Почему в самолете хочется есть. Почему в самолете мы пьем томатный сок? Как авиакомпании пытаются исправить вкус еды

Те, кто регулярно летает, на борту чаще всего сталкиваются с непростым выбором: во-первых - рыба или мясо, во-вторых - сок, вода, чай или кофе, которые одинаково бесплатно предлагают бортпроводники. Многие хоть раз замечали, что именно томатный сок на борту хочется пить всегда больше любого другого, а кто-то подчёркивал, что томатный сок по какой-то причине предпочитает только в самолёте, хотя в обычной жизни его недолюбливает. The Village поговорил с экспертами и узнал, почему в полёте томатный сок может показаться вкуснее, чем тот же самый сок - на земле.

Дамир Ярлушкин

эксперт НП «Росконтроль»

Учёные из Американской психологической ассоциации выяснили, что на борту самолёта, под влиянием постоянного сильного шума, меняются ощущения от вкусовых и обонятельных рецепторов человека. Благодаря этому у пассажиров авиалайнеров особым спросом пользуется обладающий выраженным вкусом умами томатный сок. Умами - это вкус глутаминовой кислоты, один из пяти вкусов, которые способен ощущать человек (наряду со сладким, горьким, кислым и солёным). Из-за такого изменения вкусовых ощущений, которое усугубляется большей сухостью воздуха в самолёте, пассажиры начинают отдавать явное предпочтение именно томатному соку.

Ничего плохого в этом нет. Слегка подсоленный томатный сок помогает сохранять водно-солевой баланс во время перелёта. К тому же он, как и свежие томаты, содержит в себе много полезного антиоксиданта ликопина.

Юлия Михеева

бортпроводник-инструктор S7 Airlines

Пассажиры действительно заказывают томатный сок намного чаще, чем яблочный или апельсиновый. Возможно, это связано с тем, что в полёте давление меняется, вкус обостряется и хочется чего-то солёненького. Кроме того, томатный сок более насыщенный, с мякотью, и им можно быстрее утолить голод. Возможно, этот фактор влияет.

Апельсиновый и яблочный могут казаться более кислыми, а томатный как-то хорошо идёт. Я это знаю по себе. Когда лечу в качестве пассажира, беру его обязательно. Томатный сок заказывают, наверное, процентов на 30 чаще, чем другие соки, и он быстрее всего заканчивается. Поэтому и на борт его загружают больше: иногда на каждые десять упаковок яблочного и апельсинового берём 15 томатного.

Это, кстати, зависит и от направления. Например, при полётах на восток пассажиры предпочитают яблочный и апельсиновый соки. С чем это связано, не могу объяснить. В Европу, на запад, по России - в лидерах томатный.

Пилоты редко пьют томатный сок. Они обычно пьют чай, в основном зелёный, и воду - негазированную, чаще всего с лимоном. А за бортпроводниками я это замечала. Некоторые бортпроводники пьют томатный сок и отказываются от пищи во время полёта - видимо, потому что томатный сок и так достаточно калорийный: и энергию даёт, и вкус у него интересный, и солёный, и усваивается хорошо.

То, что в полёте пассажирам всегда больше хочется есть, - это однозначно. Редко кто отказывается от приёма пищи. Это связано и с тем, что много времени затрачивается на дорогу до аэропорта, все аэропортовые формальности, поэтому повышается аппетит и пища в полёте кажется вкуснее.

Андрей Дунчич

командир воздушного судна A320, пилот-инструктор S7 Airlines

Была серия телепередач о работе аэропорта в целом - там один из сюжетов как раз был из цеха бортпитания. Говорили о том, что на высоте чувствительность вкусовых рецепторов притупляется, поэтому, чтобы еда не казалась пресной, её немного пересаливают. Поэтому и томатный сок кажется вкусным. Кроме того, в полёте всегда хочется пить, потому что воздух в салоне более сухой. И если вы летали на дальние расстояния, то, наверное, чувствовали, что постоянно хотелось пить, и это нормально.

