Тадж махал где. Сердце Индии: Тадж-Махал

Тадж-Махал был построен в Индии в городе Агра . Этот мавзолей-мечеть находится на берегу реки Джамна - самого протяженного притока Ганга. Тадж-Махал признан одним из 7 чудес света , что серьезно выделяет его на общем фоне достопримечательностей нашей планеты. В 1983 году памятник архитектуры был признан одним из объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Многие едут в Индию именно ради того, чтобы посмотреть мавзолей, ведь он известен даже людям, далеким от архитектуры.

Тадж-Махал: история любви

Тадж-Махал называют памятником вечной любви. И вот почему. Мечеть была возведена по приказу правителя Шах-Джахана, пожелавшего увековечить образ своей жены , которую звали Мумтаз-Махал (сокращенное имя - Тадж-Махал, в переводе означающее «Гордость дворца»). Она умерла при родах 14-го ребенка , что повергло падишаха в такую скорбь, что он решил отказаться от трона. Более прозаичная версия указывает на то, что Шах-Джахан был просто свергнут, но это не столь важно, ведь ценность творения, возведенного по его приказу, от этого не умаляется.

Есть еще одна легенда Тадж-Махала о том, что у этого памятника архитектуры должен был появиться «двойник» , только не белого, а черного цвета . Раскопки не подтвердили данное предположение. Найденный темный мрамор на самом деле был белым. Просто его цвет изменился с течением времени. Скорее всего, задумывался второй аналогичный мавзолей, ведь правитель любил симметрию. Сделать это падишах не успел, так как сын свергнул его. Говорят, что до конца дней своих Шах-Джахан любовался мечетью из темницы .

Именно поэтому в Тадж-Махале не одна, а две могилы - безутешного правителя и его возлюбленной. Кстати, их тела захоронены не в гробницах, а строго под ними, под землей.

Индия - страна контрастов. Посмотрите, где находятся и поезжайте туда! Там есть, на что посмотреть.

Если же вам больше по душе пляжный отдых, тогда , какие пляжи есть в Южном Гоа.

Кто построил Тадж-Махал?

Мавзолей начал возводиться в 1632 году. В этом процессе приняло участие более 22 000 мастеров , которых собрали со всех концов империи. Конкурс на лучший проект выиграл Усто Иса Хан Эффенди . Именно его наброски легли в основу Тадж-Махала. О дальнейшей судьбе строителей ходят легенды. В частности, есть предание, в котором говорится, что все они были казнены по окончании работы.

Участок, на котором он построен, раньше принадлежал махарадже Джай Сигху. Земля настолько приглянулась падишаху, что он выменял его у подданного на дворец посреди Агры. Грунт был полностью перекопан. Уровень площадки, на которой осуществлялось возведение мечети, был поднят на 50 метров. Фундамент создавался особым образом, чтобы у Тадж-Махала была по-настоящему надежная основа . Платформа, на которой стоит здание, создана из мраморных блоков. Ее площадь равна 29 м 2 .

Возведение Тадж-Махала сопровождалось применением новаторских методик строительства, что делает данный памятник архитектуры еще значимее. В качестве примера можно привести леса из кирпича (обычно в качестве материала для этого сооружения использовался бамбук).

На создание шедеврального мавзолея ушло более 20 лет. Строительство велось поэтапно. Сначала появились гробницы и платформа, а потом – минареты, мечеть и т. д. Для транспортировки материалов было использовано более 1000 слонов.

Наши дни

Ежедневно Тадж-Махал посещается многими тысячами туристов. Он является не только достоянием мировой культуры, но и символом Индии . В город с мавзолеем Тадж-Махал съезжаются со всех концов земли.

Несмотря на бережное отношение, недавно наметилась серьезная проблема. На стенах здания обнаружены трещины. Это объясняется тем, что река, протекающая рядом, становится мелководнее. Это приводит к изменению структуры почвы. Тадж-Махал оседает , что и приводит к образованию неприятных трещин.

Кроме того, его белый мрамор желтеет с годами . Причина - слишком грязный воздух. Не спасает даже запрет на проезд автомобилей вблизи мавзолея и постоянно расширяющаяся парковая зона. Из-за этого его периодически чистят белой глиной .

По пятницам экспозиция дворца для обозрения закрыта, так как в этот день в мечети Тадж-Махала молятся мусульмане.

Фотогалерея

Конечно же в Индии это не единственное что надо увидеть, но не все сразу:) Пока вносим в список “Увидеть Тадж Махал”… История его постройки это история любви…

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го.

Мавзолей строили более 20.000 человек в течении 22-х лет. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания — мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.

Но этому не суждено было исполниться. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне, из окна которой был виден Тадж Махал . И только после смерти они вновь воссоединились — согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. “Вот такая вот загогулина… понимаешь…”

Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие двадцать тысяч мастеров. Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре мавзолея Тадж Махал стояли так называемые ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами.

В настоящее время Тадж Махал ежегодно посещают как тысячи туристов, так и местные жители - индусы. В прошлом по большим дверям из серебра - символу входа в рай - проходил специальный рисунок из серебряных гвоздиков. Эта дорогая дверь в один из налетов грабителей была украдена. Позже было решено установить вместо серебряной двери медную. Кроме того, был изрядно «ободран» и декор фасада - большая часть драгоценных камней с него безвозвратно исчезла.

С минаретов Тадж Махала не раз несчастные влюбленные бросались вниз, подобным образом кончая жизнь самоубийством. Поэтому теперь туда вход закрыт и надежно охраняется полицейскими. Кроме того, стражи правопорядка следят за тем, чтобы посетители не фотографировали детали мавзолея. По установленным строгим правилам разрешается делать снимки только у входа в Тадж Махал.

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных.

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях.

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.

Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы — пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Настоящее искусство означает нечто такое, что помогает тебе быть медитативным. Гурджиев называл настоящее искусство объективным искусством, оно помогает тебе медитировать. Тадж-Махал — это настоящее искусство. Туда стоит съездить.
Я хотел бы рассказать историю о том, как Тадж-Махал пришёл в существование.
Один человек приехал из Шираза, Ирана. Его звали Ширази, потому что он происходил из Шираза. Он был великим художником, самым знаменитым в Ширазе. И он был чудесным человеком. Прежде чем он появился в Индии, появилась тысяча и одна история о нём. Императором был Шах-Джахан; он слышал об этих историях. Он пригласил скульптора ко двору. Ширази был суфийским мистиком.
Шах-Джахан спросил его:
— Я слышал, что ты можешь изваять всё тело мужчины или женщины, просто коснувшись их руки и не видя их лиц. Это правда?
— Дай мне один шанс, — ответил Ширази, — но с одним условием. Помести двадцать пять прекрасных женщин из твоего дворца за занавес. Позволь мне коснуться их рук из-за занавеса. Я коснусь их рук и выберу одну, но с одним условием. Кого бы я ни выбрал, я сделаю её статую; если статуя будет абсолютно истинной, и ты, и весь твой двор будут удовлетворены, тогда эта женщина будет моей. Я хочу на ней жениться, я хочу женщину из твоего дворца.
Шах-Джахан был готов. Он сказал:
— Я согласен.

Двадцать пять прекрасных рабынь поместили за занавес. Он прошёл от первой до двадцать пятой и отверг их всех. Просто ради забавы дочь Шах-Джахана, стоявшая за занавесом, когда все двадцать пять были отвергнуты, протянула руку. Он коснулся её руки, закрыл глаза, почувствовал что-то и сказал:
— Вот моя рука.
И он надел на руку кольцо в знак того, что, в случае успеха, она будет его женой.
Шах заглянул за занавес и пришёл в ужас: «Что наделала эта девочка?» Но он не беспокоился, потому что было почти невозможно сделать скульптуру женщины, просто коснувшись её руки.
На три месяца Ширази исчез в своей комнате. Днём и ночью он работал. Через три месяца он пригласил императора, и весь двор и император не могли поверить своим глазам. Она была в точности похожа! Он это смог. Император не нашёл ни одного изъяна — он хотел найти изъян, потому что не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за бедного человека, но теперь не было никакого выхода: он дал слово.
Он был встревожен, и его жена так встревожилась, что заболела. Она была беременна, и, рожая ребенка, умерла в агонии. Её звали Мумтадж Махал. И король пришёл в отчаяние — как спасти дочь? Он попросил скульптора прийти и рассказал ему всю историю.
— Это была ошибка. Во всём виновна девушка, но посмотри на мою ситуацию: моя жена умерла, и умерла потому, что не могла согласиться, чтобы её дочь вышла замуж за бедного человека. И я тоже не могу согласиться, хотя и дал слово.
Скульптор сказал:
— Не о чем беспокоиться. Ты должен был мне сразу рассказать; я вернусь в Шираз. Не беспокойся. Забудь об этом!
— Но это невозможно, — сказал король, — я не могу забыть. Я дал тебе слово. Подожди. Дай мне подумать.
Премьер-министр предложил:
— Сделай такую вещь: твоя жена умерла, это великий художник, и он это доказал. Пусть он сделает копию в память о твоей жене. Ты должен создать красивую могилу, самую красивую в мире. И сделай условием, что если ты одобришь эту копию, тебе придётся отдать дочь ему в жёны. Если ты её не одобришь — всё кончено.
Это обсудили с художником, и он был согласен.
«А я, — подумал король, — никогда не одобрю».
И Ширази сделал множество копий, и они были так красивы, но всё же король упорствовал и говорил: «Нет, нет, нет». Первый министр пришёл в отчаяние, потому что эти копии были редкой красоты, и отвергать её было несправедливо. И он распустил слух, позаботившись о том, чтобы он дошёл до скульптора, будто девушка, которую он выбрал, очень больна. Неделю она была больна, через неделю ей стало ещё хуже, а на третью неделю она умерла — по слухам. Когда до скульптора дошёл слух, что девушка умерла, он сделал свою последнюю копию. Девушка умерла — его сердце было разбито. И это была последняя копия. Он принёс её королю, и тот её одобрил. Трюк был в том, что девушка была больна, и не было больше речи о том, чтобы он на ней женился.
Эта копия стала Тадж-Махалом. Эта копия была создана суфийским мистиком. Как он мог создать весь образ женщины, просто коснувшись её руки? Наверное, он был в каком-то другом пространстве. Наверное, в то мгновение он не был в уме. Это мгновение должно было быть мгновением великой медитации. В то мгновение он коснулся энергии, и, просто чувствуя энергию, воссоздал весь образ.
Сейчас это гораздо легче понять логически благодаря фотографии Кирлиана, потому что у каждой энергии есть собственный образец. Твоё лицо не случайно; твоё лицо такое, потому что у тебя определённый образец энергии. Твои глаза, волосы, твой цвет — всё это потому, что у тебя определённый личный образец энергии.
Медитирующие работали над образцами энергии веками. Как только ты знаешь образец энергии, ты знаешь всю личность. Ты знаешь её насквозь, всю, потому что энергия создает всё. Ты знаешь прошлое, ты знаешь настоящее, ты знаешь будущее. Как только образец энергии понят, у тебя есть ключ, понимание всего, что случилось с тобой и что случится. Это объективное искусство. Этот человек создал Тадж-Махал.
Медитируя на Тадж-Махал в ночь полнолуния, твоё сердце начинает пульсировать новой любовью. Тадж-Махал по-прежнему несёт энергию любви. Мумтадж Махал умерла из-за любви к дочери; Шах-Джахан страдал из-за любви; и Ширази создал эту модель, потому что глубоко страдал, потому что был глубоко ранен, потому что его будущее было тёмно. Женщины, которую он выбрал, больше не было. Из великой любви и медитативности Тадж-Махал пришёл в существование. Он всё ещё несёт эту вибрацию.

Девушка, которую индийский принц Джахан однажды увидел на рынке, была настолько красива, что он сразу же привёл ее во дворец, сделав своей любимой женой: Мумтаз Махал удалось настолько пленить мужа, на других женщин он не смотрел до самой её смерти. При этом дома она не сидела, всегда сопровождала его в военных походах и была единственным человеком в мире, которому он доверял и с кем часто советовался.

