Железные дороги Финляндии. Финские поезда Финская железная дорога официальный

Путешествия на поезде по Суоми - это отличный и относительно недорогой вариант для тех, кто не любит долгих и утомительных поездок в автобусах. Железная дорога даст вам возможность изъездить всю Финляндию, насладившись как великолепными пейзажами этой страны, так и безупречным сервисом в поездах.

Путешествие на поезде в Финляндии

Типы поездов

Pendolino - самый быстрый поезд Финляндии, разгоняющийся до 220 км/час. Курсирует между крупнейшими финскими городами, в час пик делает меньше остановок, чем другие поезда железнодорожной компании VR. В вагонах имеется Wi-Fi, кабины для телефонных разговоров, усилитель сигнала сотовой связи, розетки и кондиционеры. В поезде есть специальные места для аллергиков и пассажиров с домашними животными, столики для пеленания детей, места для провоза детских колясок и специальные условия для пассажиров с ограниченными возможностями. Также в Pendolino имеется ресторан Pregо.

InterCity - это поезда высокого уровня, ориентированные в основном на пассажиров бизнес-класса. Здесь также имеется беспроводной интернет, вагон-ресторан, кондиционеры, розетки и усилители сотовой связи. Также в поездах есть специальные «тихие» вагоны, кабины для телефонных разговоров, купе для работы, места для велосипедов и лыж, а также детский игровой уголок. Для комфорта пассажиров с ограниченными возможностями есть нумерация мест шрифтом Брайля, индукционная петля для пользователей слуховых аппаратов и инвалидный пандус.

Скорые поезда

Составы синего цвета, курсирующие на дальние расстояния и между городами Южной Финляндии, - это скорые поезда традиционного типа. Здесь также имеется вагон-ресторан, розетки, места для аллергиков, пассажиров с домашними животными, условия для провоза детских колясок и услуги для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На ночном поезде вы доедете до самого севера Финляндии за 7-8 часов. Также здесь у вас есть возможность погрузить машину в специальный вагон и на утро продолжить путешествие на собственном авто . В ночных поездах вы можете поехать на сидячем месте, в обычном спальном вагоне или же в специальных двухэтажных спальных вагонах.

Последние отличаются большим количеством услуг и более комфортными условиями: здесь есть душ, места для пассажиров с ограниченными возможностями, источники электропитания, Wi-Fi, места для ухода за детьми и усилители сотовой связи.

Маршруты путешествий на поезде

Суоми практически полностью покрыта сетью железных дорог: вы не сможете добраться на поезде разве что в далекие и малонаселенные города Лапландии . Железнодорожных станций нет в таких населенных пунктах как Киттиля, Салла, Куусамо и Соданкюля, но зато вы без проблем доедете на поезде до лапландских городов Рованиеми , Колари, Кемиярви и Кеми .

Вы можете начать свою поездку по железной дороге уже в Финляндии, прибыв туда на автобусе или пароме, а можете и доехать до Суоми на поезде. Из Петербурга в Хельсинки ходит скорый поезд «Аллегро», курсирующий четыре раза в сутки и доезжающий до финской столицы за 3 часа 36 минут.

Как купить билет

Билеты на поезда железнодорожной компании VR можно приобрести через сайт , в билетных кассах, через агента и по телефону службы продаж (с последующим получением в кассе или терминале самообслуживания). Оплатить билеты на вокзале можно с помощью карт Visa, Diners Club, OK, Eurocard, Mastercard, American Express и Visa Electron.

По поводу билетов в Финляндию с Единым информационно-сервисным центром «VR Asiakaspalvelu» можно связаться по телефону +358 600 41 900 ежедневно с 7 утра до 10 вечера. По этому номеру вы сможете узнать цены, расписание, а также заказать билеты. Обслуживание ведется на финском, шведском и английском языках. При утере вещей в поезде вы можете позвонить в Бюро находок по телефону +358 600 41006. Информацию о билетах в Россию можно узнать по номеру +358 600 41 905.

InterRail One Country в Финляндии или карту в руки

InterRail - очень удобный абонемент, пользующийся популярностью среди туристов, которые хотят самостоятельно путешествовать по Финляндии на поезде. Вы можете приобрести карточку на 3, 4, 6 или 8 дней в месяц, в течение которых вы сможете неограниченно пользоваться финской железной дорогой. Абонемент можно купить только на станциях финской железнодорожной компании VR.

При покупке необходимо предъявить действующий загранпаспорт. Карточки InterRail бывают четырех видов: взрослые 1 класса, взрослые 2 класса, молодежные (до 25 лет) и детские (до 17 лет). Стоимость составляет 197, 125, 83 и 62,5 евро на три дня. На четыре дня -248, 158, 103 и 79 евро. На шесть дней -332, 212, 125 и 106 евро. На восемь дней - 401, 225, 168 и 112,5 евро.

Информацию об абонементе InterRail на английском языке можно найти по ссылке .

Скидки

Финская железнодорожная компания VR предоставляет скидки следующим категориям пассажиров:

  • Группам от 3 до 10 человек положена скидка 15 % за каждый билет.
  • Группы от 10 человек могут получить скидку 20 %.
  • Дети до 6 лет путешествуют бесплатно, если для них не резервируется место.
  • Ребенок до 16 лет может проехать бесплатно при условии, если с ним едет взрослый, купивший свой билет по полной стоимости.
  • Все дети, не воспользовавшиеся другими возможными скидками, покупают билет по половине его стоимости.
  • Пассажиры старше 65 лет также приобретают билеты со скидкой 50 %.