Я люблю томатный сок с детства. И в воздухе его иногда пью, потому что он несладкий и лучше всего утоляет жажду. Даже среди пассажиров томатный сок больше всего расходится. Но чаще я пью в полёте воду с лимоном - это более правильно, с опытом приходит. Например, кофе, наоборот, воду выводит. Если летишь куда-то на восток, куда-то далеко, четыре часа туда-обратно, выпиваешь 1,5–2 литра за весь перелёт.

Лично у меня на высоте вкусовые предпочтения не меняются - видимо, я слишком давно летаю, с 1997 года. В полете я сам обычно ем очень мало, хотя у нас рацион довольно большой. Сладости забираю ребёнку.

Сергей Белков

химик-технолог, флейворист

На самом деле каких-то официальных данных, что люди целенаправленно в самолётах предпочитают томатный сок другим напиткам, не существует. Есть определённая статистика авиакомпаний, которая действительно свидетельствует, что доля потребляемого томатного сока в воздухе немного выше, чем его продажи в магазинах на земле. Но я бы к этой статистике подходил осторожно, так как самое её простое объяснение может лежать вовсе не в особенностях изменения вкуса, а в особенностях сбора статистики. Одно дело – покупатель, выбирающий себе напиток из 30 или даже 100 наименований сока в магазине, другое дело - из трёх видов сока в воздухе (а вы вряд ли встретите на борту ассортимент гипермаркета). Теория вероятностей однозначно предсказывает, что в условиях ограниченного выбора на борту томатный сок будут выбирать чаще. Поэтому к утверждениям, что люди неожиданно начинают предпочитать томатный сок именно по причине того, что оказались в самолёте, я бы относился со скепсисом.

Другой момент, который тоже необходимо учитывать, - цена продукта. Стоимость сока на борту для потребителя условно равна нулю, он за него не платит, и этот ноль значит очень много. Существует огромное количество работ по бихевиоральной экономике, показывающих, что поведение потребителя в условиях, когда товар доступен бесплатно, кардинально отличается от его поведения в условиях классических экономических отношений. Если говорить простым языком, то здесь уместна пословица «на халяву и уксус сладкий».

Ну и наконец, восприятие вкусов человеком очень чувствительно к условиям, субъективным и объективным факторам окружающего и внутреннего мира. Кто-то считает, что всё дело в том, что воздух в самолёте более сухой и организм таким образом пытается восполнить минералы - только почему-то организм делает это не минеральной водой, а соком, в котором минералов меньше. Ещё одна версия состоит в том, что чувствительность рецепторов разных вкусов зависит от давления воздуха и ко вкусу умами (а томатный сок за счёт достаточно высокого содержания глутамата обладает именно этим вкусом) чувствительность теряется меньше, чем к сладкому. Эта версия, экспериментально не подтверждённая, хотя бы похожа на правду.

Для приверженцев последней гипотезы у меня есть две новости. Хорошая новость в том, что восприятие вкусов в самолёте всё же меняется. Плохая - в том, что дело, похоже, не в давлении. Скорее всего, дело в шуме. Очевидно, что шум, как и любой другой фактор окружающей среды, должен влиять на восприятие вкуса. А вот как именно он влияет, было изящно показано в серии экспериментов, опубликованных в журнале «Экспериментальная психология» в прошлом году. Оказывается, в условиях постоянного шума (а именно в таких условиях находится пассажир во время приёма пищи в самолёте) восприятие сладкого вкуса ослаблено, в то время как вкус умами, наоборот, ощущается более ярко. Иными словами, если эффект улучшения вкуса томатного сока в самолёте и существует, то связан он не с давлением или влажностью, а с шумом двигателей. Солёный, кислый и горькие вкусы такому влиянию не подвержены.

