Старинные русские особняки. Некоторые русские усадьбы, выставленные на аукционы

В России находится около 7000 старинных усадеб, которые требуют реставрации. Сумма восстановления одной исчисляется в нескольких миллионах долларов. Каждая постройка нуждается в меценатах, чтобы сохранить свой вид для других поколений. И именно в меценатах, а не инвесторах, поскольку деньги, потраченные на реставрацию, не всегда удается вернуть.

Чтобы спасти старинные усадьбы России , в Минкультуры разработали программу «Зеленый коридор», по которой заброшенные усадебные дома будут распродавать на аукционах. Оформление документов будет ускорено, но стать полноценным владельцем постройки возможно будет только после полной ее реставрации – такое обязательное условие программы. Именно полноценной реставрации, а не современного ремонта.

Небольшой перечень старинных построек, которые требуют реставрации:

Замок Шаакен (п. Некрасово, Калининградская область)

Редкое сооружение 13 века на территории России, которое неплохо сохранилось до наших дней. Требуется реконструкция части здания и восстановление уцелевших стен. Замок построен тевтонским орденом из кирпича и камня, но местами можно увидеть и современную кирпичную кладку. Заброшенным его назвать сложно, поскольку арендаторы сделали все для того, чтобы замок не пустовал и привлекал меценатов. У самих предпринимателей, которые арендуют постройку, денег таких нет, но они решили проблему в иной способ – организовали здесь экскурсии, сделали музей инквизиции в подвале, тематическое кафе рядом, а также разнообразные развлечения на территории: катание на лошадях, стрельба из лука, исторические костюмированные реконструкции – все, что связано с эпохой Средневековья и рыцарями.

Усадьба графа Строганова (д. Волышево, Псковская область)

Строгановы были богатейшим дворянским родом в России. Поэтому отделку и инженерные новшества для своей усадьбы они могли сделать не хуже, чем в Зимнем дворце. По словам современников это была дворянская усадьба небывалой красоты. Спроектировал эту роскошь Михаил Макаров. Именно за эту работу еще в молодые годы он получает звание академика. Изначально сооружение было деревянным, но после под наблюдением уже другого архитектора – Карла Шмидта, он был увековечен в камне. Основным стилем для усадьбы был выбран ранний классицизм, но проект был настолько эклектичным, что нельзя не упомянуть другие стилевые решения – барокко, византийский, древнерусский.

В здании была дорогая отделка и наполнение – паркет из редких пород древесины, мраморная лестница итальянской работы, лепнина и уникальные предметы искусства, которые украшали комнаты. Предметы интерьера давно были вывезены, но куда – неизвестно. Были сделаны уникальные водопроводные и отопительные системы. На территории также были сооружены небольшой храм и конный завод, а также обустроен парк с редкими деревьями. Конный завод до сих пор используется по назначению: он в неплохом состоянии. После массового сруба достояния парка в советские годы и последствий урагана осталось всего 20 % того парка, который когда-то был создан Строгановым. Среди уцелевших деревьев – карликовые дубы, псевдотсуга мензиса, гигантская туя и ивы.

Усадьба Ляхова (д. Ляхово, Московская область)


Еще 30 лет назад усадьба дворянского рода Васильчиковых в Ляхово была в отличном состоянии и смогла быть увековечена в фильме «Формула Любви», но сегодня она превращается в развалины из-за человеческого фактора. Этот дом с мезонином, как в рассказе Чехова, является ярким примером усадеб 19 века: небольшая по габаритам, построена в стиле классицизм, со стандартной планировкой того времени. Здание сделано из кирпича и оштукатурено. Штукатурка уже почти вся слезла. Внутренняя отделка из дерева и керамики почти вся разобрана. Возле дома еще сохранился уютный липовый парк с каскадной системой прудов. Как и другие заброшенные усадьбы , усадебный дом Ляхова был выставлен на аукцион. Стоимость реставрации оценивается в 300 млн. рублей. Срок выполнения – до 7 лет.

Подобная архитектура просто необходима для нашей истории, туризма и кинематографа.


