Озеро имандра на физической карте. Где находится озеро Имандра? Озеро Имандра: краткое описание, фото

Самые красивые и живописные места, богатые уникальной растительностью, населенные редкими видами животных и птиц, располагаются в особенно труднодоступных районах страны. В юго-западной части Кольского полуострова, омываемого водами Белого и Баренцева морей, за Полярным кругом находится изумительное по красоте и крупнейшее в Мурманской области озеро Имандра.

Географические данные

В Европейской части Субарктики, где находится озеро Имандра, оно является самой крупной водной акваторией. Причудливо изрезанная береговая линия с торфяной, болотистой и песчаной структурой почвы в общей сложности составляет порядка 750 км. Скалистые и валунные берега образуют основную массу рельефа и периодически сменяются песчаными и галечными пляжами в многочисленных бухтах.

Расположенное в западной части Хибинского горного массива на Кольском полуострове, озеро Имандра имеет внушительные параметры. Общая площадь водного бассейна составляет 876 кв. км, при этом протяженность озера в некоторых точках достигает 109 км. Чистейшая вода с уникальными параметрами прозрачности позволяет просматривать глубину озера Имандра на 11 м, особенно в яркий солнечный день и безветренную погоду. Максимально изученная глубина - порядка 67 м.

Географически территория водоема, которая относится к Лапландскому заповеднику, разделена на три крупные части: северную, центральную и западную. Вся гладь усыпана множеством мелких и средних островков: на всей площади озера Имандра их более 80. Издавна берега данного географиеского объекта давали пристанище людям, и сейчас стали местом строительства крупных городов, наиболее известные среди которых - Хибины, Мончегорск и Имандра. Более 20 крупных и средних рек наполняют озеро, а истоком оно является для реки Нивы.

Легенда об Имандре

По легенде, Имандра — это девушка, которая была дочерью охотника, жившего на берегу совсем маленького озера. Девушка была невероятна хороша собой, прекрасно владела луком и стрелами и успешно охотилась вместе с отцом. Заливистый смех красавицы привлек внимание проходящего мимо молодого охотника, который был столь очарован звуком, что пошел искать Имандру. Увлекшись поисками загадочной незнакомки, юноша совсем забыл, насколько опасны скалистые берега и обрывистые утесы. Он сорвался вниз и погиб, разбившись о прибрежные камни. Омраченная Имандра долго просила богов вернуть к жизни прекрасного охотника, но они оставили ее мольбы без ответа. Тогда от отчаяния и горя девушка бросилась в воды озера, которое приняло ее печаль, расступилось и стало огромным. А погибший охотник и Имандра обратились в многочисленные острова на синей глади водоема.

Литература

Интересные факты об озере Имандра связаны с путешествиями по этому волшебному краю русского писателя Михаила Пришвина, который был поражен красотами нетронутой родной природы. Записки путешественника составили дневник странствий по просторам России. Отдельным дополнением была написана книга "За волшебным колобком", в которой отразились все впечатления писателя о красивейшей жемчужине Русского Севера, где он ярко описывает уникальный жизненный уклад лапландцев, восхищаясь самобытностью и загадочностью потомков героев Калевалы.

Растения озера Имандра

Растительный мир вблизи Имандры богат и разнообразен. Тундра и тайга, тесно переплетаясь, создают уникальную и сложную экосистему. Сосновые и еловые леса с преобладанием финской ели перемежаются березовыми рощицами, зарослями можжевельника и рябины. Густой подлесок образован множеством видов ягод, мхов и лишайников.

Ягельный мох, характерный для тундровой части, активно развивается на торфяных и песчаных почвах вблизи озера Имандра. Изобильный растительный мир этих чудесных мест содержит виды, внесенные в Красную книгу. Среди таких растений - полушник озерный, калипсо луковичная, кизильник киноварно-красный, осока свинцово-зеленая, полушник морской.

Фауна Имандры

Богатый растительный мир Имндры дает убежище многочисленным видам животных, среди которых встречаются особо редкие и охраняемые. На территории Лапландского заповедника, где и находится озеро Имандра, в естественных условиях обитает большая популяция северных оленей, а также лоси, лисицы, бурые медведи, куницы, зайцы и огромное количество разных видов грызунов. В лесах живут куропатки и тетерева, встречаются крупные популяции редких видов птиц, таких как беркут, скопа и орлан-белохвост. Просторы водоема стали домом для лебедя-крикуна, нырковых уток и гусей.

Как и многие северные акватории, озеро Имандра являются местом обитания многочисленных представителей ихтиофауны. Здесь водится множество промысловых рыб, таких как щука и голец, хариус, сиговые породы, корюшка и озерный гольян.

Туризм

Любители отдыха в диких условиях, поклонники извилистых горных троп и приверженцы экстремальных видов спорта облюбовали берега Имандры для своих стоянок, а расположенные на берегах озера города активно способствуют привлечению туристов и путешественников. Можно с комфортом остановиться в уютной гостинице Мончегорска и, воспользовавшись услугами профессионального проводника, попасть в самые отдаленные районы вблизи озера Имандра в Мурманской области, а также отправиться на Нивский каскад - крупнейшее водохранилище Кольской ГЭС.

Невероятная красота нетронутой природы заполярного края, чистота воздуха и возможность оторваться от цивилизации и повседневных забот, побыть наедине с собой и природой привлекают туристов со всех уголков России и мира. Летом, когда погодные условия наиболее оптимальны для проживания, множество палаточных городков выстраиваются на лесистых берегах и чистых пляжах Имандры.