Это даёт основание утверждать, что история о том, что Мумтаз была плебейского происхождения – далёкий от реальности миф. В действительности имела она знатное происхождение, являлась дочерью визиря и была дальней родственницей матери Джахана, а потому получила чрезвычайно хорошее образование (в противном случае конструктивные советы молодая женщина давать сумела бы вряд ли).

Вместе они прожили около семнадцати лет, за это время Мумтаз народила мужу четырнадцать детей, и при родах последнего ребёнка скончалась. Сначала её похоронили в городе, в котором она умерла, в Бурхан-Нуре, а через полгода её останки переправили в один из самых процветающих городов Индии, Агру. Именно здесь безутешный вдовец решил построить для своей жены усыпальницу, которая по красоте должна была стать достойной Мумтаз и одним своим видом рассказывала бы потомкам историю невероятной любви.

В каком именно городе строить мавзолей Тадж Махал («тадж» означает «венец», «махал» – «дворец») было решено практически сразу: пригород Агры, один из красивейших и развитых городов Индии, расположенный на берегу реки, подходил для этого наилучшим образом. Чтобы иметь возможность построить мечеть на выбранной территории, шаху Джахану пришлось обменять этот участок на дворец, расположенный в центре Агры.

Об этом жалеть ему не пришлось: местность эта возле города была не только чрезвычайно красивой и живописной, но и оказалась сейсмически устойчивой – за годы, прошедшие после завершения строительных работ землетрясениям нанести сооружению серьёзный ущерб не удалось.

Главное здание было спроектировано турецким архитектором Исмаилом Афанди из Османской империи, а создателем архитектурного образа памятника считают его соотечественника Усатада Ису – именно их проекты понравились Джахану больше всего. Выбор правителя оказался удачен: возведённый Тадж Махал (Агра) оказался одним из самых выдающихся памятников мира, удачно сочетавший в себе стили индийских, персидских и исламских направлений, и недавно был признан одним из чудес света.

Строительство усыпальницы

Возводить Тадж Махал начали в 1632 г. и строительство длилось двадцать один год (при этом усыпальница была закончена на десять лет раньше). Чтобы построить этот уникальный комплекс, в строительных работах было задействовано более 20 тыс. рабочих со всех концов Индии, а также архитекторы, художники, скульпторы с близлежащих стран.

Территория возле города (Агра) размером в 1,2 га была перекопана, после чего, чтобы уменьшить сыпучесть почвы, на ней был заменён грунт. Уровень намеченной для возведения мечети площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега. После этого рабочие выкопали колодцы, заполнили их бутовым камнем, получив, таким образом, фундамент, который к тому же должен был играть роль своеобразной подушки при землетрясениях и не давал бы комплексу разрушиться.


Интересный факт: вместо бамбуковых лесов архитекторы приняли решение использовать леса из кирпича: так было легче работать с тяжёлым мрамором. Каменные леса выглядели настолько внушительно, что архитекторы побаивались, что на то, чтобы их разобрать, потребуется несколько лет. Джахан нашёл выход из положения, объявив, что любой житель Агры может забрать себе нужное количество кирпичей – и строительные леса были разобраны за несколько дней.

Чтобы доставить к мечети строительные материалы, индусы построили пологую наклонную земляную площадку, по которой быки тащили поклажу, находившуюся на специально спроектированных телегах. Доставляли их в город со всех концов Индии (и не только). Самый важный строительный материал – мрамор белого цвета привозили в город из Макраны и Раджастхана, находившиеся на расстоянии 300 км от Агры.

Поднимали мраморные глыбы на нужную высоту с помощью специальных приспособлений. Воду, необходимую для строительных работ, сначала добывали из реки, после чего сливали в водохранилище, откуда она поднималась в специальный резервуар и направлялась по трубах к стройке.


Архитектурный комплекс

Все здания архитектурного комплекса Тадж Махал, Агра с геометрической точки зрения были чрезвычайно тщательно спланированы. Центральным зданием комплекса является мавзолей, повествующий об истории любви правящей четы Индии. Окружают это чудо света с трех сторон возведённые из красного песчаника зубчатые стены, оставив, таким образом, открытой для просмотра возможность лишь со стороны реки.

Усыпальница Тадж Махал, Агра окружена ещё несколькими гробницами, в которых были похоронены другие жёны правителя (их также возвели из красного песчаника, который часто использовали при постройке склепов того времени). Неподалёку от главного мавзолея расположен Музыкальный дом (сейчас там находится музей).

Главные ворота, как и основное здание, сделаны из мрамора, вход украшает ажурный портик белого цвета, сверху – одиннадцатый куполов, по бокам расположены две башни с белыми куполами. По обе стороны центральной усыпальницы были построены из красного песчаника два больших сооружения: здание слева жители Агры использовали как мечеть, а правая служила пансионом. Построили их для баланса – чтобы во время землетрясения ничего не разрушилось.

Перед мавзолеем находится роскошный парк, длина которого составляет 300 метров. Посреди парка, расположен облицованный мрамором оросительный канал, в центре которого был сооружён бассейн, в котором полностью отражается мавзолей (от него к четырём минаретам ведут дорожки).


Согласно описаниям очевидцев, в прежние времена Агра и ее парк поражал обилием растительности: здесь росли розы, нарциссы, огромное количество садовых деревьев. После того как Индия оказалась под Британской империей, вид ее существенно изменился – и она стала походить на обыкновенный английский газон.

Как выглядит усыпальница

Главным сооружением этого архитектурного комплекса, что находится в городе Агра, является сооружённый из белого мрамора мавзолей Тадж Махал. Лучше всего он просматривается с реки, поскольку стена с этой стороны не установлена.

Особенно шикарно он выглядит на рассвете: усыпальница отражается в воде, создавая иллюзию нереальности и, если смотреть на неё с противоположного берега, создаётся впечатление, будто это чудо парит в предрассветном тумане, а появившиеся лучи создают на стенах удивительную игру цвета.

Такую воздушность и ощущение «парения» мавзолею придают прежде всего необычные пропорции, когда высота здания имеет те же размеры, что и его ширина, а также огромный купол, который словно бы уносит за собой более мелкие элементы сооружения – четыре малых купола и минареты.