Что делать, если вы опоздали на поезд

К счастью, при путешествиях на финских поездах опоздание не означает безвозвратную потерю билета и, соответственно, денег. Купленные вами билеты будут действительны на протяжении двух недель, поэтому вы можете смело садиться в следующий поезд, просто доплатив за место в нем кондуктору. Если понадобится, вы также сможете доплатить и за более высокий класс.

Что делать, если поезд опоздал

Если поезд задерживается на незначительное время, то вам остается только подождать на платформе. Однако, если время ожидания составляет один час и более, то вы можете попробовать получить компенсацию от железнодорожной компании. Размер выплат может достигать 5 000 евро, единственное - для получения денег вам придется доказать то, что опоздание поезда доставило вам значительные неприятности, а также то, что компания не приняла для предотвращения ситуации всех доступных мер.

Однако возможность получить компенсацию не распространяется на сообщение между Финляндией и Россией. Если вы все-таки решили отстаивать свои права, то попросите у кондукторов или сотрудников железнодорожного вокзала жалобную форму, заполните и отправьте вместе со своим билетом по адресу: VR, Osakeyhtiö, Yhteyskeskus, Eteläinen Asemakatu 2 A, 11130 Riihimäki.

Светлана Широкова

Транспортные сети в Финляндии настолько хороши, что путешествовать по этой стране одно удовольствие. Все финские поезда прекрасно адаптированы для комфортных путешествий, а также для разных категорий пассажиров, от деловых людей до самых маленьких непосед, которым только дай волю побегать и попрыгать. Также нужно отметить, что на некоторых маршрутах можно взять с собой даже автомобиль. Делать пересадку очень легко и удобно, а пересекающиеся автобусные маршруты четко согласованы с железнодорожным расписанием.

По железнодорожным путям курсируют поезда разного типа и предлагаемые в них услуги могут несколько различаться. Между крупнейшими городами Финляндии курсируют составы марки “Pendolino”. Их проектировщики постарались учесть нужды не только взрослых, но и совсем маленьких путешественников, так как в них установлены даже уголки для подогрева детского питания. Поэтому, семьи с детьми предпочитают именно “Pendolino” или же “InterCity”, где есть детские игровые уголки и семейные купе. В этом материале мы хотим рассказать вам про финские поезда, на которых можно путешествовать по этой замечательной стране.

Pendolino

Самыми быстрыми считаются Pendolino. Они развивают скорость до 220 км/час и курсируют между самыми крупными городами. В пиковые часы они имеют меньше всего остановок, что экономит время пассажиров в пути. В их составе есть эко-вагоны, а также вагоны категории люкс. Отметим, что каждый поезд “Pendolino” имеет вагон-ресторан и сама конструкция включает в себя эффективную систему кондиционирования. Во все типах вагонов доступна бесплатная Wi-Fi сеть, а также есть система усиления мобильного сигнала. Для удобств пассажиров имеются розетки для подключения ноутбука, зарядных устройств, а также специально оборудованное место для телефонных разговоров.

Нужно сказать, что во всех типах вагонов категорически запрещено курить. Для пассажиров, кто , а также для аллергиков и инвалидов есть специальные купе. Молодые мамы имеют возможность запеленать ребенка на детском столике. Дополнительно имеются места, где на время путешествия можно поставить детскую коляску.

Люди с ограниченными физическими возможностями могут воспользоваться специальным подъемником и для них предназначены специально оборудованные купе. Нужно сказать, что такие места нумеруются шрифтом Брайля, а их спальные места оборудованы дополнительным оснащением. К услугам экстра-класса относятся купе с большими сидячими местами, где можно почитать свежую прессу. А также деловой переговорный пункт, оснащенный необходимой техникой для проведения конференций или презентаций.

InterCity

– это финские поезда с самым большим набором предоставляемых пассажирам услуг. Это высококлассные транспортные средства и путешествие в них приносит настоящее удовольствие от поездки, а время в них пролетает незаметно. Во всех поездах этого типа есть вагон-ресторан. Разные категории пассажиров отдают предпочтение именно этому типу из-за спектра предоставляемых услуг. В “InterCity” путешествуют деловые люди, потому что есть возможность в пути провести полноценную конференцию или деловую встречу.


Фото: www.vrgroup.fi

Учтены потребности людей с ограниченными возможностями, пассажиров с маленькими детьми, путешественников с домашними питомцами, некурящих граждан и аллергиков. Отличительная особенность “InterCity” – наличие экологических вагонов и вагонов экстра-класса. Во всех из них работает бесплатный Wi-Fi. Есть достаточное количество розеток для подзарядки мобильных устройств, а сигнал мобильной связи усилен. Имеются специально оборудованные места для перевозок детских колясок, велосипедов и лыж. Для плохо слышащих пассажиров есть индукционные петли.

Скорые поезда

Скорые поезда, которые наиболее привычны нам с детства курсируют в основном на маршрутах Южной части Финляндии, а также на более протяженных маршрутах. Обычно вагоны выкрашены в синий цвет. В скоростных поездах предоставляется основной перечень услуг для разных категорий пассажиров. В них также есть эко-вагоны, что характерно для железнодорожных пассажирских перевозок во всей Финляндии.


Фото: www.vrgroup.fi

Перечень и тип предоставляемых услуг обозначается в виде пиктограмм. Предусмотрены места для ручной клади, а также колясок, лыж, велосипедов, розетки для подключения зарядных устройств. Созданы условия для путешествия инвалидов – откидные широкие кресла, туалет, автоматический подъемник для коляски, место для ее хранения, расширение при заезде в вагон, а также сменная узкая коляска для передвижения.

