая познавательно-трудовая

познавательно - литературная Мини-центр творческая мастерская "Туристическая тропа "

Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы - юные туристы ")

Мини-центр «Исследователь» (оборудование и материалы для познавательно-исследовательской деятельности, стимульный материал : карты - схемы, алгоритмы, модели)

Мини-центр «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме ")

Мини - музей "Макет "Наш детский сад "

Мини-музей "Макет туристической тропы "

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта :

Таблица 3

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

Установочный Формулирует проблему (цель) .

При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу. Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Обсуждение и дополнение задач проекта.

Проектировочный Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать

деятельность.

Организует деятельность Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа.

Деятельностный Практическая помощь (по необходимости) .

Направляет и контролирует осуществление проекта. Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Презентационный Подготовка к презентации. Презентация. Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.

План реализации мероприятий проекта

Этап Направления работы Наименование

мероприятий Сроки

реализации Ответственные

1. Диагностический Диагностика физической подготовленности детей, анализ медицинской карты.

Изучение проблемы в форме самообразования.

Изучение методической литературы, статей из периодических изданий по проблеме. Выявление уровня физической подготовленности по результатам диагностики, изучение медицинских карт воспитанников.

Изучение методической литературы, статей из периодических изданий по проблеме.

сентябрь медицинская сестра

новной Совместная деятельность 1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник : как появилась жизнь на Земле. Земля как планета, имеющая атмосферу, гидросферу, материки и океаны, природные зоны и т. д. Знакомство с глобусом, Освоение космоса. Какую пользу приносят походы и экскурсии.

Оформление мини – центра творческой мастерской «Туристическая тропа » .

2. Целевая прогулка в березовую рощу : «Возьмем за плечи рюкзаки»

Наблюдение за осенними березками.

Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы.

Знакомство с русским фольклором, посвященным русской березе (пословицы, поговорки, загадки, песни) .

Беседа о грибах, рассматривание грибов подберезовика и чаги, повторение загадок о грибах.

Рисование акварелью «Золотая березка» .

Родительское собрание, знакомство с проектом.

3. Как я устроен? Помогу себе сам.

Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения

Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,мозговых центров.

Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма,отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинская помощь (накладывание шины, перевязки и т. д.) . Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.

Физическая подготовка юного туриста , контроль и самоконтроль.

Оформление мини – центра «Безопасность в природе.

Продолжение работы по ознакомлению детей с березой :

-Чтение : «Березовый лес» И. Бунин.

Лепка из соленого теста «Подосиновики» .

Беседа по картине А. И. Куинджи «Березовая роща» .

Труд на участке, сбор листьев.

Разучивание хоровода «Во поле береза стояла» .

Изготовление папки-передвижки для родителей воспитанников «Все о русской березе» .

4. Собирайся, дружок, в поход.

Распределение туристских обязанностей . Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста . Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.

Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе, в лесу; спуске и подъёме по склону.

Рассказ воспитателя «Ценное дерево – береза» . Знакомство с предметами быта из бересты и продуктами переработки березовой древесины, листьев, грибов.

Изготовление поделок из листьев березы (Панно «Осенний ковер» ).

Заучивание песни-хоровода «Ай да, березка!»

Дидактическая игра по карточкам «Составь предложение со словом «береза» .

5. О карте.

Оформление мини – центра «Исследователь» (оборудование и материалы для познавательно – исследовательской деятельности, стимульный материал : карты – схемы, алгоритмы, модели,

Какие карты бывают. Работа с планом города. Что такое компас. Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории.

Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.

Наблюдение за зимней березой на участке детского сада

Заучивание стихотворения «Белая береза» С. Есенина.

Рисование «Белая береза» по стихотворению С. Есенина.

Слушание песни «Березы» в исполнении С. Безрукова и ансамбля «Любэ» .

6. С голубого ручейка начинается река.

Охраняемые территории, зачем они нужны. «Красная книга» просит о помощи : редкие и исчезающие виды растений и животных.

Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки. - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!

Тише, - птицы на гнезде : правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края .

7. Составление детьми творческих рассказов «Березка и ее друзья» .

Рисование плакатов «Сохраним русскую березку» .

Презентация дидактической игры «Собери пару» .

Викторина «Русская березка» (использование малых фольклорных форм) .

Наблюдение за березкой на участке ДОУ, чтение детьми стихотворения «Белая береза» С. Есенина.

Словесная игра «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза» ).

8. Чтение : «Елочки-метелочки» Е. Тимошенко.

Комплексная совместная деятельность детей и воспитателя по оформлению экспонатов для мини-музея.

Дидактическая игра по карточкам «Найди лишний предмет» .

8. Чтение : «Цветут березки» М. Пришвин.

Изготовление макета «Березовая роща» .

Сбор и оформление экспонатов для мини-музея «Русская березка – символ России» (участники : воспитатели, дети, родители) .

Труд на земле.

9. Наблюдение за весенней березкой.

Сбор и оформление материалов для мини-музея.

Рисование акварелью «Май сережки дарит ей…»

Труд на земле.

Открытие мини-музея «Березка – символ России» .

май воспитатели

старший воспитатель,

инструктор по физической культуре,

воспитатели

старший воспитатель,

медицинская сестра

инструктор по физической культуре,

воспитатели

старший воспитатель,

инструктор по физической культуре,

воспитатели

воспитатели,

инструктор по физической культуре

воспитатели

воспитатели

старший воспитатель,

воспитатели

старший воспитатель,

воспитатели

старший воспитатель,

воспитатели

3 этап : заключительный Презентация творческого проекта май старший воспитатель,

воспитатели

ЛИТЕРАТУРА :

1. Биржаков М. Б. Введение в туризм . – Спб : Питер, 2002.

2. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. /под ред. А. М. Прохорова. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» , СПб.: «Норинт» , 1998. – 1456 с.: ил.

3. Сысоева О. Е.: Организация летнего отдыха детей. – М.: Владос., 1999. – 176с.

4. Богданова С. Подарим детям каникулы// Туризм : практика, проблемы, перспективы,-2003, №4.-с. 44-45

5. Морозов М. Анализ рынка российского детского туризма// Туризм : практика, проблемы, перспективы,-2003, №4.-с. 38-40.

6. Морозов М. В России у детского туризма социальный статус// Туризм : практика, проблемы, перспективы,-2004, №1.-с. 26-30.

Публикации по теме