Горные маршруты

По Хибинским тропам организовано несколько горных маршрутов, которые могут удовлетворить потребности всех категорий туристов. Начинающие будут наслаждаться неспешными подъемами и открывающимися видами, а более опытные альпинисты смогут совершить восхождения на вершины Юмъечорр высотой 1096 м или Гольцовка высотой 847 м.

Экстремальный туризм

Желающие получить выброс адреналина выбирают для себя сплавы от 2 до 6 категорий сложности по многочисленным горным рекам с опасными порогами, сложными и рельефным трассами. Испытать себя и способности своего тела в условиях отдаления от цивилизации - это лучший способ отвлечься от комфортной, но скучной повседневной жизни.

Среди популярных и в меру опасных развлечений в последние годы активно развивается кайт-серфинг. Катание на доске с парапланом дарит восторженное ощущение полета по волнам.

Более спокойным путешественникам можно выбрать прогулки на парусных яхтах и лодках. Огромная территория Имандры может потребовать на прохождение всего маршрута несколько дней и вдоволь позволит насладиться чистейшим воздухом и причудливыми береговыми пейзажами.

Экология

Активная деятельность человека и увеличивающийся с каждым годом поток туристов повышают популярность отечественного туризма, но, к сожалению, медленно убивают Имандру.

Результатами нерационального использования маломерных судов стали снижение прозрачности и качества воды, появление масляных пятен и постепенное вымирание населяющих озеро многочисленных видов рыб. Снижение численности популяции за прошедшие годы достигло катастрофических размеров.

Берега, активно подверженные застройке, теряют свою уникальность, гибнет растительность, уходят подальше от человека обитатели леса. Лесные пожары уничтожают запасы леса и лишает животных естественных обиталищ. Увеличение числа промышленных предприятий приводит к росту объема вредных выбросов, что губительно сказывается на экосистеме озера Имандра и Кольского полуострова.

Нерациональное использование промысловых видов рыб приводит к уменьшению их численности и невозможности восстановления популяции естественным путем.

Обилие туристов, благодаря которым происходит активное развитие инфраструктуры близлежащих городов, ведет к замусориванию акватории и вымиранию животного и растительного мира.

Региональные власти уже несколько лет предпринимают попытки приостановить вымирание озера по вине человека. Часть особо вредных предприятий была ликвидирована, а въезд на автомобилях и использование моторных дизельных лодок ограничен. Но без осознанного желания каждого туриста, прибывшего к берегам озера Имандра, и жителей рядом расположенных городов спасти уникальную экосистему невозможно. Любуясь красотами природы сегодня, необходимо думать и делать так, чтобы и нашим потомкам удалось насладиться этой удивительной жемчужиной Кольского полуострова в ее естественном и первозданном виде.

На 876 км² раскинулось водное зеркало озера Имандра. При длине в 109 его ширина колеблется от девяти до девятнадцати километров. Оно не только большое по площади, но еще и многоводное. В самых глубоких местах дно можно обнаружить на расстоянии около 67 метров от поверхности, а средняя толща воды составляет 16.

Существует три версии происхождения названия озера. По первой лопари называли его двумя словами: «инн», обозначавшим «лёд», и «мандера» - «материк». По второй слово «имандра» по-саамски означает озеро с извилистой береговой линией. По третьей версии так звали девушку, бросившуюся в озеро после гибели возлюбленного.

В акватории озера ледникового происхождения располагается более 140 островов, из которых площадь крупнейшего, Ерма, составляет 26 км². Всего островами занято около семидесяти км². В начале ноября лед покрывает всю поверхность Имандры и держится почти до конца весны. В самые жаркие июльские дни поверхностный слой воды и мелководье могут прогреваться до 18 градусов.

В озеро впадает порядка двадцати притоков, из которых наиболее крупными являются реки: Белая, Монче и Пиренга. Воды озера Имандры уносит в Кандалакшский залив Белого моря река Нива. До строительства на ней ряда гидроэлектростанций площадь озера была меньше почти на 60 км².

Проливы Широкая Салма и Экостровский делят водоем на три крупных плеса или три Имандры: Большую Хибинскую, Экостровскую и Бабинскую.

Самой крупной по площади является Экостровская Имандра, которая имеет форму удлиненного овала и занимает почти половину акватории озера. Она соединена с Бабинской Имандрой километровым проливом Заячья Салма. Ее изрезанная береговая линия образует многочисленные заливы, из которых наиболее крупными считаются губы: Тик, Охтоканда, Княжая и Зашеечная.

Большая Имандра меньше по площади, но крупнее по запасам воды, которые составляют более 60 процентов от объема озера. Большинство островов, восемьдесят штук, находятся именно в акватории Большой Имандры. Из множества губ или заливов своей величиной выделяются: Монче, Куреньга, Кислая, Белая и Вите. Восточный берег, со стороны Хибин, изрезан намного меньше.

Бабинская Имандра, самый маленький из трех плесов, имеет округлую форму. В его акватории лежит самый крупный остров. Здесь береговая линия тоже образует множество заливов, из которых следует упомянуть губы: Молочную, Камку, Кун-част, Чеверез и Уполакшу.

Огромный периметр озера и сложное геологическое строение побережья являются причиной многообразия типов берегов, характер которых меняется от скалистых к валунным, песчаным, галечным или болотистым. На некоторых участках грунты на берегах представлены сразу несколькими видами. Во время волнения на озере волна достигает метра, но острова частично гасят их силу и дают укрытие судам.