Ночные рейсы

Многие пассажиры для путешествий на длительные расстояния выбирают ночные рейсы. Это позволяет прибыть на место полностью отдохнувшим и полным сил. Очень удобно, когда в составе есть вагон-автомобилевоз. В него можно погрузить свою машину, а уже по приезду в нужный город пересесть за руль. Но эту информацию мы рекомендуем уточнить заранее. Как мы уже отметили ранее, традиционно ночные финские поезда выкрашены в синий цвет. Они имеют разные вагоны, включая спальные и вагоны с сидячими местами.

Купе рассчитано на четыре пассажира, но при желании оно может быть зарезервировано на одного пассажира. В спальных вагонах есть купе для аллергиков, для семейных людей, для инвалидов, для пассажиров с домашними животными. В следующем нашем материале мы расскажем вам более подробную информацию , где вы узнаете их описание, оснащение и максимальную скорость движения.

VR. Финские железные дороги. Паровозики January 11th, 2010

VR-Yhtymä Oy (До 1922 года Suomen Valtion Rautatiet, до 1995 года Valtiorautatiet). Компания была основана в 1862 году. Первая железнодорожная ветка в Финляндии соединила Хельсинки и Хямеенлинну. Основной период развития железных дорог Финляндии пришёлся на конец 19 века начало 20го, а так же на 30 годы прошлого столетия. После войны ЖД Финляндии занялись глобальной модернизацией подвижного состава и переводом парка на электрические и дизельные поезда.

В данный момент компания разделена на две части: VR Henkilöliikenne, занимающаяся пассажирскими перевозками и VR Cargo, специализирующаяся на грузовых. Компания VR Yhtymä является транспортный оператором, сама же сеть железных дорог принадлежит государственному агентству Ratahallintokeskus. Длинна ж/д Финляндии 5 801 километр из которых 3 067 километра электрифицированы.

Оборудование:
Электропоезда
VR использует два основных типа электропоездов. Sr1 и Sr2.
Электровоз Sr1 был заказан в 1973 году в СССР, на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Всего было приобретено 110 единиц электровозов, что делает его самым массовым финским электровозом. На данный момент две единицы списаны, и одну единицу собрала ремонтная мастерская в Хювинкаа из запасных частей и лишних корпусов (электровоз номер 3111). От западных аналогов электровоз Sr1 отличался повышенной надёжностью, но меньшей мощностью. Клички Sr1: Kaalihäkki, Sähköryssä, Susi, Siperian Susi, Mosse.

Электровоз Sr1

Электровоз Sr2 начал производиться в 1995 году, выпуск продолжался до 2003 года. Всего было выпущено 46 единиц. Тендер на поставку новых электровозов выиграл тандем из немецкой фирмы SLM и шведo-швейцарского концерна ABB. Максимальная скорость электровоза достигает 232 км/ч. На данный момент все заказанные электровозы находятся в строю. Клички Sr2: Marsu, Alppiruusu, Käkikello, Möhkö.

Электровоз Sr2

Тепловозы:
Основными типами дизельных тепловозов VR являются три типа: Dv12, Dr14 и Dr16.
Dv12 выпускался финскими фирмами Valmet и Lokomo с 1963 год по 1984. Всего было выпушено 192 штуки из которых на данный момент списано 11. На данный момент Dv12 остаётся самым многочисленным из всех тягачей VR. Клички Dv12: Deeveri, Reeveri, Aallonmurtaja, Ruotsinlaiva (2700 - серия).

Dr14 : в середине 60х годов VR понадобился тяжёлый тепловоз для работ в депо. Для замены старых паровозов марки Vr3 был объявлен тендер, который выиграла финская фирма Lokomo. Всего за период с 1968 по 1971 было создано 24 тепловоза. На данный момент все тепловозы находятся в активном использовании. В 2002-2005 была произведена модернизация парка этих машин, что позволило увеличить срок их службы до 2020 года. Клички Dr14: Seepra, Belarus, Raitakukko, Viirukukko, Ruukunkukko, Dieselkukko (Kukko было прозвище паровоза Vr3).

Dr16 . В 1981 году было предложено увеличить парк дизельных тепловозов. В тендере из 4 участников заказ получила фирма Valmet, у которой было заказано 23 новых тепловоза. В начале не было точного решения насчёт силовой установки и поэтому первые 4 единицы были оборудованы различными типами моторов. Локомотивы 2803 и 2804 были снабжены моторами Wärsilän Vasa 8V22 и локомотивы 2801 и 2802 моторами Pielstick 12PA4V200 VG. В результате тестов был выбран мотор Pielstick. На данный момент 5 тепловозов списаны, из них все первые 4 прототипа. Клички Dr16: Iso-Vaalee, Iso-Vaikee, Valkko.

В начале 90х годов VR поняла, что для конкуренции с автобусным и самолётным сообщениям, компании нужен более удобный и быстрый транспорт. В результате компания приняла решение о приобретение в Италии скоростных электровозов Pendolino. Всего было закуплено 18 единиц. Однако сильная кривизна железных путей свела практически на нет пользу от подобного шага. Единственная трасса, где Pendolino возможно использовать полностью это перегон Хельсинки-Тампере и прямая трасса Хельсинки-Лахти. Клички: Pendo, Sähkömato

Pendolino

На коротких дистанциях, в столичном регионе компания VR использует 3 типа электричек: Sm1, Sm2 и Sm4. В других местах используется чешская дизельная вагонетка (терпеть её не могу, по другому называть отказываюсь) Dm12.