К сожалению, судьба большинства старинных усадеб Москвы и ее окрестностей весьма печальна – во время революции и после нее они были разрушены и разграблены. Но есть среди них такие, которые уцелели в своем первозданном виде, сохранив тем самым историческую память о своих создателях и владельцах. И сейчас эти старинные усадьбы являются настоящими сокровищами столичного мегаполиса, ведь здесь все «дышит» многолетней историей. Прогуляемся по некоторым из них...


«Дворянских гнезд заветные аллеи.
Забытый сад. Полузаросший пруд.
Как хорошо, как все знакомо тут!…
Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот.
За рощей чуть горит луны эмаль.
И в сердце молодом встает печаль.
И слышен чей-то странный, грустный шепот.
Кому-то в этот час чего-то жаль»
(К.Д. Бальмонт)

«В 1917 году началась агония… Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и обвалились бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем - культура двух столетий. … И нет над некрополем надгробного камня. » А.Н.Греч «Венок усадьбам»
Но не будем о грустном...

Если раньше многие усадьбы строились в нескольких верстах от города, то сейчас они вошли в черту Москвы и стали частью столицы, ее городскими парками.

Усадьба КУЗЬМИНКИ




Кузьминки, одна из самых больших усадеб,- интереснейший ландшафтный и архитектурный ансамбль Москвы.
История этой усадьбы, возраст которой более 300 лет, связана с такими известными именами, как бароны Строгановы и князья Голицыны.

В конце 18 века здесь был разбит огромный английский парк, самый первый пейзажный парк в Москве, за которым ухаживали около 300 садовников и дизайнеров. Причем многие из них были выписаны из-за границы. Под этот парк была отведена самая большая часть усадьбы.
Особенность английского парка состоит в том, что он создает иллюзию естественной природы, как будто вы находитесь в лесу.


Такой парк невозможно испортить, его можно только вырубить, поэтому он и в наши дни по-прежнему радует своих посетителей.
В начале 19 века владелец усадьбы, князь Сергей Михайлович Голицын, предпринял кардинальное ее переустройство, что ему прекрасно удалось.


Утонченный стиль обновленных зданий и грандиозный парк с исключительно ухоженной территорией восхищали современников. Не зря его стали называть московским Павловском или русским Версалем.




Голицыны владели чугуно-литейными заводами, и на них для украшения усадьбы отливали настоящие шедевры – уникальные ворота, ограды, лавочки, фигуры львов и грифонов. Также на территории усадьбы были установлены памятники Петру I, Марии Федоровне и Николаю I.


К сожалению, не сохранилось в первоначальном виде главное здание усадьбы Голицыных, которое в 1916 году сгорело, на старом фундаменте в 1930 году выстроили новое.



Усадьба КУСКОВО




Шереметьевы, будучи очень богатыми людьми, были одними из первых среди московской знати, которые в 18 веке обзавелись летней загородной резиденцией. Предназначенная для приемов и балов, она отличалась роскошью и помпезностью. Строительство велось по проектам лучших архитекторов того времени - Карла Бланка и Юрия Кологривова. Основные работы здесь были проведены при Петре Борисовиче Шереметьеве.


Основу этой красивейшей усадьбы составляет отлично сохранившийся французский парк с прудами, занимающий площадь более 30 гектар. Украшают его многочисленные мраморные скульптуры и оригинальные павильоны.


Московские дворяне любили приезжать к Шереметьевым, иной раз количество гостей достигало 30 тысяч. Гостям здесь всегда были рады, и для них имелось «бесчисленное множество отрад и приятностей », был в усадьбе и собственный театр, который соперничал даже с императорским.
Архитектурный комплекс усадьбы состоит из Дворца, двух домиков, Итальянского и Голландского, павильонов - «Грот», «Оранжерея», «Эрмитаж» и Церкви Спаса Всемилостивого.

Великолепный Дворец, построенный из дерева, сохранил свою первоначальную планировку и богатый внутренний интерьер. Поверх дерева дворец оштукатурен и покрашен в нежный розовый цвет.


Самой необычной постройкой в Кусково является Эрмитаж, двухэтажное здание с лифтом.
Здесь граф Николай Петрович Шереметьев, сын Петра Борисовича, часто встречался со своей фавориткой, крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой, историю любви которых знают многие. Слуги на первом этаже сервировали для них стол и на лифте отправляли его наверх. Впоследствии граф женился на Прасковье, и она стала полноправной хозяйкой усадьбы.