софия Зарубина

младший научный сотрудник химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, автор блога @iknowchemistry

Известно, что авиакомпания Lufthansa проводила опрос пассажиров в рамках проекта по улучшению бортового питания. Оказалось, что четверть пассажиров выбирают томатный сок, из которых только 25 % заметили, что напиток становится вкуснее. Предположим, что в салоне Airbus A310-200 вместимость примерно 250 человек, тогда только 15 человек заявляют об улучшении вкуса томатного сока. Статистические данные опроса вызывают сомнения, поскольку всего 6 % опрошенных дают положительный ответ. Более того, в опросе неизвестна выборка: гендерность, возраст, образование, состояние здоровья и социальный статус. При этом надо понимать, что в самолётах дают пакетированные соки, которые могут иметь разный вкус в зависимости от качества. Хочу обратить внимание, что в публикации авиакомпании отсутствуют ссылки на настоящие научные исследования, что неудивительно, поскольку опрос мог быть коммерческим и иметь неизвестные нам цели. Более того, из результатов опроса нельзя связать вкусовые ощущения пассажиров с их индивидуальными предпочтениями.

Согласно тому же исследованию, из-за пониженного давления на борту самолёта соль теряет свой вкус примерно на 30 %. Да, действительно на борту самолёта давление несколько ниже, чем на земле. Причиной этого является аэродинамическая целесообразность. Поэтому часто у пассажиров закладывает уши. Также на состояние значительным образом влияют шумы двигателей. Потерю вкуса можно связать и с тем, что подача напитков на борту самолёта проходит через заметный промежуток времени после приёма пищи, что приводит к нарушению водно-солевого баланса и возрастанию чувства голода.

Заметную роль здесь может сыграть и состояние предполётного стресса пассажира, которое влияет на гормональный фон. Организмом вырабатывается особый гормон кортизол, а вслед за ним адреналин. Вследствие чего у пассажира повышается давление, увеличивается пульс, уменьшается выделение слюны, и гликоген из печени расщепляется с высвобождением глюкозы в кровь. Во время стресса глюкоза даёт энергию и силы, чтобы преодолеть тяжёлый период.

При этом люди по-разному реагируют на стресс: у кого-то пропадает аппетит, а кто-то, наоборот, хочет его заесть. Томатный сок довольно густой, и им быстрее можно притупить чувство голода.

Таким образом, на отдельных людей влияют разные факторы, способные изменить вкусовые ощущения. Так, 6 % опрашиваемых могли субъективно воспринимать изменения вкуса как улучшение вкуса томатного сока. Однако стоит отметить, что подобные ситуации интересны и требуют более глубокого научного исследования.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Даша Чертанова

Портал sntat.ru пообщался с пилотом лайнера, выполняющего чартерные полеты на курорты, и узнали, почему самолетная еда кажется вкуснее и для чего капитан сообщает, что за бортом -60 градусов.

Собеседник sntat.ru пожелал остаться неизвестным, зато ответил на самые «заковыристые» и наивные вопросы, которые возникают у пассажиров.

Почему томатный сок и самолетная еда такая вкусная?

– Я, честно говоря, другого мнения. Самолетная еда вообще не вкусная, хотя может она просто нам надоела. На счет томатного сока согласен. Не знаю почему, но действительно пассажиры только его и пьют. Это самый популярный напиток на борту, хотя в жизни, насколько я знаю, его мало покупают.

Экипаж ест то же самое, что и пассажиры?

– Еда для экипажа немного отличается – у нас ассортимент больше, особенно холодных закусок. Так как в правилах прописано, что кабинный экипаж не может есть одно и то же блюдо. Чтобы не дай бог, если что-то некачественное попадется, с нами обоими что-нибудь не случилось. Поэтому, если один ест рис с курицей, то другой мясо с гречкой. Кто что будет есть, решает командир экипажа.

Почему упаковки с печеньками или соком в самолете надуваются?

– Это разность давления. На высоте оно ниже, поэтому самолет накачивают воздухом, как шарик, чтобы создать для пассажиров благоприятные условия, приближенные к земным. Кстати, за счет давления сам фюзеляж самолета прибавляет в полете до 1 метра в объеме. На здорового человека разность давления не влияет, если он не часто летает. А так, да, вредно, не зря же летчикам и бортпроводникам пенсию раньше дают.