Sm4

Dm12

Основная статистика компании за 2008 год.

Выручка компании: 1 503 миллиона евро
Доход: 64,4 миллиона евро
Среднее кол-во рабочих: 12 516 человек
За 2008 год было совершено 69,9 миллиона пассажирских поездок, что является абсолютным рекордом компании. Из них 13,8 миллионов поездок пришлось на поезда дальнего следования. На направление Финляндия - Россия было совершено 432 000 поездок.

Грузовые перевозки перевезли за 2008 год 41,9 миллионов тонн грузов, из них внутренние грузы составили 25,5 миллионов тонн и международные 16,5 миллионов тонн. Основной категорией грузов стала продукция и сырьё лесной и бумажной промышленности, всего 20,3 миллиона тонн. Объём металлической промышленности составил 4,9 миллионов тонн и химической 1,8 миллионов тонн. Международные перевозки пришлись в основном на Россию, 16 миллионов тонн. Основная категория товаров импорт древесины. Транзитные перевозки через Финляндию составили 4,8 миллиона тонн.

Самой большой инвестицией по строительству путей в 2008 году стала железная дорога для шахт компании Talvivaara длинной в 25 км. Всего же за 2008 год было потрачено 340 миллионов евро на модернизацию и строительство новых путей. Так же отдел по строительству путей VR выиграл несколько зарубежных тендеров на строительство дорог. Из них 10 километровый путь в Швеции, обновление 55 километровой дороги в Эстонии на направление Tartto-Valga, а так же контракт на поддержание 300 километровой шахтёрской дороги на границе Финляндии и Норвегии.

Совсем недавно на страницах сайта появился рассказ блоггера docent.livejournal.com , посвященный вокзалу в Хельсинки, Финляндия .
Теперь же автор делится своими впечатлениями о железнодорожном путешествии (да еще и с собственным автомобилем) по Финляндии, восхищаясь сервисом и стоимости услуг финских перевозчиков и сравнивая их с Российскими.
Как всегда - рассказ сопровождается подробным фотоотчетом. В недавнем автопутешествии по Финляндии было решено проделать часть пути по железной дороге. Там путешествовать на поезде можно прямо со своим автомобилем!

А вы, кстати, знаете, что недавно и из Москвы тоже стало возможным приехать в Хельсинки на поезде РЖД? За каких-то 664 евро вы получаете билет на провоз автомобиля туда и обратно, полку в 4-х местном купе без розеток и ключа, с тремя незнакомыми пассажирами, что бы не скучали в дороге, и мечту о душе по окончании поездки.
Спрашиваете «зачем мне билет туда и обратно»? Не определились с точной датой окончания поездки? Или думаете навестить на обратном пути бабушку в Питере и дядю на Валдае, привезти им полный багажник морошки и коробку лапландского сыра? Забудьте! РЖД заботливо уберегут вас от утомительной поездки за рулём!
А еще, предоставят вам двойную освежающую ночную прогулку по заледеневшим перронам пограничных станций Бусловская и Вайниккала, для досмотра вашего автомобиля пограничниками, которые вряд ли что-то там обнаружат, ведь РЖД уже позаботились и о том что бы все ваши вещи вы заведомо забрали в купе, а досмотр, это просто предлог, ну просто что бы воздухом могли подышать, полезно, говорят, перед сном.

Впрочем, давайте обо всём по порядку, ведь я же еще хотел рассказать вам про финские поезда!


Хотелось бы вам напомнить исторический факт, вдруг кто его забыл: первые железные дороги в Финляндии появились с подачи русской стороны, потому что, когда изобрели паровоз, Финляндия всё ещё была частью Российской империи, и поэтому, ширина колеи там, как и по всей России 1520/1524 мм.
После революции, когда Финляндия стала независимой страной, проложенные по их территории русские рельсы стали частью финской железной дороги. Финны не стали переходить на общеевропейский стандарт колеи 1435 мм, а Советский Союз, до 1985 года поставлял им электровозы, построенные на Новочеркасском заводе, они до сих пор катают наших северных соседей. В остальном, как же две части некогда одной сети стали не похожи друг на друга за это время!

Кстати, удивило что здесь советские электровозы также выполняют и роль маневрового локомотива.



Из России в Финляндию можно добраться на поездах РЖД, в том числе прямым ночным поездом Москва-Хельсинки «Лев Толстой» , а также недавно запущенным скоростным поездом «Аллегро» , работающим на направлении Санкт-Петербург-Хельсинки.
Расстояние в 1108 километров этот поезд преодолевает за 14 часов, билет в обычное 4-х местное купе стоит 107 евро. В купе этого поезда не обнаружено электрической розетки, чтобы подзарядить ноутбук, кроме того, не было возможности, как и в большинстве российских поездов, пойти в вагон-ресторан (или даже просто в туалет) закрыв купе на ключ. На этот случай у меня, конечно, есть «трёхгранка», но что делать с незнакомыми соседями по купе? Я может и параноик, вещи так не брошу. К счастью, я обычно езжу не один и можно кого-то оставить «на чемоданах».