Мавзолей Тадж Махал, Агра повествует миру о прекрасной истории любви между Джаханом и Мумтаз Маха, и обладает неимоверной красотой. Высота и ширина мавзолея составляет 74 метра. Фасад усыпальницы квадратной формы, при этом в него встроены полукруглые ниши, придающие массивному зданию невесомый вид. Венчает мавзолей мраморный купол высотой в 35 метров, по форме напоминающий луковицу.

Верх купола украшает месяц, рожки которого направлены вверх (до XIX ст. он был золотым, а потом его заменили точной копией, изготовленной из бронзы).

По углам гробницы, подчеркивая форму основного купола расположены четыре меньших свода, полностью повторяющие его форму. По углам мавзолея под небольшим наклоном в противоположную от усыпальницы сторону находится четыре украшенных позолотой башни (минарета) высотой около 50 м (наклон был предусмотрен на раннем этапе строительных работ, чтобы при падении они не смогли навредить основному сооружению).

Стены Тадж Махал (Агра) разрисованы тонким узором и возведены из мрамора белого цвета со вставленными в него самоцветами (всего – 28 видов драгоценных камней). Особенно много украшающих элементов можно увидеть на постаментах, воротах, мечетях, а также внизу мавзолея.

Благодаря уникальному мрамору мавзолей на протяжении дня выглядит по-разному: днём усыпальница белого цвета, на рассвете – розовая, а в лунную ночь становится серебристой. Раньше входные двери были сделаны из чистого серебра, но позже, как и многие другие ценные элементы декора были украдены (кем – история умалчивает).

Вид изнутри

Внутри Тадж Махал (город Агра) выглядит не менее примечательно, чем снаружи. Вход в мавзолей украшает галерея с изящными колоннами. Зал внутри усыпальницы представляет восьмиугольник, в который можно попасть с любой стороны усыпальницы (сейчас это можно сделать лишь со стороны парка). Внутри зала за мраморной ширмой расположено два саркофага, изготовленные из белого мрамора, в действительности, являющие собой ложные гробницы, поскольку сами могилы находятся под полом.

На крышке саркофага жены правителя выбиты восхваляющие её надписи. Единственным асимметричным элементом во всём комплексе является саркофаг Джахана, который был установлен уже после его смерти: гроб правителя немного больше гроба жены. Высота стен внутри здания составляет 25 м, а украшенный солнцем потолок сделан в виде внутреннего купола.

Всё пространство внутри зала разделяется восемью арками, над которым можно прочитать цитаты из Корана. Четыре средние арки образовывают балконы с окнами, через которые в зал поступает свет (кроме этих окон солнечные лучи попадают в помещение через специальные отверстия в крыше). На второй этаж мавзолея можно подняться по одной из двух боковых лестниц. Стены внутри усыпальницы повсюду украшены мозаиками из самоцветов, которые образуют различные символы, растения, цветы, буквы.

Смерть Джахана

После завершения строительства Тадж Махал, Агра сын правителя, Аурангзеб, сверг отца с престола и посадил в темницу, в которой бывший правитель провёл несколько лет (согласно одной из легенд, её окна выходили на построенную им усыпальницу любимой супруги).

После смерти Джахана сын выполнил волю отца и похоронил его рядом с женой. Так закончилась история любви, на века запечатлев память о себе в уникальном сооружении, которое стоит и поныне.

Тадж-Махал, мавзолей султана Шах Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Архитектор Устад Иса. 1630-1652 гг.

Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал расположен в городе Агра на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. Он создан в стиле, позже названном «мугал», соединившем традиции индийской, персидской и арабской архитектуры. Собственно, мавзолей и явился первым зданием, построенным в новом духе. Тадж-Махал возвели по воле Шах-Джахана (1592-1666). пятого правителя из династии Великих Моголов, как место захоронения его жены Арджуманд и памятник их любви. Арджуманд была дочерью министра Джангира и более известна под титулами Мумтаз-Махал (Избранница Дворца) или Тадж-Махал (Венец Дворца).
Первоначально усыпальница именовалось Раоза Мумтаз-Махал либо Тадж Бибиха-Раоза, что на арабском означает «гробница владычицы моего сердца». Лишь позднее, во времена английской колонизации Индии, за сооружением закрепилось современное название -Тадж-Махал.

Споры об архитекторе

После завое вания Индии англичанами ряд учёных выдвигал гипотезы, что подлинном творцом проекта усыпальницы был европейский зодчий. Возможно, итальянец Джерони мо Веронео, работавший при дворе Шах-Джахана. Или французский ювелир А вгустин де Бордо, один из создателей Золотого трона Великих Моголов. Оппоненты им возражают: в архитектуре сооружения и строительных приёмах нет следов евро пейских технических достижений того времени, зато соединено всё лучшее, чем владело индийское, персидское и арабское зодчество. Специфические способы обработки камня, применённые при строительстве, были известны только восточным мастерам. А купола, подобные куполу Тадж-Махала, возводились в тот период л ишь в Самарканде и Бухаре.

ЛЮБОВЬ В КАМНЕ
Любимая супруга Шах-Джахана скончалась при родах в 1631 г. в возрасте 38 лет. Опечаленный император решил увековечить её память в ранее невиданной гробнице. Повелитель одной из могущественнейших и богатейших стран того времени сполна использовал возможности
своего положения. Он послал гонцов во все центры архитектуры исламского мира: Стамбул, Багдад, Самарканд, Дамаск и Шираз, созывая известнейших зодчих Востока. Одновременно но его заказу в Агру свозили чертежи и планы всех знаменитых сооружений Азии. Владыка хотел воздвигнуть здание, равного и даже подобного которому в мире не существовало.

Рассматривалось множество проектов. Возможно, то был первый в истории архитектурный конкурс. В итоге Шах-Джахан остановился на варианте молодого ширазского архитектора Устад Исы.
Затем началась непосредственная подготовка к строительству. В Агру приехали каменщики из Дели и Кандагара, считавшиеся лучшими в Индии. Художников и каллиграфов наняли в Персии и Багдаде, отделкой ведали бухарцы и делийцы, а для создания садово-паркового ансамбля пригласили искусных садовников из Бенгалии. Руководство работами было возложено на Устад Ису, а его ближайшими помощниками стали видный ту рецкий зодчий Ханруми и самаркандец Шариф, создавший великолепные ку пола мавзолея. Таким образом, мавзолей Мумтаз-Махал соединил в себе всё лучшее, чего достигли на тот момент архитектурра и декоративно-прикладное искусство Востока.