Предупреждения вроде «уважаемые пассажиры, наш самолет готовится к снижению, просим вас пристегнуть ремни…» пилот говорит живьем или это запись, как в трамваях «будьте осторожны, двери закрываются»?

– Все что идет из кабины самолета – произносит пилот, это не запись. В записи может быть речь бортпроводника при демонстрации аварийно-спасательного оборудования.

Зачем пилот сообщает пассажирам, что самолет летит на высоте 10 тысяч метров, скорость 850 километров в час, а температура за бортом -50 градусов? Вы так нас «троллите»?

– Почему? Это для общего развития. Это же правда, не шутка! Вообще все от командира зависит. Один весь полет молчит, а другой включил автопилот, взял микрофон и болтает, где пролетаем, какая высота, скорость…

Если всю работу выполняет автопилот, то чем живые пилоты занимаются?

– У экипажа есть работа – за трассой следить, за параметрами механизмов. Такого что сели и в домино играем – нет. Один может отдохнуть, но второй обязательно работает. Каждые 5-15 минут с диспетчерами связываемся, иногда каждые 2 минуты.

О чем пилоты разговаривают с диспетчерами?

– С диспетчерами только о работе. А так бывает, если слышишь борт, который с этим же диспетчером работает и пилот твой знакомый, то можно поприветствовать. Но обычно диспетчеры не разрешают болтать на посторонние темы. А так пилот имеет связь, как с диспетчером, так и с соседними бортами. Иногда диспетчер просит «свяжитесь с таким-то экипажем, они меня не слышат».

А на каком языке пилот общается с диспетчером?

– Если территория России, то на русском. Летим, например, рейсом «Казань-Анталия», Ростов пролетаем, и диспетчер говорит: «переходите на такую-то частоту» и передает нас диспетчеру Турции, с ним уже на английском. В Армении иногда идут на встречу – на русском разговаривают.

Какое самое безопасное место в самолете?

– Самое безопасное место в самолете в любой его части. Мы же не можем предугадать, мол, сегодня я выйду на улицу и подверну правую ногу, а не левую. Бытует мнение, что в хвосте безопаснее, якобы, если хвост отломится при ударе, то больше шансов выжить… Кто это придумал, я не знаю, это бред какой-то.

Почему сейчас в самолетах не разложены в каждый кармашек пакеты и не раздают леденцы. Людей перестало тошнить?

– Пакеты должны быть загружены на борт. Есть определенный минимум на 100 пассажиров, у каждой авиакомпании он свой. То же самое с леденцами. То, что в современных самолетах с более совершенной регуляцией давления не тошнит – сомневаюсь. Думаю, что это больше зависит от вестибулярного аппарата человека, кого-то укачивает, кого-то нет.

Почему при взлете и посадке просят открыть иллюминаторы?

– Это международные правила. Самый опасный момент – это взлет и посадка. В это время все должны быть максимально сосредоточенными. Пассажир тоже должен оценивать обстановку за бортом, чтобы, если увидит что-то необычное, сообщить бортпроводнику. Пилот и бортпроводники же могут не видеть все.

– Может случиться все что угодно – порыв ветра или воздушная яма, в «болтанке» может сильно подбросить. Если это случится, то пристегнутому пассажиру повезет больше. У пилотов поясной ремень всегда пристегнут, на время полета мы отстегиваем только плечевые ремни.

Почему все стюардессы такие красивые?

– Может быть из-за формы. Бортпроводник это же лицо компании, он должен быть красивым. Вообще у каждой авиакомпании свои требования к сотрудникам. Многие зарубежные компании, считают, что красота не главное, они вообще не берут на работу бортпроводников моложе 35 лет. Бортпроводник – это тяжелая работа, случись что, все на плечи этих девчонок ложится. Даже дверь закрыть, которая 150 килограммов весит и то тяжело.