Однажды мне приходилось ездить в каком-то более современном вагоне, там были предусмотрены и розетки, и даже телевизор, который правда показывал только помехи. Еще там были автоматические двери, вакуумные туалеты и прочие элементы цивилизации. Правда, как говорится, одно добавили, другое, зачем-то убрали: в этом современном вагоне отсутствовали «рундуки» (такие ящики под нижними полками, кинул туда сумки и спи себе на них спокойно, никто ночью по тихому не сопрёт). Но главное, в тех купе были электронные замки! Правда, ключи к ним не выдавались. Проводник сказал, их почти все или потеряли или спёрли, а с завода новых не поставляют. Ну вы поняли, «всё-таки она наша, наша Раша».



В другой раз я ездил из Москвы в Прагу в евровагончиках, стандарта RIC . Там даже раковина была в купе. Но их главный недостаок заключался в том, что такие купе были трехместными и очень тесными. Как говорится, ни богу свечка, ни чёрту кочерга, но если ехать втроем, и быть при этом не очень крупногабаритным, то нормально.
Выглядело такое купе так...



Про плацкарт от РЖД я вообще не хочу говорить, сто лет в них не ездил и еще столько же как минимум не собираюсь. Особенно, после поездки в «плацкарте» финского поезда.
Кто-то меня сейчас наверно почитает, и скажет, не ну совсем избалованный, вся страна в таких поездах более чем полвека ездит и ничего. А раз такой гламурный, вот же есть вагоны РЖД в которых даже туалеты с душем в купе! Ага. Да да. Знаю я такие вагоны.
Выглядит такое купе вот так...



Есть такие купе вроде бы и в поезде «Лев Толстой», Москва-Хельсинки, но вот стоит это удовольствие стоит 23 с хреном тысячи рублей. В один конец! Правда за всё купе. Тут уважаемый читатель воскликнет, багровея от раздражения, «Да ты совсем зажрался! Хочешь комфорт, плати бабки!»... Спокойно, спокойно, уважаемый. Просто дыши глубже и продолжай читать.

Машины, кстати, по Финляндии перевозятся вот в таких автовагонах...



Давайте теперь вспомним про услугу РЖД с перевозкой автомобиля . Вагоны для перевозки автомобилей тоже теперь цепляют к «Льву Толстому». На других направлениях услуга пока не предлагается, хотя, я верю, что она могла бы быть весьма востребована, я бы сам предпочёл доехать до какого-то города с автомобилем в поезде и дальше иметь полную независимую свободу перемещения. Если бы не ценовые реалии.
Погодите, не открывайте сайт rzd.ru , я уже собрал все данные. Или, нет, откройте его в новой вкладке браузера и посмотрите, а то вдруг мне не поверите. Да, кстати, напишите мне, сколько времени у вас ушло от момента открытия сайта до обнаружения этой информации? А потом откройте сайт vr.fi , и повторите там те же действия. Для наиболее продвинутых пользователей, попробуйте забронировать билет тут и там, особенно в формате «купе+автомобиль» и поделитесь впечатлениями.



Теперь читаем чёрным по белому на сайте РЖД: 450 евро за перевозку автомобиля туда и обратно. Плюс 4 евро за резервирование перевозки, и 0,3 евро за каждые 100 евро объявленной стоимости автомобиля. Причём, и это очень важно: провоз автомобиля можно оформить только туда и обратно .
То есть вам нужно заранее определить продолжительность поездки и день возвращения. Не прокатит и то, если вы планировали вернуться из Финляндии на автомобиле своим ходом. Кстати таможенные правила, насколько мне известно, запрещают вернуться из страны Евросоюза без машины, оставив её там, но вот своим ходом она уедет или на поезде, такого уточнения не припоминаю. Может РЖД чудит и навязывает свою услугу?



Вы думаете, на этом неудобства заканчиваются? Ха! Они только начинаются. Вы будете обязаны забрать ваши чемоданы из багажника машины и топать с ними в купе. Вы обязаны не запирать ваш автомобиль и не включать сигналку. В автомобиле вы можете оставить только то чем он комплектуется по ПДД: аптечка, огнетушитель, инструменты, запаска, знак аварийной остановки и т.д.

Можно было бы объяснить это таможенными и пограничными заморочками, только вот досмотр автомобиля на границе всё ровно предусматривается (а то мало ли вы договорились с проводником и он закрыл глаза на ваш минивен, набитый доверху оружием и наркотиками). Судя по всему, хотя я могу и ошибаться, на границе вас по любому выдернут из теплого купе на мороз, поведут в тапках и тренниках по заледеневшей платформе к автовагону и будут досматривать ваш автомобиль. Почему бы не организовать все эти формальности на вокзале при погрузке автомобиля, и там же запереть его в конце концов, за такие-то деньги?

В Финляндии по-другому: поставил машину в вагон, вещи можно оставить внутри, запирать машину или нет дело ваше.



Допустим это всё была пограничная бюрократия и мы с ней смирились, как миримся со всё еще неизбежным злом - получением шенгенских виз, необходимостью замены загранпаспортов по истечению свободных страниц или сроку его действия, и досмотрам в аэропортах и на погранпереходах. Давайте снова вернёмся к любимому и родному РЖД.

Вышерасчитанная цена была ведь только за провоз автомобиля! Сверху вам надо будет еще заплатить 107 евро за место в четырехместном купе, ну или те 23 с хреном штуки, если не желаете 14 часов трястись в поезде без душа и туалета в 2-х шагах от койки.
Если не удалось накопить денег на отдельное купе с душем, РЖД рады предложить вам полку в 6-ти местном плацкарте международного поезда.