МУЗЕЙ ТАДЖ-МАХАЛА

Кроме собственно архитектурного комплекса мавзолея на территории Тадж- Махала есть и музейная экспозиция, посвящённая истории династии Великих Моголов. В ней представлены уникальная нумизматическая коллекция, предметы искусства и быта XVI-XVII вв. У стен музея разбиты сады в знаменитом могольском стиле — копии сада, окружающего мавзолей.

За основу Устад Иса взял позднюю индийскую архитектуру, в частности мавзолей Хумаюна - место погребения первых Великих Моголов и членов их семей. Но при этом внёс немалые изменения, отказавшись, например, от пристрастия к многочисленным колоннам (их и Тадж-Махале вообще нет). По данным придворного историка Абдул Хамида Лахори. строительство началось через полгода после смерти Мум- таз-Махал и длилось 12 лет. В 1643 г. было закончено центральное здание усыпальницы.

Полностью строительство завершилось в 1648 г., но, судя по всему, пос-
ле этого отделка продолжалась ещё несколько лет. В общей сложности возведение и отделка заняли 22 года. В работах одновременно участвовали более 20 тыс. человек, для которых вблизи Агры был выстроен специальный городок Мумтазабад.
Основным материалом стал белый мрамор, доставлявшийся на слонах из каменоломен Джохапура - за триста с лишним километров. В отделке широко применялись инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями. Здесь были лазурит Гиндукуша, китайский нефрит всех цветов, лунный камень Декана, персидские аметисты и бирюза, тибетский сердолик, привозимый из России малахит. Золота и серебра на инкрустации пошло, по преданиям, «много больше, чем может увезти слон». Для основных линий в орнаментах использовались красный песчаник и чёрный мрамор.
Чтобы поднимать на большую высоту материалы для возведения главного ку пола, по проекту турецкого инженера Исмаил Хана построили покату ю земляную насыпь длиной 3,5 км и высотой почти 50 м. По ней слоны могли без помех доставлять к месте работ мраморные блоки. Когда Шах-Джахан увидел законченный мавзолей, он заплакал от восхищения.

Несмотря на огромные размеры, мавзолей выглядит невесомым. Во многом такой эффект достигается благодаря четырём минаретам, имеющим тщательно спланированное отклонение от вертикальной оси. Это должно было спасти усыпальницу от разрушения обломками минаретов в случае землетрясения.

Вскоре Шах-Джахан пожелал рядом с Тадж-Махалом построить аналогичный мавзолей, но уже чёрного цвета - для него самого.
Однако этому сбыться было не суждено. Император заболел, в стране вспыхнула война между его сыновьями. Благодаря поддержке мусульманского духовенства победил младший - исламский фанатик Аурангзеб, казнивший всех своих братьев и не пощадивший даже родного отца.
Остаток жизни Шах-Джахан провёл в каземате знаменитого Красного форта Агры, построенного ещё его прадедом Акбаром, основателем династии. Оттуда ему открывался вид на Тадж-Махал - последнее утешение пленника. Как сообщает летописец Абдул Хамид Лахори, чувствуя приближение смерти, узник попросил тюремщиков поднести его к окну и, глядя на гробницу любимой жены, «погрузился в глубокий, вечный сон». По завещанию его погребли рядом с Арджуманд.

Пропорции Тадж-Махала были столь совершенны, что даже родилось предание, будто при его создании прибегали к магии и помощи потусторонних сил. Другая легенда гласит, что по окончании работ архитекторам выкололи глаза, а мастерам отрубили руки, дабы они не могли сотворить больше ничего подобного. Разумеется, это миф. Напротив, и зодчие, и строители были щедро вознаграждены, а кроме того, их труд во всё время возведения мавзолея неплохо оплачивался. Что, кстати, дало повод врагам Шах-Джахана утверждать, будто постройка Тадж-Махала разорила казну империи. Но и это не так: в тот момент держава Великих Моголов была весьма богата и занимала почти весь Индостан. Одновременно с сооружением усыпальницы проводились обширные ирригационные работы в Пенджабе и велись успешные войны с соседями.

КРАСОТА И ВРЕМЯ
Время и люди не пощадили памятник. Первым начал его разорять Аурангзеб, изъявший золотую решётку, которая окружала кенотаф Мумтаз-Махал. Осуждая отца за бессмысленное расточительство, он сам построил подобие Тадж-Махала к югу от Агры — для себя и своей старшей жены. Но копия оказалась весьма неудачной и почти неизвестна широкой публике.
После Аурангзеба мавзолей подвергся разграблению при Надир-шахе в 1739 г. Тогда были увезены серебряные двери главного зала, позже заменённые бронзовыми, существующими и поныне. Когда в 1803 г. британская армия заняла Агру, солдаты вынесли из Тадж-Махала порядка 200 кг золота и выковыряли из его стен немало драгоценных камней. Большинство этих сокровищ досталось Ост-Индской компании.
Лишь в конце XIX в. по приказу вице-короля Индии лорда Керзона памятник был взят под охрану. С тех пор его безопасность является заботой властей Индии — сначала колониальных, а после провозглашения независимости — национального правительства. Руководство Департамента археологических изысканий Индии даже добилось постановления Верховного суда страны о введении запрета на производственную деятельность в окрестностях Тадж-Махала. Над мавзолеем запрещены полёты самолётов, чтобы вибрация от работы двигателей не повредила уникальный монумент.
К сожалению, нормальному функционированию музея уже не первый год мешает политика. В связи с активизацией в Индии террористических организаций охрану Тадж-Махала пришлось поручить вооружённым силам и спецслужбам. Центральный павильон мавзолея был закрыт для посетителей ещё в 1984 г. — после того, как там произошло столкновение охранников с боевиками. С тех пор правительство Индии опасается повторения нападения и тщательно контролирует окружающую территорию. По иронии судьбы, теракты против Тадж-Махала, построенного одним из величайших мусульманских государей Индии, планировались и осуществлялись именно исламскими радикалами.
С недавнего времени мавзолею угрожают и силы природы. Из-за оседания почвы, изменения гидрологического режима и нескольких землетрясений фундаменты минаретов сместились, и только срочно принятые меры по укреплению грунта спасли чудо архитектуры от разрушений.