На побережье располагается город Мончегорск и поселки Тик-губа, Хибины, Африканда, Зашеек и Имандра, которая когда-то была процветающим городком. Неподалеку находится крупный город Апатиты и город поменьше - Кировск. Все они загрязняют воду Имандры бытовыми и промышленными стоками. Из него же черпают питьевую воду. В 90-х годах обозначилось некоторое очищение экосистемы из-за снижения промышленных стоков, вызванного спадом в металлургической промышленности.

Огромный водоем пока с трудом, но справляется с загрязнениями, оставаясь озером, полным рыбы, которую с успехом ловят и все еще употребляют в пищу.

Те, кто предпочитает путешествия , могут посетить расположенный западнее Лапландский заповедник или пройти водным путем ученого-натуралиста и географа позапрошлого века Миддендорфа: по Имандре и Ниве - в Кандалакшскую губу. Но не рыбалкой и путешествиями прославилось озеро в последние годы. Его бесконечная водная или ледяная гладь и постоянные ветра сделали озеро плацдармом спортсменов всех видов спорта, использующих в своем арсенале паруса.

Каждый год весной здесь проводится международная стокилометровая гонка на досках (сноубордах, скейтбордах) по льду под кайтами и иными парашютами-парусами, имитирующими крылья воздушного змея. Занимаются на озере кайтингом и в летнем варианте на вейкбордах, и виндсерфингом, который отличается вертикальной установкой паруса на доске.

Зимой озеро посещают и любители скимбата и буерного спорта (катания по льду на специальной парусной лодке). Скимбат представляет собой разновидность виндсерфинга с незакрепленным на доске парусом, который спортсмен держит в руках. Зимой у него на ногах лыжи, сноуборд или коньки, а летом на суше - скейтборд или ролики. Такой инвентарь используют для подъема в гору и прыжков с на 20-30 метров. Максимальная длина прыжка была зафиксирована в горах на 290 метров.

В последние годы на Имандре практикуется морской каякинг и гребной слалом, а на бурных притоках - каякинг, скоростной спуск и фристайл. Помимо спорта парусные суда используют и просто для катания отдыхающих.

Для рыбной ловли, активного отдыха и занятий экстремальными видами спорта на берегах озера Имандра располагается около десятка .

December 2nd, 2015

Мурманская область — регион, по заполярным меркам, достаточно густозаселённый и промышленно развитый. В том числе если сравнить её с соседними краями, расположенными по ту сторону государственной границы, — финской Лапландией и севером Норвегии. Но и на нашем Кольском полуострове есть немало глухих уголков, где не добывают руду, и нет военных баз. В некоторые из них даже нет автодорог, — только железные. Одно из таких мест — Имандра (ударение на И). Находится, правда, на магистральной железной дороге Петербург - Мурманск. На станции даже останавливаются некоторые поезда дальнего следования. Но менее глухим оно от этого не становится. Небольшая станция, открытая, как и вся дорога, в 1916 году, и маленький посёлок, выросший при ней. А вокруг всего этого — лес, величественные Хибины и озеро Большая Имандра, от которого станция и посёлок и получили своё название. В это место я поехал на следующий день после посещения Апатитов и Кировска.

На железной дороге есть такая вещь — рабочие поезда. По идее, предназначены они исключительно для путейцев, и пассажиров возить не должны, даже если имеют такую возможность. Но в России чем дальше от центральных регионов на север и восток, тем реже подобные формальности работают, уступая место простому человеческому взаимопониманию. И проявляется это в том числе и в таких мелочах, как, к примеру, возможность проезда обычному пассажиру на рабочем поезде. На дорогах Средней полосы такого не бывает, а вот в далёких краях рабочие поезда во многих случаях негласно являются общедоступными. Расписания их, однако, нигде официально не публикуются, но местные их и так знают. А я заранее в интернете, через местных жителей, выяснил расписание движения рабочего поезда Апатиты - Оленегорск, который нужен мне был для попадания на станцию Имандра. Если посмотреть расписания, то оказывается, что пригородный Апатиты - Мурманск ходит всего два раза в неделю, но на деле же, доехать можно в любой день. Так, ранним утром 27 июня я сел на этот рабочий поезд на станции Апатиты. Один сидячий вагон. Народу немного, и едут в основном железнодорожники. Но есть и другие пассажиры, в том числе туристы с большими рюкзаками. Я думал, они тоже сойдут на Имандре, так как это наиболее близкая к Хибинам станция, удобная для выхода на них, но они проехали дальше, — видимо, на Ловозёрские тундры. Итак, от Апатитов я еду дальше на север по Мурманской железной дороге. Ехать до Имандры — чуть больше часа. По пути поезд проезжал станции с названиями Хибины и Нефелиновые Пески. Слева по ходу поезда показались воды озера Большая Имандра, а в девять утра на станции Имандра я покинул рабочий поезд.

2. Вот так он выглядел. В голове — электровоз ВЛ60, один сидячий вагон, а в хвосте (в кадре не видно) — пустой грузовой вагон-платформа.

Я проехал на рабочем поезде, расписание которого узнать не так-то просто. Здорово, на самом деле, что в таких регионах подобная практика существует, — пускать пассажиров на рабочие поезда.

3. Поезд ушёл дальше на Оленегорск, то есть в направлении Мурманска. А я остался на станции. Вокруг никого нет. Маленький глухой посёлок, где часть домов заколочена, где-то вдалеке продолжает раздаваться постепенно смолкающий стук колёс. Дует ветерок, а когда он затихает, то нападают комары. "И куда это меня занесло?", — подумал я в этот момент.