Усадьба Коломенское


Усадьба Коломенское, находящаяся на юге столицы, раскинулась на огромной территории в 390 гектар. Есть здесь обширный парк, выходящий на набережную Москва-реки, есть и нетронутый девственный лес.
Славится Коломенское и своими знаменитыми садами, кроме того здесь сохранились петровские дубы, возраст которых достигает 600 лет. По преданию, под их сенью обучался грамоте юный Петр, будущий российский император.




Коломенское с давних пор служило вотчиной московских правителей, особенно любил здесь бывать царь Алексей Михайлович. Во время его правления сюда были свезены со всей страны уникальные старинные деревянные строения. Для себя Алексей Михайлович возвел в Коломенском яркий и красочный деревянный дворец-сказку из 270 помещений, который многие современники называли восьмым чудом света.

В 1775 году Екатерина II поручила архитектору Василию Баженову возвести здесь царскую резиденцию. Обветшалый к тому времени деревянный дворец Алексея Михайловича разобрали и на его месте возвели новый, который тоже не сохранился. Однако закончить работы, растянувшиеся на несколько лет, не успели. В связи с переносом столицы в Санкт-Петербург двор переехал в город на Неве, финансирование строительства практически прекратилось и усадьба начала приходить в запустение.

В 1990 году начались работы по реставрации этой усадьбы, ее архитектурных памятников. По сохранившимся чертежам удалось даже восстановить знаменитый дворец Алексея Михайловича. И сейчас под открытым небом здесь находится настоящий музей деревянной архитектуры.

И лишь в 90-х годах прошлого века началась кардинальная реставрация этой усадьбы, закончившаяся в 2007 году. При этом многие строения были восстановлены практически из руин. Теперь дворцово-парковый ансамбль Царицыно - красивейшее место отдыха столицы с великолепным дворцом, напоминающим сказочный замок, живописным парком и знаменитыми царицынскими прудами…


Осень прекрасное время прогуляться по скверам и паркам. лучшее тому подтверждение.

Тематические подборки раздела Архитектура

В тени густых аллей. Усадьбы

Н екогда «приют спокойствия, трудов и вдохновения». В наши дни - романтические уголки с пока еще уцелевшими величественными домами и тенистыми аллеями. Усадьбы и по сей день живут своей размеренной загородной жизнью, только вместо поколений, сменявших друг друга среди семейных портретов, - гости. Сбежавшие от городской суеты в прошлое .

Дворянское гнездо. Усадьба Марфино

В прямом и переносном смысле. Имение, ставшее съемочной площадкой одноименного фильма , принадлежало нескольким именитым владельцам. Хозяйский дом в псевдоготическом стиле, обширный парк с беседками и прудами уцелели, несмотря на наполеоновское нашествие и безжалостное время. Сохранился и каменный мост, и беседки. Пруды, творения рук крепостных и рукотворные острова с романтическими названиями: ожидания, встречи любви, расставания. Сколько ожиданий и расставаний минуло за столетия - помнят лишь каменные грифоны, что беспристрастно взирают на суету этого мира.

Демидовская дача… или романтика Нижнего Тагила

Единственное загородное имение ХIX века посреди промышленного центра. Более века назад Красногвардейская улица была Матильдиным предместьем, названным в честь супруги Анатолия Демидова - принцессы Матильды де Монфор, племянницы императора Наполеона. Построена усадьба русским инженером и изобретателем Фотием Швецовым, а Демидовы были вторыми владельцами. Вслед за утонченными барышнями и промышленниками по лестнице лимонного особняка ступали железнодорожники, комсомольцы, спортсмены. С 2013 года Демидовская дача стала музеем.

Где жил Ленский, или Усадьба Дмитрия Веневитинова

Дом поэта-романтика, философа и критика начала XIX века, чей образ использовал четвероюродный брат Александр Пушкин для своего романтичного персонажа из «Евгения Онегина» . Но есть и другое название - «Дом, в котором жила и работала писательница Этель Лилиан Войнич». Автор «Овода» работала в усадьбе гувернанткой. Возможно, секрет литературного вдохновения обитателей усадьбы под Воронежем - в живописности уголка на левом берегу Дона. Веневитинова усадьба - одна из немногих для своего времени дошла до наших дней в идеальном состоянии; даже каменные дорожки не изменили рисунка с XVIII века.