Если уж мы не можем вернуться обратно на машине своим ходом, умножаем эту сумму на два. По-минимуму набегает: 107*2=214, 214+450=664.
И это если вы едете в одиночестве и с автомобилем, без учета других поборов. Если разделить на два (хоть при поездке с авто в Хельсинки из Москвы это не доступно), получится 332 евро, за эти деньги вас довезут в один конец, в одном купе с 3-мя незнакомыми людьми, с автомобилем на расстояние 1108 километров. В купе не будет розеток, раковины, и в вагоне не будет даже общего душа.
Кстати, забронировать сразу и провоз автомобиля и купе «в один клик», как у финнов, на сайте РЖД невозможно: делайте всё это по отдельности!

Если уважаемый читатель осилил до этого места, он задумается, а зачем я тут развёл все эти рассчёты и за что я так радостно тролю РЖД? Вот мы и добрались до главного, сейчас всё поймёте.

Аплодисменты, на сцену выходит финский коллега и партнер РЖД - VR, в белом свежевыглаженном костюмчике на зелененькую рубашечку.



Так что же нам «VR» предлагает? Мы вдвоем проехали примерно 900 с небольшим километров от Рованиеми до Турку, вместе с нашим авто. Ну не 1108, конечно, но что в современном мире какие-то 100 километров? 7-10 литров бензина у рядовой легковушки? Час пути без пробок? Москва из конца в конец в её современных границах? Или Москва всё же побольше наверно? В общем, не суть важно в данном контексте. Но мы за всё это удовольствие заплатили 245 евро! на двоих! с автомобилем!



А без автомобиля одно место в двухместном купе обойдется в 106 евро.



И да, я не просто так написал слово «удовольствие». Может быть это всё меня так впечатлило, потому что я первый раз путешествовал на европейском поезде? Так что же мы получили за 245 евро?
Наш «плацкарт» в финском поезде. Да, я не опечатался, «berth» по английски означает «плацкарт», или «спальное место», именно под таким термином это прописано на сайте «VR» и в билете.



Три розетки 220 вольт в купе, а еще там два раздельных будильника для каждого пассажира. Раковина. При необходимости, если едите с детьми или компанией, два двухместных купе можно объединить в одно, между ними предусмотрена дверь.



Еще понравилось брендированное постельное бельё. И там нормальные пододеяльники, а не тупо простыни, в которые надо еще как-то умудриться завернуть одеяло! Ничего не надо получать или сдавать, стелить, и тем более платить отдельно. Пришел в купе - всё чистое, выглаженное, уже постелено и готово к вашему приходу, как в гостинице. А, РЖД? Слабо, да?



Я теперь хочу себе такую наволочку, пододеяльники и простыни! На полном серъезе! Где их заказать?



Душ, общий правда, но скажите мне, в каких вагонах РЖД есть у нас общий душ? А вы знаете, что конструктивно он в общем-то предусмотрен, даже в весьма старых «амендорфовских» вагонах? Или может я редко езжу и где-то они таки работают?

Слева на право: общий душ в вагоне, общий туалет, отдельный общий туалет для детей (все необходимые в таких случаях гигиенические средства конечно же присутствуют).



Второй общий туалет в вагоне предназначен для людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детьми. Он более просторный, в нем есть поручни, откидной столик для пеленания детей, горшок, раковина, необходимые гигиенические средства. Дверь в туалет открывается сенсорной кнопкой, так же бесконтактно открывается кран с водой (как впрочем и в обычном туалете) и выливается жидкое мыло. Во всех туалетах рядом с унитазом так же присутствует мини душ, сами понимаете для каких целей). Это кстати вообще есть во всех общественных туалетах в Финляндии.



Указатели на «удобства» также в наличии - найти всё необходимое очень легко.



Двери купе запираются ключом, два ключа для пассажиров и один ключ от общего душа. Можно спокойно закрыть купе и пойти в вагон ресторан, что мы, собственно и сделали. А за одно исследовали финский поезд.



Второй этаж вагона. Здесь располагаются купе с санузлами («sleeping compartment»). К сожалению, я забыл сфотографировать такое купе. Если вам лень идти на сайт vr.fi , где есть виртуальный тур по финским поездам, то оно конечно менее пафосное, чем показанное выше аналогичное купе поезда РЖД, чем-то напоминает то, в котором ехали мы, в том числе и по площади, но только есть еще достаточно компактный санузел с душем.



А знаете сколько стоит билет в это «мажорное» купе с душем и туалетом у «VR»? Пауза. Тут у РЖД заканчиваются сигареты и ломается зажигалка, он сплевывает на пол и бормоча что-то нецензурное уходит со сцены под свист и улюлюканья из зала. Так вот. Это стоит 266,63 евро , тоже с провозом автомобиля и тоже на двоих. По крайней мере так говорит сейчас сайт vr.fi.

Посчитайте там по курсу 23 с хреном тыщи рублей за аналогичную эксклюзивную услугу РЖД. Если вы путешествуете в одиночестве, заплатите 248 евро за такое купе, а за то, в котором ехали мы 179,96. При путешествии без автомобиля (автопакета) стоимость проезда в таком купе будет 116 евро на одного человека и 233 евро на двоих.
Что-то как ни пытаюсь перевести по курсу, не получается у меня 23 с хреном тысячи рублей. Можно было бы грешить на старенький китайский калькулятор, но и на компе такая цифра не получается почему-то.