Мозаичное панно на стенах Тадж-Махала.
Внутри стены Тадж-Махала украшены мозаичными изображениями сказочных деревьев и цветов. Продуманное расположение окон делает мавзолей буквально прозрачным для солнечного и лунного света, и он почти не нуждается в искусственном освещении. В центре главного зала размещается восьмиугольная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом. Здесь за ажурной каменной оградой инкрустированной драгоценными камнями, находятся ложные гробницы - кенотафы. Настоящие саркофаги императрицы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана располагаются в подземелье точно под кенотафами. Эти гробницы покрыты фантастически растительным орнаментом из полудрагоценных камней.

Тадж-Махал является жемчужиной мировой архитектуры. Он признан одним из самых красивых сооружений на Земле, а его силуэт считается неофициальным символом Индии. В 1983 г. Тадж- Махал внесён в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

ИДЕАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ
В плане Тадж-Махал отчасти похож на классическое исламское культовое сооружение. В комплекс зданий кроме собственно мавзолея входят мечеть и крытая галерея, сложенные из красного песчаника, ворота в виде арки, а также обширный сад с фонтанами и бассейнами, распланированный так, что усыпальница хорошо просматривается со всех сторон.
Мавзолей воздвигнут на обширной платформе из красного песчаника семиметровой высоты, на которой, в свою очередь, сооружён трёхметровый Луже на нём и покоится непосредственно Тадж-Махал. Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание высотой 57 м увенчано 24-метровым куполом, по форме напоминающим бутон лотоса. Фасады украшены стрельчатыми арками и нишами, создающими тонкую игру света и тени.
Мавзолей особенно прекрасен на фоне синего неба, и всё это великолепие отражается в прямоугольном бассейне, находящемся прямо перед зданием. Это первый в мире подобный опыт. В Европе спустя два года после завершения строительства Тадж-Махала французский архитектор Андре Ленотр использовал водоём, спроектированный так, чтобы отражать фасад дворца.
Белый мрамор в сочетании с тщательно подобранным оттенком изразцов купола - под цвет неба - создаёт впечатление невероятной лёгкости монументального ансамбля. Красота Тадж-Махала подчёркивается игрой света, особенно в вечерних сумерках, когда мрамор окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового, золотистого цвефв. Ранним утром здание, словно сотканное из кружева. кажется парящим в воздухе.

Рабиндранат Тагор описал Тадж-Махал как «слезу на щеке бессмертия», Редьярд Киплинг – как «олицетворение всего непорочного», а его создатель император Шах Джахан сказал, что «солнце и луна уронили слезы из своих глаз». Каждый год туристы численностью, вдвое превышающей население Агры, проходят через ворота города, чтобы хоть раз в жизни увидеть здание, по праву названное многими самым красивым в мире. Мало кто уходит разочарованным.

Это действительно памятник, прекрасный во все времена года. Есть те, кому очень нравится вид Тадж-Махала в Шарад Пурнима, первое полнолуние после муссонов, в безоблачный вечер в октябре, когда свет самый ясный и самый романтичный. Другие любят смотреть на него в разгар самых сильных дождей, когда мрамор становится полупрозрачным, а его отражение в каналах садов, окружающих мавзолей, размывается в покрытой рябью воде. Но он производит завораживающее впечатление в любое время года и в любой момент дня. На рассвете его цвет меняется от молочного до серебристого и розового, а на закате он выглядит, словно сделанный из золота. Взгляните на него также в сиянии полудня, когда он ослепляюще-белый.

Рассвет над Тадж-Махалом

История

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Тадж-Махал был построен Шах Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз Махал, которая умерла, рожая ему 14-го ребенка, в 1631 г. Смерть Мумтаз разбила сердце императору. Говорят, что он поседел за одну ночь. Постройка Тадж-Махала началась на следующий год. Считается, что главное здание было построено за 8 лет, но весь комплекс закончили только в 1653 г. Незадолго до окончания строительства Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заключен в форт Агры, где провел оставшиеся дни, глядя на свое творение через окно темницы. После смерти, в 1666 г., Шах Джахан был похоронен здесь, рядом с Мумтаз.


Всего на строительстве было занято около 20 000 человек из Индии и Центральной Азии. Специалистов привезли из Европы, чтобы те сделали красивейшие резные мраморные панели и украсили их в стиле пьетра-дура (инкрустация с использованием тысяч полудрагоценных камней) .

В 1983 г. Тадж-Махал был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и сегодня выглядит так же безукоризненно, как и после окончания строительства, хотя масштабная реставрация была проведена в начале XX века. В 2002 г. вследствие того, что здание постепенно потеряло цвет из-за сильной загрязненности города, его освежили, применив древний рецепт косметической маски для лица, которым пользовались индийские женщины для сохранения красоты кожи. Эта маска называется multani mitti - смесь земли, крупы из зерновых злаков, молока и лимона. Теперь в пределах нескольких сотен метров вокруг здания разрешено ездить только на экологически чистом транспорте.

Панорама Тадж-Махала

Архитектура

Персидская каллиграфия

Точно неизвестно, кто именно был архитектором Тадж-Махала, однако честь его создания часто приписывают индийскому архитектору персидского происхождения по имени Устад Ахмад Лахори. Строительство началось в 1630 году. Из Персии, Османской империи и стран Европы были приглашены лучшие каменщики, ремесленники, скульпторы и каллиграфы. Комплекс, находящийся на юго-западном берегу реки Ямуна в Агре, состоит из пяти основных построек: это дарваза, или главные ворота; багееча, или сад; мастжид, или мечеть; наккар зана, или дом отдыха, и рауза, сам мавзолей, где находится гробница.

Цветы, высеченные в мраморе

Уникальный стиль Тадж-Махала сочетает элементы персидского, среднеазиатского и исламского характера архитектуры. Среди достопримечательностей комплекса - мраморный пол в черно-белую шахматную клетку, четыре 40-метровых минарета по углам мавзолея и величественный купол в центре.