Усадьба Суворова в Кончанском, где полководец пел в церковном хоре

Единственное из сохранившихся ныне суворовских владений. В XVIII веке Кончанское - суворовская вотчина, где Александр Суворов жил в ссылке и откуда отправился в Итало-Швейцарский поход. Усадьба расположена в 250 километрах от Великого Новгорода . Воссоздан дом полководца, сохранился парк, который занимал 4,5 гектара. По преданию, несколько лип в этом парке посадил сам Александр Васильевич. А неподалеку от усадьбы, в селе Сопины, находится каменная церковь Живоначальной Троицы, построенная по приказу и на средства Суворова.

Усадьба Приютино: «Я вас любил…»

…Писал Александр Сергеевич Пушкин, по одной из версий - Анне Олениной. Поэт часто бывал в загородной вотчине президента Академии художеств: Алексей Николаевич оформлял первое издание «Руслана и Людмилы» . А поэт проникся романтическими чувствами к дочери хозяина усадьбы. Способствовала этому и романтичность места: дом красного кирпича и две оранжереи. Ручей Смольный, превратившийся в живописную запруду, парк с пейзажными картинами и вековыми дубами, которые сажали родители вместе с детьми. Дуб, посаженный Колей Олениным, засох после его гибели на Бородинском поле. На этом месте поставили памятник - усеченную пирамиду.

Дом для ботика Петра. Усадьба в Веськово

Бот «Фортуна» из потешной флотилии Петра I стал основой одного из первых провинциальных музеев России. Под стать статусу и усадебные строения: Белый дворец, построенный на пожертвования в середине ХIX века для балов и приемов. Местные купцы устраивали здесь «переславские ассамблеи». В 1925–1926 годах здесь жил и работал писатель Михаил Пришвин . Украшение усадьбы - памятник Петру, триумфальная арка и ротонда, что воссоздает интерьер петровской эпохи. С той лишь разницей, что у горы Гремяч на берегу Плещеева озера от некогда многочисленной потешной флотилии осталось лишь воспоминание в фестивале исторических клубов «Российскому флоту быть!».

Поля, на которых граф сеял хлеб. Усадьба Мансурово

Илья Львович Толстой, сын классика русской литературы, купил одну из старейших помещичьих усадеб Калужской области в начале ХХ века. Хозяйство было поставлено с размахом. Граф выписывал из-за границы сельхозмашины, разводил скот, возделывал плодовый сад, обустраивал пейзажный парк. В усадьбе любили гостей и для игр и пикников перед домом оборудовали большую поляну. Живописности имению придавали беседки на островах. Главный дом возвышается на берегу речки Песочни и должен вернуть былое величие как часть музея «Ясная Поляна» . Усадьба долго была в запустении, и липовый парк превратился в настоящий лес.

«Деревня, луг широкой, а там счастливый дом…» Усадьба Мураново

Воспета в стихах Евгением Боратынским . Бывал в этих местах Николай Гоголь , подолгу гостил Федор Тютчев, а сын поэта, супруге которого досталось имение по наследству, открыл музей своего отца. Расцвет усадьбы - XIX век. Радуют буйством цвета персиковая и цветочная оранжереи, ананасовая теплица, в саду - жасмин и сирень, липовая аллея. Даже сейчас в парке сохранилось несколько деревьев, посаженных при Боратынском, - к примеру, лиственница европейская у главного дома. А в самом доме сохраняется атмосфера усадебной жизни XIX столетия.

Дом, где мечталось о небе. Усадьба Жуковского

Место проживания семьи основоположника воздухоплавания. В 1847 году в этих местах родился отец русской авиации. Приезжал в Орехово гимназистом, студентом, а затем и преподавателем МГУ. Строили усадьбу князья Всеволжские, благоустраивали дом с мезонином и 12 гектаров земли в округе дворяне Жуковские. После смерти ученого его сестре якобы являлся силуэт женщины, исчезавшей посередине пруда. По желанию Веры Жуковской пруд почистили - и нашли сундук. Передав драгоценности государству, она получила деньги на создание музея. Это легенда усадьбы, и таких в каждом старинном русском имении найдется множество.