4. Вменяемого здания вокзала здесь нету. Только пост дежурного — невзрачная кирпичная постройка. Обратите, кстати, внимание на квадроцикл. Здесь, как и на Соловках, это актуальный вид транспорта.

5. Вывеска с названием станции, похоже, ещё времён МПС. А может быть даже и советская ещё.

6. А погода сегодня такая же, как вчера. Правда, не такая переменчивая. Если вчера дождь часто сменялся солнцем, то сегодня стабильно пасмурно, да и дождя нет. Но в целом — такое же хмурое и холодное заполярное лето, когда в конце июня +12 градусов, а в воздухе летают тучи комаров.

7. Посёлок Имандра порождён железной дорогой и фактически вырос на пустом месте, как поселение работников станции. Кроме железной дороги здесь, в общем, ничего и нет. И выглядит Имандра совсем глухим местом, где даже людей я на поселковых улицах почти не встречал.

8. В некоторых домах, кстати, хорошо узнаются черты архитектурного стиля Мурманской железной дороги. Как уже говорилось, магистраль была построена в 1915-1916 годах, и на многих её станциях можно видеть дома железнодорожников в таком же стиле. Здесь, кстати, обратите внимание на уже довольно раритетные советские автомобили в правой части кадра. Интересно, куда здесь вообще на машине можно ездить? Если только в лес за грибами.

Но несмотря на всю свою глухоманность, станция Имандра достаточно известна среди туристов. Потому что отсюда начинается один из наиболее удобных маршрутов подъёма на Хибины. Собственно, и я, приехав сюда, намеревался сходить на ближайшую к станции сопку, а может быть и на гору Маннепахк, но, к сожалению, моя поездка на Имандру вышла в целом не очень удачной, потому что в планы вмешалась погода, — низкие тучи постоянно обволакивали безлесные вершины даже небольших гор.

9. Но всё таки погулял интересно. На Имандре я провёл достаточно много времени, так как приехал сюда на целый день, — вечером 22-й скорый Петербург - Мурманск повезёт меня в столицу Заполярья.

10. Снова пустынная станция Имандра. Стоит грузовой поезд из полувагонов. Большинство грузовых поездов здесь идут либо в Мурманский порт, либо обратно порожняком. А в полувагонах обычно возят уголь, — порт в Мурманске располагает крупным угольным терминалом, который я ещё покажу в постах про город.

11. А вот ещё — редкий тип грузовых железнодорожных вагонов. Такие вагоны называются апатитовозами, только возят в них не саму апатитовую руду, а полученный при её обогащении фосфатный концентрат. Видимо, часть его экспортируют за границу тоже через Мурманский порт, потому как основная часть продукции идёт в другом направлении — в Череповец, то есть не через Имандру.

12. Ну а вообще Имандра — это удивительное сочетание железной дороги, маленького посёлка, заполярной природы и суровых северных комаров.

13. Вот ведь сколько их! На самом деле, обитателей у станции Имандра намного больше, чем кажется...

14. Это, похоже, бывший стрелочный пост. Или путейский околоток. Удивительно, но всё сохранилось с начала XX века!

15. А вон, в загадочной дымке, виднеется гора Имандра, которую я и намереваюсь покорить. Забегая вперёд, скажу, что окончательно сделать мне это в итоге так и не удалось. Причина как раз таки видна на фотографии, — облачный покров настойчиво не желал уходить даже с такой небольшой высоты. Поэтому подняться удалось лишь частично, но и оттуда мне открылись достаточно интересные виды.

16. Горловина станции Имандра со стороны Апатитов. Оттуда я приехал, и сейчас решил на километр пройтись вдоль железной дороги в том же направлении.

17. Берег озера Большая Имандра. Мурманская железная дорога значительный отрезок пути между Апатитами и Оленегорском идёт точно по его восточному берегу.

18. Продолжаю идти вдоль путей. На этом кадре — вид обратно, в сторону станции, то есть в направлении Оленегорска и Мурманска. Временами на пасмурном небе где-то появляются просветы, но к сожалению, всё это шло мимо, а над Хибинами продолжали висеть тучи, и благоприятные условия для похода на гору так и не сложились.

19. Вспомните, какие корявые деревца растут на улицах Кировска, и обратите внимание, что здесь, на Имандре, которая расположена даже чуть севернее, растёт вполне нормальный такой лес, хоть и довольно низкий. Всё дело в разнице высот: Имандра находится в низине, лишь у подножия гор, а Кировск на довольно ощутимой высоте.

20. 1299 км от Петербурга. Довольно далеко заехал, в общем-то.

Мурманская железная дорога, по изначальному замыслу, должна была связать с остальной Россией побережье Баренцева моря, на котором был основан незамерзающий круглогодичный морской порт, благодаря которому и появился город Мурманск. Берег Баренцева моря на Кольском полуострове исторически именуется Мурманским берегом, или просто Мурманом (что, скорее всего, происходит от слова Норманны, то есть викинги). Но не Мурманский берег получил название от города Мурманска, а полностью наоборот, — даже сам город изначально назывался Романов-на-Мурмане. Интересная особенность Мурманской железной дороги в том, что строилась она через почти совершенно незаселённые места. В то время ещё не было всех этих горно-промышленных городов — ни Кировска, ни Мончегорска, ни Оленегорска. Большинство населённых пунктов на Кольском полуострове располагалось вдоль побережий Белого и Баренцева морей, и, чтобы попасть, к примеру из уездного города Кола в Кандалакшу или Варзугу, надо было по морю огибать Кольский полуостров с востока. Но железная дорога в 1915 году пошла напролом почти поперёк горных массивов, по никому до этого не известному пути.