Арочный свод

Написанные вокруг арочных проемов суры из Корана кажутся одинакового размера, независимо от того, на каком расстоянии от пола они находятся - эта оптическая иллюзия создается при помощи более крупного шрифта и расстояния между буквами по мере увеличения высоты надписи. В мавзолее Тадж-Махал есть и другие оптические иллюзии. Внушительные украшения из pietra dura включают геометрические элементы, а также изображения растений и цветов, традиционные для исламской архитектуры. Уровень мастерства и сложность работы над памятником становятся ясны, когда начинаешь рассматривать мелкие детали: например, в некоторых местах на одном декоративном элементе размером 3 см использованы более 50 драгоценных инкрустаций.

Воротами к садам мавзолея можно восхищаться как отдельным шедевром, с изящными мраморными арками, куполообразными камерами на четырех угловых башнях и двумя рядами 11 маленьких чаттри (купола-зонтики) над самым входом. Они представляют собой прекрасное обрамление для первого взгляда на весь ансамбль.

Чар-Багх (четыре сада) - неотъемлемая часть Тадж-Махала, в духовном смысле символизирующие рай, куда вознеслась Мумтаз-Махал, а в художественном смысле подчеркивающие цвет и текстуру мавзолея. Темные кипарисы усиливают блеск мрамора, а каналы (в тех редких случаях, когда они полны) , сходящиеся на широкой центральной площадке для обозрения, не только дают прекрасное второе изображение памятника, но и, поскольку в них отражается небо, добавляют на рассвете и закате мягкую подсветку снизу.

К сожалению, вандалы похитили все сокровища гробницы, но все же сохранилась нежная красота роз и маков в богато инкрустированных плитах из оникса, зеленого хризолита, сердолика и агата различной расцветки.

Минарет

По обе стороны от мавзолея расположены два почти одинаковых здания: к западу - мечеть, к востоку - здание, которое, возможно, служило павильоном для гостей, хотя его основная цель состояла в том, чтобы обеспечить полную симметрию всему архитектурному ансамблю. Каждое из них смотрится прекрасно - попробуйте посмотреть на павильон на восходе солнца, а на мечеть - на закате. Выйдите также к задней части Тадж-Махала, к террасе, откуда открывается вид на реку Джамна до самого форта Агры. На рассвете лучшая (и дешевая) точка обозрения находится на противоположном берегу реки, где, согласно популярной (но, вероятно, недостоверной) легенде, Шах-Джахан планировал установить зеркало из совершенно черного мрамора, отражающее Тадж-Махал. У берега выстроилась вереница лодок, готовых перевезти туристов через реку.

Навершие Тадж-Махала

Сам Тадж-Махал стоит на приподнятой мраморной платформе в северном конце декоративных садов, задней стороной к реке Ямуна. Приподнятое расположение означает, что «выше только небо», - это изящный ход конструкторов. Декоративные 40-метровые белые минареты украшают здание со всех четырех углов платформы. По прошествии более чем трех веков они чуть наклонились, но, возможно, так специально было задумано (установка под небольшим углом от здания) , чтобы в случае землетрясения они упали не на Тадж-Махал, а в сторону от него. Мечеть из красного песчаника с западной стороны - важный храм для мусульман Агры.

Кенотаф Мумтаз-Махал

Мавзолей Тадж-Махал возведен из полупрозрачных белых мраморных блоков, на которых вырезаны цветы и выложена мозаика из тысяч полудрагоценных камней. Это превосходный образец симметрии - четыре одинаковых стороны Таджа с великолепными арками, украшенными резным орнаментом из завитков в стиле пьетра-дура и цитатами из Корана, вырезанными каллиграфическим шрифтом и украшенными яшмой. Вся конструкция венчается четырьмя маленькими куполами, окружающими знаменитый центральный луковичный купол.

Сразу под главным куполом находится кенотаф Мумтаз-Махал, надгробие (ложное) тонкой работы, окруженное перфорированными мраморными плитами, украшенными десятками разных полудрагоценных камней. Здесь же установлен, нарушая симметрию, кенотаф шаха Джахана, погребенного свергшим его сыном Аурангзебом в 1666 г. Свет проникает в центральную комнату через резные мраморные ширмы. Настоящие могилы Мумтаз-Махал и шаха Джахана находятся в закрытой комнате на цокольном этаже под главным залом. Их нельзя увидеть.

Реквием в мраморе


Махал означает «дворец», но в данном случае Тадж-Махал - уменьшительное имя Мумтаз-Махал («драгоценный камень дворца») , который подарили двоюродной сестре Шах-Джахана, когда она вышла за него замуж. Дочь брата его матери, она была его постоянной спутницей задолго до того, как он получил трон, а позже она была первой дамой среди сотен других в его гареме. За 19 лет брака она родила ему 14 детей и умерла при родах последнего ребенка в 1631 г.

Легенда гласит, что борода Шах-Джахана - ему было 39 лет, всего на год старше жены, - побелела фактически за одну ночь после ее кончины, и он продолжил носить траур в течение нескольких лет, одеваясь в белое в каждую годовщину ее смерти. Для строительства Тадж-Махала понадобилось двенадцать лет его неустанной работы с персидским архитектором и мастерами, привезенными из Багдада, Италии и Франции, - срок, который можно считать высшим выражением его скорби. «Империя не имеет для меня теперь никакой сладости, - писал он. - Сама жизнь потеряла для меня всякий вкус».

Мифы о Тадж-Махале


Тадж - индуистский храм

Популярная теория о том, что Тадж на самом деле был храмом Шивы, построенным в ХII в. и позже был трансформирован в известный всем мавзолей Мумтаз-Махал, принадлежит Пурушоттаму Нагеш Оуку (Purushottam Nagesh Oak). Он просил открыть запечатанные цокольные комнаты Таджа, чтобы доказать свою теорию, но в 2000 г. Верховный суд Индии отверг его прошение. Пурушоттам Нагеш также заявляет, что Кааба, Стоунхендж и папство тоже индуистского происхождения.

Черный Тадж-Махал

Это история о том, что шах Джахан планировал построить двойник Тадж-Махала из черного мрамора на противоположной стороне реки как свой собственный мавзолей, и эту работу начал его сын Аурангзеб после того, как заточил своего отца в крепости Агры. Интенсивные раскопки в районе Мехтаб Багх не подтвердили это предположение. Не было найдено никаких следов строительства.