История русской дворянской усадьбы насчитывает около шести столетий. Селения Древней Руси были прототипом будущей вотчинной усадьбы, в них обособленно стоял дом наиболее зажиточного хозяина. Усадебное строительство получило развитие при Петре I, который дарил земли своим сподвижникам. Русская дворянская усадьба воплощала мечту их хозяев о создании собственного мира с особыми традициями, обрядами, моралью, специфическим типом ведения хозяйства, расписанием будней и праздников. Несколько столетий основные события в жизни дворянина были связаны с усадьбой, поэтому ее устройство продумывалось до мелочей. Очень часто господские дома были окрашены в желтый цвет и имели белые колонны. Такое сочетание говорило о богатстве хозяина (его олицетворял желтый цвет, напоминающий о золоте) и его духовности (белые колонны демонстрировали стремление к свету). Серые фасады свидетельствовали о том, что их владелец - философ и стремится удалиться от активной жизни и общества. Красный цвет на фасаде говорил о деятельной натуре хозяина, его уверенности и властности. Зелень садов и парков демонстрировали радость, здоровье и успех. Построенный мир дворянской усадьбы обособлялся и отделялся решетчатым забором, каменной стеной, а когда позволял окружающий ландшафт, озерами оврагами и рвами. Помимо парадных элементов - господского дома и парков - дворянские усадьбы имели и «экономию» (термин использовался с 18 века и означал хозяйственные постройки имения: конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы), которые строились в едином стиле с домом и парком

«Манифест о вольности дворянства» или «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» - указ Петра III от 18 февраля (1 марта) 1762 года, который освобождал дворянство от обязательной государственной службы.

Расцвет дворянских усадеб пришелся на середину 18- начало 19 века. Усадьбы строились вокруг Москвы и в губерниях. После выхода “Манифеста о Вольности дворянства” строительство охватило практически всю европейскую часть России. В результате после 1762 г. владельцы крупных, средних и мелких поместий начали активно обустраивать свои усадьбы. В архитектуре русской дворянской усадьбы елизаветинских времен была популярной эстетика барокко. Фасады окрашивались в голубые, зеленые, красные, желтые оттенки. К середине 18 века планировка усадеб становилась регулярной с осевым построением, симметрией. Образцом дворянской усадьбы того времени является Ясенево, где во время Лопухиных был сооружен господский дом с флигелями. В Кускове граф Шереметев украсил парк павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурами.

После выхода манифеста в пригородах Москвы были построены крупные усадебные комплексы: Братцево, Васильевское (Мамонова дача), Кунцево, Знаменское-Садки, Нескучное, Люблино, Останкино, Покровское-Стрешнево, Очаково, Узкое, Троекурово, Черемушки, большинство из которых были сооружены в стиле классицизм. В некоторых усадьбах использовались элементы неоготики - например, в усадьбе Михалкова (усадьба была построена еще в 16 веке, затем перестраивалась), парадный въезд в Воронцове, хозяйственный комплекс в Черемушках. Образцами российской неоготики стали императорские резиденции - усадьбы - Петровский дворец и Царицыно.

Постепенно регулярный французский классицизм в устройстве дворянской усадьбы сменился английским пейзажным классицизмом. Иногда в русской дворянской усадьбе, как, например, в Кузьминках, сочеталось пейзажное и регулярное устройство. После войны 1812 г. новые дворянские усадьбы возводились редко, хозяева поместий ограничивались реставрацией и ремонтом старых строений. Некоторые усадьбы активно достраивались. Например, Кузьминки, где здания строились в стиле ампир.

Но, в основном, в 19 веке усадьбы реставрировались и достраивались в стиле классицизм, что отражалось в колоннах, портиках, скульптурах, фронтонах фасадов. Русские дворянские усадьбы всегда составляли единый ансамбль, кроме того, они никогда не имели фортификационного назначения, так как дворянство не вело военных действий между собой. Сейчас в моде строительство загородных резиденций в стиле дворянской усадьбы с домами с элементами классики и парковыми или садовыми зонами в регулярном или пейзажном стиле. В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля:

Публикации по теме