А стратегическая важность незамерзающего Мурманского порта (таковым он является благодаря Гольфстриму в Баренцевом море, который, кроме того, значительно смягчает зимние температуры в этом краю) оставалась весьма актуальной и в Великую Отечественную войну, когда там, во-первых, базировался Северный флот, а во-вторых, происходили поставки вооружения по Ленд-лизу. Поэтому перед советскими войсками стояла важнейшая задача не дать немцам полностью блокировать Мурманскую магистраль на участке между Беломорском и Мурманском (к югу от Беломорска она была уже перерезана финнами), и с этой задачей справиться им удалось.

21. Озеро Большая Имандра. На другом берегу видны уже не Хибины, а другие горные массивы ("тундры") Кольского полуострова. Здесь, вроде бы, видны горы Чунатундра и Мончетундра.

22. В чистом и прозрачном озере отражается пасмурное небо, придавая воде серебристый оттенок.

23. А вода действительно совсем прозрачная. Все камни видно, если стоишь на берегу. Фото сделано с зумом, — на самом деле, там не настолько мелкая глубина.

24. А на другом берегу озера, примерно в шести километрах отсюда, находятся садоводческие товарищества. Это — дачные посёлки жителей Мончегорска. Город расположен там же поблизости, но его отсюда не видно. Но даже дачи дают ощущение того, что озеро будто бы разделяет два мира. Здесь глушь, а на том берегу цивилизация.

Там — возле Мончегорска, проходит автомобильная трасса "Кола". Ну а здесь зато есть железная дорога, по которой довольно оживлённое движение. Правда, в основном грузовое, — про Мурманский порт я уже упомянул, а потом ещё и покажу его.

И пока я делал привал у берега озера, со стороны Мурманска как раз пошёл грузовой. Правда, в конце видео он почему-то остановился на перегоне. И поехал дальше лишь спустя примерно десять минут. Второй фрагмент видео снят уже около станции.

25. Затем я вернулся на станцию. Слева видны какие-то хозяйственные постройки, но их предназначение мне точно неизвестно.

26. А ещё на станции Имандра раньше был разворотный треугольник, от которого до наших дней дошли только насыпь, шпалы и несколько опор контактной сети, — видимо, треугольник в советские годы электрифицировали для возможности разворота одной секции электровоза.

Я решил сходить посмотреть разворотный треугольник, который тупиком выходил точно к берегу озера. Кстати, на насыпи в большом количестве лежали осколки изоляторов контактной сети, оставшиеся после её демонтажа. Один из таких осколков я решил подобрать на память, — теперь лежит у меня дома.

27. Какая-то деревянная будка возле действующего пути. Выкрашена, между прочим, в цвета РЖД. Но здесь — на магистральной линии, это выглядит всё же не настолько абсурдно, как на в Тверской области.

Поясню, для тех, кто не разбирается, что это такое. В наше время большинство магистральных локомотивов — двухкабинные, и для того, чтобы сменить направление движения, им нужно просто дать "задний ход". Иначе было в эпоху паровозов, которым для того, чтобы поехать в обратную сторону, нужно было выполнить процедуру разворота. Для разворота "одностороннего" локомотива существует два способа. Первый — это поворотный круг: локомотив заезжает на круглую площадку, оснащённую механизмом, при помощи которого он разворачивается на 180 градусов и выезжает обратно. Второй способ — это разворотный треугольник: локомотив заезжает на тупиковый путь, перпендикулярный маршрутному, задним ходом выезжает обратно на маршрутный путь по второму соединительному пути, который ведёт в другую сторону, и таким образом меняет направление движения уже по маршруту. Для того, чтобы сказанное было понятно, я проиллюстрирую схематично, как выглядит разворотный треугольник.

Схема минималистичная, но общую суть я отразил. Правда, пропорции не очень точные. Красным обозначен главный (маршрутный путь), а зелёным — разворотный треугольник, куда заходит локомотив. По правому соединительному пути он заходит в тупик, потом задним ходом выходит на главный путь по левому соединительному.

В наше время "односторонними" остались только маневровые тепловозы, и изредка ещё используются половинки двухсекционных локомотивов. Поэтому большинство поворотных кругов и треугольников в наше время уже не используется и демонтировано.

29. Тем временем, насыпь треугольника продолжает идти дальше к берегу озера. Два соединительных пути здесь уже сомкнулись.

30. И вот я уже выхожу к тупику. Надо же. Когда-то сюда заходили паровозы.

31. И останавливались вот здесь, чтобы затем выезжать назад. Передо мной — снова берег озера.

32. Здесь обнаружились какие-то бетонные конструкции. Вполне возможно, что это и есть остатки тупика треугольника.

33. И здесь же в траве я увидел какой-то ржавый якорь, что меня несколько удивило. Вероятно, на Имандре когда-то существовало местное судоходство (озеро, кстати, напрямую связано с Белым морем), и здесь располагалась пристань. Так что может быть, бетонные конструкции на предыдущем кадре и от пристани, а не от треугольника. Скорее всего, это было временное судоходство: либо для подвоза материалов при строительстве железной дороги в 1915 году, либо уже в 1930-е годы при строительстве на другом берегу города Мончегорска, — строители отправлялись туда от пристани у станции Имандра.

34. Даже какой-то именной кирпич я здесь нашёл. В целом, на Имандре довольно немало напоминаний ещё о дореволюционной эпохе.