Кстати, не думаю, что здесь среди ночи на полустанке к вам в купе обивая дверной косяк чемоданом подсядет незнакомец и начнёт смачно чавкать припасенной в дорогу курицей. В «Льве Толстом», при почти пустом вагоне именно в наше купе всю дорогу почему-то подсаживали новых пассажиров. В выходные, правда, все эти цены выше в среднем евро на 30.



Кстати, в финском спальном вагоне нет проводника, он там как бы и не нужен: бельё постелено, разбудить вас разбудят по громкой связи, или можете поставить себе встроенный будильник. А чай? Чай в вагоне-ресторане. Ну или можете свой заварить если взяли с собой электрочайник или кипятильник - розетки же есть.



При переходе из одного вагона в другой вы видите дисплей с его номером. Не заблудитесь. Нет, это не в поезде 70 вагонов, это просто его «системный» номер.



Тамбур. Двери все автоматические. Справа туалет для инвалидов и пассажиров с детьми, который я показывал выше.



Наконец дошли до вагона-ресторана, где выпили пива и перекусили.



Достаточно уютно и бесшумно.



Есть в поезде и сидячий вагон.



Треть сидячего вагона занимает багажное отделение.







В Турку маневровые локомотивы более традиционные.



Тот же вокзал в Турку - достаточно чисто и уютно.



Поезд поехал дальше, до Хельсинки, а вагоны с машинами тех кто приехал в Турку отцепили и отогнали к рампе для разгрузки.





Опасная у них работа.



Наш автомобиль выгружают - дальше он едет своим ходом.


****
Наконец подумалось. Вот ведь вроде ВТО на дворе, по идее, открыты двери для всякого рода международной конкуренции. Не пора ли поколебать монополистичный покой зажравшегося толстопузого РЖД? Если со всякими там ДойчеБанами это сложновато, колея разная, и дальше они от нас, то запустить бы к нам хотя бы финский «VR»? С нашими реалиями конечно можно только мечтать об этом, но вдруг если и не цены бы снизились, то хотя бы комфорт повысился? И в конце концов, поезда РЖД ходят в Финляндию, да и в другие страны Европы, почему бы европейским поездам не ходить к нам? Как у авиакомпаний. Вот вам и здоровая конкуренция.

А пока что, получается, невыгодно у нас путешествовать с автомобилем из России в Финляндию, за те деньги и с тем геморроем, который предлагают нам РЖД, можно минимум недели две, если не больше, кататься по Финляндии на арендованной там же машине. А уж за 23 с хреном тыщи вообще на самолете можно долететь за полтора часа туда и обратно, вместо того что бы трястись в их мажорном купе с унитазом в один конец. То что в Европе обычное явление, элементарное комфортное купе на два места или даже купе с санузлом - у РЖД по прежнему относится к эксклюзивным услугам «для богатых».




О железнодорожной сети в целом . Первое отличие финских железных дорог от других стран Европы - это конечно ширина колеи. Она здесь 1524 мм, то есть такая же как на просторах бывшего СССР, а не 1435, как на просторах объединенной Европы. Подвижной состав за счет этого пошире, соответственно в вагонах просторнее. Так как ширина колеи одна, то в Финляндию напрямую могут заходить грузовые вагоны из России. Российских вагонов я видел достаточно много. Железнодорожная сеть достаточно густая на юге страны, и совсем разреженная на севере страны, что впрочем логично - основная часть населения страны сконцентрирована на юге. "Густота" на юге конечно относительная, плотность железных дорог значительно меньше, чем в странах центральной Европы. Основные линии электрифицированы переменкой 25 кВ 50 Герц. Есть несколько погранпереходов с соседними странами, с Швецией и с Россией. Через погранпереход с Щвецией как я понял есть только грузовое движение, там однопутка (четырехниточный путь), несколько погранпереходов с Россией, основной это Вайниккала - Бусловская.



Грузовое движение . Судя по всему не очень интенсивное, грузовых поездов практически не видно. Основные грузы - это лес и сырьевые грузы из России - встречаются российские цистерны, полувагоны, крытые вагоны-теплушки.


Пассажирское движение. Основные линии - это треугольник: граница России - Вайниккала - Хельсинки - Турку - Тампере. Самый интенсивный междугородний трафик между Хельсинки и Тампере. Эта линия - электрифицированная двухпутка на всем протяжении, там несколько пассажирских поездов в час, за исключением ночного перерыва на 3-4 часа. Турку - Хельсинки в среднем один поезд в час. Турку - Тампере примерно один поезд каждые два часа. Поезда есть нескольких видов, это скоростные "Пендолино", Интерсити, Экспрессы, ну и местные электрички. Есть ночной поезд "Санта-Клаус-Экспресс" из Хельсинки в Кемиярви в Лапландии с современными спальными двухэтажными вагонами. Пожвижной состав разных лет выпуска но поезда чистые, ездить приятно. Скорости достаточно высокие, Турку-Тампере, обычный не Интерсисти поезд держал в среднем 120-140 кмч, Тампере - Хелсинки обычная электричка шла часто 160 кмч, "Пендолино" тоже 160 кмч, на некоторых участках до 220 кмч.


Цены. Они достаточно высокие, в среднем на уровне других стран Западной Европы. Например, Тампере - Хельсинки, расстояние примерно 180 километров. Цены на билеты такие: Пендолино -36,5 евро, время в пути 1 час 30 минут, Интерсити - 31 евро 1 час 45 минут, местный поезд 24 евро и в пути 2 часа. Как видно, разница во времени не принципиальная, чтобы платить в 1,5 раза дороже. Я поехал на местном поезде. Если брать билет за неделю и раньше, то обойдется примерно на 10% дешевле. Бывают еще какие-то спецпредложения. Цены и расписание можно посмотреть на неплохом сайте: http://www.vr.fi/ Есть английская и русская версии.