Расчленение мастеров

Легенда говорит, что после окончания строительства Таджа шах Джахан приказал отрубить руки и выколоть глаза мастерам, чтоб те никогда больше не могли повторить ее. К счастью, эта история не нашла никакого исторического подтверждения.

Оседающий Тадж-Махал

Некоторые эксперты утверждают, что, по некоторым данным, Тадж-Махал медленно клонится в сторону русла реки и вызвано это изменениями в почве из-за постепенного высыхания реки Ямуна. Археологическая разведка Индии объявила имеющиеся изменения по высоте здания незначительными, добавив, что не было обнаружено никаких структурных изменений или повреждений за 70 лет с момента первого научного исследования Тадж-Махала, проведенного в 1941 г.


Музей Тадж-Махал

В комплекс Тадж-Махал входит маленький, но замечательный музей Таджа (вход 5 рупий; 10:00-17:00 суббота-четверг) . Он расположен в западной части садов. В музее хранятся оригиналы могольских миниатюр, пара портретов шаха Джахана и его любимой жены Мумтаз Махал из слоновой кости (XVII в.) . Здесь же несколько хорошо сохранившихся золотых и серебряных монет того же периода, архитектурные чертежи Таджа и несколько изящных тарелок из селадона, которые, по слухам, разлетятся на куски или изменят цвет, если в еде на тарелке окажется яд.

Лучшие виды Тадж-Махала

На территории Таджа

За удовольствие придется выложить 750 рупий, но только внутри комплекса вокруг Тадж-Махала вы сможете в полной мере ощутить всю красоту и мощь самого красивого здания на земле. Обязательно обратите внимание на мозаику (пьетра дура) внутри ниш с арками (пиштаков) на четырех внешних стенах. Не забудьте взять с собой фонарик, чтобы получше рассмотреть похожие орнаменты внутри темного центрального зала мавзолея. Обратите внимание на белый мрамор и полудрагоценные камни, вкрапленные в него.

Главное - "попасть"

Из Мехтаб Багха

Туристам больше не разрешается свободно гулять по набережной на противоположном берегу реки Ямуны, но все еще можно любоваться Тадж-Махалом сзади, из парка Мехтаба Багха (XVI век) по ту сторону реки. Тропа, ведущая вниз к реке, приведет вас к месту, откуда такими же видами можно наслаждаться бесплатно, хоть и в ограниченном ракурсе.

Вид с южного берега реки

Это отличное место для наблюдения за закатом. Идите по тропе, которая тянется вдоль восточной стены Тадж-Махала, вниз до маленького храма у реки. Там вы найдете лодки, на которых можно прокатиться по реке и насладиться еще более романтичными видами. Приготовьтесь заплатить примерно 100 рупий за лодку. В целях безопасности лучше не отправляться сюда в одиночку на закате.

С крыши кафе в Тадж Гандже

Отличный вариант для фотографирования на рассвете - крыши кафе в Тадж Гандже. Снимки получаются очень красивые. Нам кажется, что кафе на крыше отеля Saniya Palace - лучшее место. Расположение отличное, вокруг много зелени. Но в принципе таких хороших мест много, и все они предлагают в качестве бонуса вид на Тадж-Махал, которым можно любоваться за чашечкой утреннего кофе.

Территория Тадж-Махала

Из форта Агры

Имея при себе фотоаппарат с приличным объективом, можно сделать роскошные фотографии Тадж-Махала из форта Агры, особенно если вы готовы встать на заре и застать момент, когда солнце поднимется из-за его стен. Пожалуй, лучшие места для съемки - это Мусамман Бурдж и Кхас-Махал, восьмиугольная башня и дворец, куда посадили шаха Джахана и где он провел последние восемь лет своей жизни.

Информация для посетителей

Время работы Тадж-Махала

Мавзолей открыт ежедневно с 6 утра до 19.00, кроме пятницы (В этот день он открыт только для тех, кто приходит на пятничную службу в мечеть на территории Тадж-Махала).

Также Тадж-Махалом можно полюбоваться при лунном свете – за два дня до и два дня после полнолуния мавзолей открыт в вечерние часы – с 20.30 до полуночи.


Вход

Вход в Тадж-Махал стоит 750 INR (примерно 12$) , детям до 15 лет – вход свободный.

Лучшее время для посещения Тадж-Махала

Тадж-Махал великолепен на рассвете. Это определенно лучшее время для посещения, и людей в эти часы меньше. Закат - другое волшебное время, когда можно насладиться чудесными видами. Можно рассматривать Тадж в течение пяти ночей в период полнолуния. Количество входов ограничено. Билеты нужно покупать за день до посещения в Офисе археологической разведки Индии (12227263; www.asi.nic.in; 22 Молл; индийцы/иностранцы 510/750 INR) . Подробности читайте на их сайте. Учтите, что среди водителей рикш этот офис известен как Taj Mahal Office.

Фото- и видеосъемка

Фото- и видеосъемка профессиональной аппаратурой запрещена (зеркальные фотоаппараты из-за большой популярности среди туристов, как правило, не считают за профессиональную аппаратуру, но могут быть проблемы, если у вас уж очень большой объектив) . Разрешение на съемку обычной камерой обойдется в дополнительные 25 INR .

Залитый солнцем Тадж-Махал

Как добраться

Тадж-Махал расположен в индийском штате Уттар-Прадеш в городе Агра – это примерно 200 км. от Дели.

Из Дели до Агры ходят следующие поезда:

  • Shatabdi Express - уходит со станции New Delhi Station в 6:00 утра, обратно в 20:40 (время в пути 2 часа).
  • «Taj-Express» - отходит со станции Nizamuddin Station в 7:15, обратно в 18:50 (время в пути 3 часа).
  • Помимо них, через Агру идут все поезда на Калькутту, Мумбай и Гвалиор.

Кроме того, до Агры можно доехать и на автобусе (экспресс от 3 часов), такси (2000 INR) или заказав групповой тур (от 1500 INR, включая входные билеты).

Уже из самой Агры до Тадж-Махала можно доехать на рикше или такси.

Публикации по теме