35. От тупика треугольника я пошёл обратно к станции. Что интересно, в этом месте растительность выглядит именно как лесотундра, а не лес.

36. Горы по-прежнему в облаках. А на станции сделал остановку на пару минут какой-то поезд. Может быть и Мурманск - Петербург, — как раз где-то сейчас он и по времени должен здесь проходить.

37. Ну а дальше я довольно долго просто ходил по посёлку, ожидая, когда хоть немного рассеется облачная пелена над Хибинами. В посёлке тихо и малолюдно. Правда, иногда даже встречались дети, — наверное, на лето к бабушкам приезжают. Дома, кстати, не только времён постройки Мурманской магистрали, — есть и несколько советских двухэтажек.

38. Дореволюционные дома, правда, выглядят приятнее. Всё таки оформлены более красиво.

40. Однако в некоторых теперь заколочены окна. Видимо, население посёлка значительно уменьшилось из-за сокращения персонала на железной дороге в постсоветские годы.

41. Архитектура Мурманской магистрали пронизана псевдорусским стилем, который был характерен для начала XX века. В таком стиле строились и вокзалы. Правда, в войну от бомбёжек большинство из них было разрушено. Но вычурные деревянные вокзалы на станциях Кандалакша и Медвежья Гора я ещё покажу в рассказе об обратной дороге.

42. Деревянная будка с колодцем. Эта, может быть, уже советская.

43. А вот табличка — точно советских времён:

Вот такое тихое место Имандра. Туристов, идущих на Хибины, мне в тот день здесь не встретилось. Но сам я хотя бы краешком к Хибинам прикоснулся. Следующий рассказ будет о здешней природе и о том, как я ходил на склон ближней сопки, правда, не стал идти на самый верх из-за погодных условий.

Легенда Мурманской области — озеро Имандра . Это изумительное озеро расположено на Кольском полуострове, а вернее — в его юго-западной части. Крупнейшее в Мурманской области озерное пространство заполняет меридианский тектонический разлом и является бассейном Белого моря.

Воды Имандры разливаются у подножия части Хибинских гор, создавая удивительную природную красоту местности Лапландской заповедной зоны.

Это озеро имеет удивительные размеры: площадь водоема в 876 квадратных километров. При такой огромной площади, протяженность водного массива составляет 109 км, а береговая длина — 750 км. Самая углубленная изученная зона озера — 67 метров, а его средний глубинный показатель — 16 метров. Озеро вмещает в себя примерно 140 островов различных размеров. Крупнейший остров в 24 квадратных километра — Ерм.

Озеро Имандра разделяется тремя дочерними зонами: Бабинская, Большая и Экостровская. Эти зоны — географические части данной водной акватории, а соединяются они проливом Заячья Салма и Экостровским. Нива — река, ставшая истоком этого легендарного водоема. Водная долина Имандры вмещает в себя около 20-ти притоков, крупнейшие из которых — Пиренга, Монче и Белая.

Немного истории

Айверьявр — так по-лопарски называли озеро Имандра. Еще это озеро носило название «Иннмандера», что в переводе означало «большое ледовое пространство» или «ледовый материк». Настоящее название у саамов полностью характеризовало само озеро по его обширной береговой линии, мощному водному содержанию и множественным образованиям разнокалиберных берегов.

С 1952 года озеро стало водохранилищем, так как на его истоке построили ГЭС. В 1539 году озеро появилось на картах, а картографировали его только в 1887-1892 годах. В 1840 году его впервые была произведена топография бассейна Имандры. В 1924 году просторы водохранилища начала исследовать биологическая станция в Мурманске. С 1970-х годов озеро постоянно исследуется на предмет биологических изменений. Перед этим, в 1960-е годы, эта водная акватория прошла проверку на загрязненность с хорошими показателями.

Крупнейшее Европейское Субарктическое озеро Имандра имеет ледниковое происхождение. В данное время оно насыщается дождями и снегом. Около водоема были обнаружены полезные ископаемые, в результате чего в бассейне озера обосновались производство железной руды и металлургическая промышленность, а также горнодобывающая отрасль. Так же на местности обустроена добыча и переработка апатитовых месторождений и медно-никелевое плавильное производство. В районе озера построена АЭС, что поспособствовало развитию населения до 300 тысяч человек и ухудшению экологии. На озере обосновано несколько населенных зон: Хибины, Зашеек, Африканда, Имандра, Тик-Губа и Мончегорск.

Легенда озера

По легенде, Имандра — дочь охотника, обладающая несравненной красотой. Искусно владея луком, девушка охотилась вместе с отцом. Однажды она рассмеялась и привлекла внимание проходящего мимо другого охотника своим дивным голосом. Её солнечный смех вскружил охотнику голову. Пытаясь отследить путь девушки по каменистым свалам, охотник не был достаточно осторожен. Он сорвался с камней и упал в небольшое озеро. Узнав об этом, Имандру обуял ужас — красавица бросилась в темные воды, чтобы они приняли её горе и освободили душу. Водное пространство окружило её и разлилось по всей акватории. А образовавшиеся вследствие этих событий острова — и есть Имандра и погибший охотник.

Климатические условия

Климат местности в районе озера средней переменчивости. Зимой воздух в районе водохранилища холоден до 40 градусов по Цельсию, а летом над бассейном он прогревается до 25 градусов тепла. Вода в летнее время в основном прогревается до 14 градусов, а на мелководье достигает 18-ти градусов тепла. Зимой Имандра покрывается льдом, а в тех местах, где через озеро протекают реки, лед гораздо дольше схватывается и может образовывать внутренние глубинные течения. Речная температура на глубине примерно 3-4 градуса в плюсовом положении.