Когда пилоты – пассажиры, они боятся летать?

– Нет. Зачем боятся? Самолет придумали, чтобы он летал, а не падал. Конечно, когда ты в пассажирском кресле другие ощущения. Начинаешь оценивать: «почему пилот сделал так, а не иначе…». Но сложно какой-то анализ проводить, будучи пассажиром я не могу определить, например, скорость с которой взлетает самолет.

Что экипаж везет с собой в чемоданах?

– Личные вещи. Если командировка на один день, например, утром вылетаешь в Хургаду и вечером возвращаешься, тогда, конечно, смысла нет чемоданы брать. А если на неделю: сегодня из Казани в Анталью, там заселился в гостиницу, на следующий день летишь в Белгород, оттуда снова в Анталью, отдохнул, снова собрал чемодан и в Самару, из Самары в Шарм-Эль-Шейх и так далее, то, конечно, запас личных вещей нужен. Каждый день залезаешь в интернет, смотришь свое расписание, на сколько дней улетаешь.

Почему пассажиры не видят капитана корабля? Вам запрещают смотреть в глаза пассажирам?

– Экипаж заходит в самолет заранее, проверяет все ли готово к полету. Кабина пилота может быть открыта, только когда нет пассажиров. Как только заходит первый пассажир, дверь блокируется и уже никто не может попасть внутрь. Выйти из кабины пилот имеет право только в туалет, но в это время бортпроводник должен зайти в кабину. В кабине всегда должно быть два человека.

Часто экипаж принимает роды в самолете?

– У меня таких случает не было. Если кому-то становится плохо, бортпроводники докладывают пилоту, мы по громкой связи спрашиваем «есть ли среди пассажиров медик?». Если медик говорит, что дело серьезное, то принимаем решение садиться в ближайшем аэропорту.

А если на борту дебошир?

– Сейчас пьяных пассажиров стало меньше, но на чартерных рейсах часто «олинклюзив» начинается уже в самолете. Если проводник замечает пассажира навеселе до вылета, то проблем нет, докладывает командиру, командир советуется: «ну, как думаешь, стоит брать его или нет?», если проводник считает, что пассажир не опасен, то взлетаем, если нет – высаживаем в две секунды.

При посадке пассажиры аплодируют пилотам или просто от счастья, что долетели живыми?

– Я думаю, что для большинства перелет – это стресс и пассажиры так проявляют радость, что долетели. Аплодисментов пилоты не слышат, к тому же при взлете и посадке мы другими делами заняты. Иногда по прилету бортпроводники докладывают, что сегодня «так хлопали, так хлопали».

Какой самолет самый лучший?

– Самый лучший – это тот, в котором сам лечу. Все современные самолеты, наши или импортные на одном уровне.

Еда в самолете, как правило, кажется нам странной. Привычные рис или ветчина кажутся слишком сухими или просто невкусными. Зато настоящие метаморфозы происходят с томатным соком. Его мало, кто любит, зато на борту самолета всегда все его пьют. Все дело в наших органах чувств, которые ведут себя в воздухе иначе.

Ученые из Университета Корнелла решили разобраться, почему еда в самолете кажется такой странной и что заставляет пассажиров во время полета заказывать томатный сок.

Оказывается, все дело в окружающих нас звуках, а также в снижении давления и сухом воздухе, сообщает Day.Az со ссылкой на БГ .

Все дело в шуме

Наши органы чувств взаимосвязаны. А когда мы на борту самолета поднимаемся в небо, где меняется давление, влажность и сухость, на наши органы чувств воздействует сразу несколько факторов. В своем исследовании Робин Дэндо и Кимберли Ян из Университета Корнелла уделили особое внимание одному из них - звуку.

Громкость шумов на борту самолета может достигать 85 децибелов - практически такому же уровню шума мы подвергаемся в машине на дорогах большого города.

В исследовании приняли участие 48 волонтеров разного возраста, которые слушали в наушниках с высокой чувствительностью звуки самолета с громкостью от 80 до 85 децибелов. Затем у них проверили восприятие вкуса.