Ну достаточно писанины, посмотрим на фотки:)


Вокзал в Турку.


Интерсити поезд Турку - Хельсинки на станции Турку. Современный электровоз класса Sr2 "Морская Свинка" швейцарской постройки. Всего у финнов 46 таких машин. От своих швейцарских прородителей (SBB Re 460) отличается шириной колеи, родом тока и автосцепкой СА-3. Часть машин этого типа оборудованна комбинированной сцепкой (СА-3 и винтовой стяжкой). В основном, электровозы этого типа таскают поезда интерситси, обычно это шесть двухэтажных вагонов. Раскраска у финнов смотрится красиво, контрастная бело-красная или бело-зеленая.


Поезд Турку - Тампере и элетровоз Sr1. Электровозы Sr1 советской постройки - самые многочисленные на финских ЖД, всего у финнов 110 таких машин. Строились на Новочеркасском электровозостроительном заводе с 1973 по 1985 год. Универсальные локомотивы используемые как в пассажирском, так и в грузовом движении. Несмотря на почтенный возраст, бегают достаточно шустро, местами этот поезд держал скорость 140 кмч. Умели ведь делать когда-то:)


Фрагмент расписания в Турку. В Финляндии два государственныз языка - финский и шведский, причем они совершенно непохожи друг на друга. Например город Turku на шведском языке Abo. Расписание пишется на двух языках.


Автомат по продажи билетов. Биле покупается легко и быстро. Разумеется, есть меню на английском. Платить можно только карточной, наличкой только в обычной кассе. Мою Немецкую Maestro автомат принял без проблем.


Локомотив Sr1 и поезд Турку - Тампере. Автосцепки СА-3 установлены не на всех локомотивах, встречаются и с винтовыми стяжками.


Вагон-ресторан!


Маршрутная табличка и номер вагона. Немного удивило, что билеты в этот поезд были с местами.


Внутри. Финский вагон пошире своих европейских собратьев, тут просторнее.


Пейзажи за окном очень напоминают Россию, только чистенько все. Лесов очень много. В основном хвойные породы и березы. На самом юге Финляндии климат мягче, и уже позволяет выращивать некоторые злаковые культуры.


Поезд, ведомый старым советским электровозом Sr1 бежал очень шустро, часто 140 кмч, как это видно по GPS.


Еще один вид из окна.


Сплотка из двух "Пендолино" в Тампере. Каждый поезд состоит из шести вагонов. Окраска или бело-зеленая или бело-красная.


Поезд интерсити с электровозом Sr2.


Ночной поезд Хельсинки - Кемиярви. Современные двухэтажные спальные вагоны, в некоторых купе есть даже душ. Вагоны финского производства.


Поезд составлен как из двухэтажных, так и из обычных вагонов.


А сзади прицеплены вагоны для перевозки автомобилей.


Названия станций всегда на двух языках. На вагонах нарисованы прикольные ёлочки.


Альстомовский электропоезд класса Sm4. Ехал на таком из Тампере в Хельсинки. Комплектация сидений 2+3, редкость на европейских железных дорогах. Как правило это 2+2. Но финская колея шире, соответственно и вагоны тоже шире.


Некоторые вокзалы деревянные.


Виды из окна. Линия Тампере - Хельсинки.


Российские полувагоны.


Тепловоз.


Электропоезд Sm4 на вокзале в Хельсинки.


Интерьер двухэтажного вагона в поездах интерсити. Удобно, просторно, чисто. Но как мне кажется, в двухэтажном вагоне слишком мало места для багажа, ведь это не региональный поезд и люди бывает едут с багажем, а на такие полки сумку поставить вряд ли получится.


В вагоне есть специальная комнатка для телефонных разговоров. Нигде больше такого не видел.


Лестница.


Есть розетки на 220В.


Электрички на вокзале в Хельсинки. Много новых швейцарских Стадлеров.


В Финляндии Стадлеры имеют обозначение Sm5.


Имеются и электрички более почтенного возраста, классы Sm1 и Sm2, которые выпускались 1968 - 1981 годах.


Вокзал в Хельсинки.


Платформы.


Электровоз Sr2.


Поезда Allegro курсируют между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Это многосистемный 25кВ + 3кВ "Пендолино". Время в пути на сегодняшний день 3 часа 36 минут. По моему, неплохая альтернатива самолету. В день четыре пары.


И напоследок бонус-трек - рельсовый транспорт Хельсинки.


Метро. В Хельсинки одна линия метро с развилкой. В центре проходит под землей но большая часть пути проходит по поверхности. Турникетов в метро нет. На метро и другие виды транспорта дейстаует единый городской билет. Проездной на один день стоит 7 евро.


И несколько фоток трамваев. Старая модель.


Самый интересный маршрут: 3B и 3T, проходит "восьмеркой" через центр города и вокзал. Причем по пути трамвай ВНЕЗАПНО меняет номер. Поначалу, глядя на схему, кажется, что без бутылки там не разберешься но потом наступает просветление.


Новая модель трамвая, многосекционная "гусеница". Они низкопольные, тише и внутри работает кондиционер. Кстати, один раз проверили билеты. Контролеры зашли по одному в каждую дверь. Так что ездить без билета не рекомендуется.


Транспорт в Финляндии понравился, дороговато только немного.

Публикации по теме