Водный мир, растения и животные

Рыбы

Рыбалка является популярной на водоемах Имандры. Комплексы фауны представлены в четырех направлениях:

  • Пресноводные арктические рыбы: голец, налим, различные виды сига и корюшка.
  • Пресноводные понто-каспийские: в основном колюшка.
  • Предгорно-бореальные виды — это хариус, кумжа.
  • Равнинные бореальные виды: гольян озерный, щука, язь, окунь, ерш.

Животные

В основном на территории водохранилища Лапландского заповедника проживают:

  • Лоси.
  • Волки.
  • Олени (Северные).
  • Медведи (Бурые).
  • Росомахи.
  • Лисы.
  • Зайцы.
  • Куницы.

Растения

Сочетание тайги и тундры создало богатый природный мир. В лесах преобладают хвойные породы деревьев, такие как сосны, если (в том числе и финская ель). Встречаются небольшие березовые рощицы с плодово-ягодными дикорастущими кустарниками, такими как рябина и можжевельник. Ягод и мха в лесах много.

Достопримечательности окрестностей озера

  • Скальное ущелье Аку-Аку, которое под землей соединяет реки Имандры.
  • На горе Поазуайвенч смотровая площадка.
  • Кафедральный Свято-Вознесенский собор.
  • Памятник Лосю.
  • Памятник Защитников Заполярья.
  • Гора Вудъяворчорр.
  • Различные живописные озёра.
  • Музей минералогии и геологии.

Туризм

Нежаркое лето и холодная зима. Это сочетание позволило развить множество курортных и туристических зон на озере. В основном процветают спортивные виды туризма: рыбалка, охота, сбор ягод и грибов. Зимой путешественники могут прокатиться на лыжах или попробовать другие снежные виды спорта.

В районе озера открыты горные путешествия в дикой местности. Горных маршрутов для путешественников представлено в изобилии.

На разнообразных живописных берегах Имандры путники часто устраивают привалы. Это некий ритуал в путешествиях по огромной береговой зоне озера.

Для любителей адреналина существуют и экстремальные туристические направления, такие как спуск на лодках высоких категорий сложности. Более спокойные путешественники предпочитают расслабляющие лодочные заплывы на малых течениях.

В Европейской части России, в Мурманской области.

Местное лопарское название озера – «Айверьявр» вышло из употребления. Озеро также называлось Иннмандера, что означает «ледовый материк», или «большое ледовое пространство» («инн» – «лёд», «мандера» – «материк»). У саамов «имандра» – это большие озёра с извилистой береговой линией и множеством островов.

Озеро находится в западной части Кольского полуострова и относится к бассейну Белого моря. С созданием в 1952 г. ГЭС на р. Ниве (ныне каскад ГЭС) озеро оказалось в подпоре и стало водохранилищем многолетнего регулирования .

Несмотря на значительные размеры и положение на главном пути между Беломорьем и Мурманом, озеро появилось на картах только в 1539 г. описал топографию бассейна Имандры в 1840 г. Картографирование озера было произведено Финляндской экспедицией в 1887–1892 гг. В 1880 г. через бассейн озера прошёл маршрут экспедиции Русского географического общества. Работы по исследованию Имандры в 1924 г. начала Мурманская биологическая станция. В 1960-е гг. экспедиции Государственного научно-исследовательского института озёрного и рыбного хозяйства (ГосНИОРХ) провели исследования по изучению загрязнения озера, а с 1970-х гг. Кольский научный центр РАН ведёт многокомпонентные исследования изменчивости экосистемы оз. Имандра.

Котловина озера имеет ледниково-тектоническое происхождение. Температура воздуха в котловине озера в январе может быть ниже -40°С, в июле – более 25°С. Годовое количество осадков достигает 600 мм.

Морфометрические характеристики водоёма : нормальный подпорный уровень (НПУ) 128,38 м, уровень предполоводной сработки (УПС) 124,88 м; площадь до зарегулирования 812 км 2 , площадь при НПУ 876 км 2 , при УПС 750 км 2 , объём при НПУ 11,2 км 3 , полезный объём 2,33 км 3 . Длина 120 км, максимальная ширина 14 км, наибольшая глубина 67 м. Площадь водосбора 12342 км 2 . Имандра – крупнейшее озеро Мурманской области и 14-е озеро России по площади водного зеркала.

В озере находится более 140 островов, наиболее крупный из которых – Ерм (26 км 2). Озеро имеет сложную лопастную форму и морфологически состоит из трёх обособленных плёсов: Большая (Хибинская) Имандра (площадь 328 км 2), Йокостровская Имандра (351 км 2) и Бабинская Имандра (133 км 2). У Йокостровского плёса берет начало р. Нива, впадающая в Кандалакшский залив Белого моря. Размах колебания уровня до зарегулирования составлял 95–109 см, после строительства ГЭС возрос до 200–205 см. С 1973 г. благодаря вводу в действие Кольской АЭС сработка уровня воды каскадом Нивских ГЭС не превышает 1,5 м.

Наивысшие уровни наблюдаются в конце июня, низшие – в апреле; озеро замерзает в ноябре, вскрывается в мае. В связи с зарегулированием водоёма максимальный уровень воды держится до замерзания. Сгонно-нагонные колебания уровня воды могут быть обусловлены не только ветровым воздействием, но и разницей давления над различными частями озера. На озере выражены стоковые течения (в Йокостровском проливе 2–3 см/с) и ветровые течения (наибольшая поверхностная скорость последних по данным наблюдений – 17 см/с). Холодные придонные массы воды перемещаются на север под влиянием длительных северных ветров, сгоняющих тёплую поверхностную воду на юг. Эти компенсационные течения вызывают перемешивание толщи воды и прогревание глубинных слоёв озера. Конвекционные течения, вызванные отличиями температуры различных участков и глубинных слоёв, невелики, но имеют большое значение в циркуляции вод озера.