Каждый участник должен был попробовать смесь, в которой преобладал тот или иной вкус: соленый, горький, кислый, сладкий или вкус умами (японское обозначение сладко-острого вкуса, который трудно описать и который встречается в еде, содержащей глутамат, например помидорах или выдержанном сыре).

В результате ученые обнаружили, что громкий звук влияет на некоторые вкусовые рецепторы. В частности, у людей менялось восприятие сладкого, и сильнее ощущался вкус умами. На рецепторы, отвечающие за соленый, горький и кислый вкусы, звук никак не повлиял.

Эксперимент, таким образом, показывает, что тот или иной вкус является следствием сложного взаимодействия наших органов чувств и что на него вполне может влиять атмосфера, в которой мы пробуем блюдо.

Почему в самолете мы пьем томатный сок

Чтобы проверить, как меняется наш вкус в условиях полета, в 2010 году ученые из Института строительной физики им. Фраунгофера создали авиасимулятор с помощью старого аэробуса, в котором ученые могли снижать давление. Атмосфера внутри аэробуса практически не отличалась от того, что мы испытываем на борту самолета, разве что за окном не проплывали облака.

В результате ученые обнаружили, что снижение давления также влияет на вкусовые рецепторы пассажиров: им становится сложнее определять ароматные вещества, во многом определяющие вкусовые ощущения. Кроме того, при низком давлении мы слабее ощущаем соленый и сладкий вкусы, а восприятие вкуса умами ощущается практически так же, как и в любом другом месте.

Таким образом, вкус помидоров кажется нам более привычным, чем вкус других продуктов. Возможно, поэтому в самолете люди больше любят томатный сок, хотя в обычной жизни могут его пить достаточно редко.

Возможно также, из-за снижения влажности во время полета, у нас меняется восприятие запаха томатного сока.

Как авиакомпании пытаются исправить вкус еды

Авиакомпании пытаются исправить расстройство вкуса, связанное с особенностями атмосферы, с помощью соусов. Считается, что первым этот подход предложил французский повар Рэймонд Оливер. В 1973 году, разработав меню самолетов авиакомпании Union de Transports Aériens, он предложил поливать основные блюда соусом, чтобы мясо не стало сухим из-за разогрева и сухой атмосферы на борту самолета.

Почему в самолёте мы всегда выбираем томатный сок, как попросить добавку и почему нужно больше пить простой воды и меньше есть? Рассказывают бортпроводники!

Томатомания

Оказывается, за один полёт пассажиры выпивают томатного сока в среднем на 30-40% больше, чем яблочного или апельсинового. И об этом все давно знают, поэтому в самолёт изначально загружают больше бутылок томатного.

«Сок грузят из расчёта 1 литр на 10 пассажиров. Например, в моей авиакомпании в самолёте на 126 кресел будет примерно 8 литров томатного сока, 3 литра яблочного и 2 литра апельсинового», – рассказывает стюардесса на условиях анонимности.

Почему так происходит, что томатный сок в небе пьют даже те, кто на земле его терпеть не может?

«У меня есть две версии, – размышляет стюардесса. – Во-первых, после дороги, нахождения в аэропорту, взлёта и пр. элементарно уже появляется чувство голода. А томатный сок всё-таки посытнее. Во-вторых, на высоте меняется восприятие вкуса, и хочется солёненького для поддержания водно-солевого баланса. Но опять же, какое нарушение баланса на часовом полёте? Поэтому, мне кажется, что здесь работает принцип «все пьют, и я пью».

Добавку хотите?

Кстати, по наблюдениям бортпроводников, магия томатного сока не действует на детей и на иностранцев.

«На российских рейсах все в основном томатный сок пьют. Помню, в Киргизию часто летала, там пассажиры яблочный предпочитают. Китайцы апельсиновый больше любят, а испанцы обожают яблочный!»

«Дети чаще всего пьют яблочный сок. Летом малышей больше летает, поэтому в это время года томатный чаще всего остаётся, а вот зимой его может и не хватить на всех пассажиров», – рассказывает бортпроводница.

В самолёте всегда можно попросить второй и третий стакан сока. Если напитки остались, то стюардессы вам обязательно дадут добавку. Но на самом деле лучше пить обычную воду в больших количествах – так организм лучше перенесёт полёт.


Есть или не есть?

Сами бортпроводники (особенно представительницы женского пола) предпочитают в принципе не есть во время полёта, поскольку берегут фигуру. Дело в том, что на высоте пища усваивается плохо из-за множества факторов – это и давление, и нарушение баланса, и стресс в целом. Так что набрать лишние кило проще простого! К тому же бортовое питание готовится с использованием большого количества добавок, что не делает его низкокалорийным.

Поэтому если вы часто летаете (например, в командировки), старайтесь много не есть. Больше пейте негазированной воды, можете устроить себе лёгкий перекус и съесть только овощной салат, который предлагают большинство авиакомпаний.

«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. Сегодня мы расскажем, почему пассажиры воздушного судна предпочитают именно томатный сок, а диетолог поделится своим мнением, насколько этот напиток полезен

Апельсиновый, яблочный, томатный: что выбирают пассажиры

В этом году в твиттере United Airlines разгорелся настоящий скандал. Американская авиакомпания заявила, что убирает из бортового меню томатный сок, чем вызвала негодование пассажиров. Оказалось, что у томатного сока на удивление много фанатов, но большинство из них пьют его исключительно в полете.

Выводы пассажиров о собственных вкусовых предпочтениях на борту совпадают и с внутренней статистикой авиакомпаний. В 2010 году немецкая авиакомпания Lufthansa проводила опрос среди пассажиров с целью улучшения бортового питания и выяснила, что на приходится добрая четверть (25%) заказов на борту. Другие же авиакомпании признаются, что давно прознали о вкусах своих клиентов, поэтому их запасы томатного сока на борту обычно на 30 % больше, чем яблочного и апельсинового.

А вот в супермаркетах статистика совсем другая. Там томатный сок не входит даже в пятерку самых покупаемых, а пальму первенства стабильно удерживает апельсиновый.

Вероятно, на выбор авиапассажиров влияют внешние условия, которые, в свою очередь, воздействуют на наши вкусовые рецепторы. Например, Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association) уверяет , что все дело в сильном шумовом фоне. Именно под его воздействием нам перестает хотеться сладкого, а тянет на солененькое. А вот согласно исследованию Lufthansa , заинтригованной результатами опроса, все дело в пониженном давлении, из-за которого соль теряет свой вкус на 30%.

Мнение эксперта: томатный сок полезнее фруктовых

Итак, почему, оказавшись на борту самолета, вы неожиданно для себя заказываете томатный сок, мы выяснили. А вот как насчет того, правильный ли вы делаете выбор?

Марина Сергиенко
консультант по лечебному питанию и ортомолекулярной медицине

Если выбирать между разными , то я бы посоветовала брать именно овощные, так как в концентрированных фруктовых соках, как правило, много сахара и фруктовых кислот. Избыток сахара не полезен никому, а фруктовые кислоты раздражают слизистую желудка. Поэтому даже если вы любите фруктовые соки, советую всегда разбавлять их водой.

В овощных же соках нет ни того, ни другого, они гораздо мягче и их можно пить людям с сахарных диабетом. А томатный сок ко всему прочему еще богат ликопином - пигментом, который определяет красную окраску плодов некоторых растений и известен своим противоонкологическим действием.

Также томатный сок низкокалорийный и подходит тем, кто , но категорически противопоказан людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Но какими бы полезными ни были соки, утолять жажду я все же рекомендую обычной питьевой водой, а соки пить дозировано, в небольших количествах.

Вывод: увлекаться томатным соком не нужно

Томатный сок - прекрасный выбор на борту самолета. Но пить его каждый день все же не советуем.

Публикации по теме