Озеро питается снеговыми и дождевыми водами. Наиболее существенные притоки: реки Малая Белая, Гольцовка, Куна, Печа, Куреньга, Монче, Вите и Куркен-йок (Курка). Характерны два типа притоков: горные и озёрно-болотные. Горные реки берут начало вблизи вершин Хибин из тающих горных снегов, бурные и порожистые, отличаются высокой прозрачностью и низкой температурой воды голубовато-зелёного цвета. Реки озёрно-болотного типа, протекая по низменностям, образуют цепь озёр, чередующихся с порожистыми участками; они имеют более выровненный внутригодовой режим и буроватый цвет воды, а также более высокую летнюю температуру. Полный водообмен в озере происходит приблизительно за два года.

После стаивания льда вода быстро нагревается, устанавливается прямая стратификация. Из-за интенсивной инсоляции через ледяной покров проникает значительное количество тепла, что приводит к повышению температуры воды подо льдом до 4°С. После стаивания льда наиболее сильно прогревается верхний слой воды до 10 м (на поверхности – до 14–18°С в июле). В штиль может формироваться слой температурного скачка, который редко сохраняется дольше одной декады. В мелких заливах вода обычно теплее из-за притока тёплых речных вод. К концу октября происходит охлаждение до 4°С и переход к обратной стратификации. К началу ноября заливы (губы) озера покрываются льдом, к середине ноября лёд устанавливается на открытых частях озера; сильные ветры могут неоднократно взламывать тонкий лёд. В зимний период температура меняется в пределах от 0°С в поверхностном слое до 2,6°С – в придонном за счёт теплоотдачи грунтов.

Берега озера представлены разнообразными типами: скалистые, валунные (наиболее распространённые), галечные, песчаные и болотисто-торфяные.

Наличие месторождений полезных ископаемых и удобное расположение основных магистралей способствовали развитию в бассейне озера индустриального комплекса. Основные отрасли: горнодобывающая, металлургическая промышленность, железорудное производство. На озере построена АЭС, проживают более 300 тыс. человек, вдоль озера проходят железная и автомобильная дороги. Озеро загрязняется как в результате сброса сточных вод, так и за счёт выпадения загрязняющих веществ из атмосферы. В озеро поступают сульфаты, хлориды, фосфор, нефтепродукты, никель, железо, медь, взвешенные и органические соединения. Выбросы сернистого газа привели к закислению водосбора. Наибольшая нагрузка на озеро отмечалась в 1970–1990 гг.

До начала освоения водосбора минерализация воды была низкой – 20–30 мг/л. По содержанию биогенных элементов озеро характеризовалось как олиготрофное, вода была насыщена кислородом (даже в придонных горизонтах насыщение составляло 60–80%), величина рН колебалась в пределах 6,4–7,2.

В 2000-е гг. в самом чистом плёсе Бабинская Имандра минерализация воды составила 45 мг/л, а в наиболее загрязнённом плёсе Большая Имандра – 72 мг/л. Величина рН возросла до 7,06–7,30. Прозрачность воды уменьшилась до 3 м в Большой Имандре и до 6 м в Бабинской. В зимний период в толще воды отмечался дефицит кислорода.

Содержание общего фосфора соответствует природному фону только в плёсе Бабинская Имандра (5–13 мкгР/л). В Большой Имандре его концентрация достигала 80–130 мкгР/л (до 200–300 мкгР/л в местах сброса сточных вод ОАО «Апатит»). Среднемноголетние значения общего азота в воде плёса Большая Имандра составляли 200–400 мкг/л, в других плёсах не превышали 300 мкг/л. По соотношению азота и фосфора можно говорить об эвтрофировании плёса.

В озере отмечено большое видовое разнообразие фитопланктона, в плёсе Большая Имандра биомасса фитопланктона колебалась в пределах 1,5–3,0 г/м 3 (мезотрофный тип). В других плёсах эти величины соответственно составляют 0,7–1,1 г/м 3 и 1–3,5 мг/м 3 (олиготрофный тип). Таксономическая структура зоопланктонного сообщества – хороший индикатор степени загрязнения водоёма в целом и его отдельных частей. Коловратки наиболее устойчивы к влиянию сточных вод, с удалением от источников загрязнения возрастает доля ветвистоусых и веслоногих ракообразных. Биомасса зоопланктона имеет наибольшую величину в плёсе Большая Имандра (1,26–2,91 г/м 3), в Йокостровской и Бабинской Имандре – 0,67–1,0 г/м 3 . Ихтиофауна водоёмов Кольского Севера, в том числе и озера Имандра относительно бедна в видовом отношении. Из-за антропогенной нагрузки изменился видовой состав рыб: преобладают только сиговые, значительно сократилась численность гольца и кумжи. В зонах загрязнения у рыб наблюдаются патологии.

Населённые пункты на озере: Мончегорск, Имандра, Хибины, Тик-Губа, Африканда, Зашеек. Распространено рыболовство, водоём используется для лесосплава и водоснабжения . В апреле на льду озера проводится интернациональная гонка под кайтами и другими зимними парусами.

М.Г. Гречушникова

Публикации по теме