Псеашхо озеро малое утопленное оружие. Поход по Кавказскому биосферному заповедникус восхождением на Сахарный Псеашхо (3188 м)

ВОСХОЖДЕНИЕ на ПСЕАШХО САХАРНАЫЙ 3189 м

Летом маршрут оценивается категорией трудности 1А.

Массив Псеашхо расположен в осевой зоне Главного Кавказского хребта. 9 вершин массива превышают трехкилометровую отметку. Это гора Северный Псеашхо - 3256,9 м, гора Южный Псеашхо - 3251,5 м, пик Сахарный Псеашхо - 3189 м, пик Кожевникова - 3072 м и другие. С массива зарождаются истоки рек Уруштен и Малой Лабы.

На юго-восточном склоне в истоках реки Чистой залегает карово-долинный ледник Псеашхо - самый крупный ледник в Краснодарском крае. Его длина 3,1 км, площадь 1,8 км. А общая площадь оледенения массива составляет 5,2 км. К северу и западу от ледника Псеашхо расположились еще 4 ледника. Самый крупный из них, ледник Мраморный, имеет площадь 1 км, длину 1,1 км. У подножья грандиозной северной стены Псеашхо лежит карово-долинный ледник Холодный, дающий жизнь одноименному ручью. Вид на ледник Холодный запечатлелся на фотографиях, календарях, альбомах. Ведь долгое время мимо проходил плановый туристский маршрут из Псебая в Красную Поляну через несложный перевал Псеашхо.

Вершина Псеашхо Сахарный хорошо видна из Красной Поляны, её ещё называют Сахарная голова, потому, что она действительно напоминает сахарный конус (в старину сахар-рафинад выпускался в виде "сахарных голов" конической формы, отсюда и название вершины).

Описание маршрута:

От Пихтовой поляны на хребте Псекохо (на современных картах хребет ошибочно назван «Псехако») поднимаемся по тропе к Медвежьим Воротам и далее выходим на Бзерпинский карниз к сооружённому здесь в 2004 году небольшому домику. Следуем дальше по тропе в сторону перевала Псеашхо и, пройдя 1,5км, сворачиваем с тропы вправо вниз.
Перейдя верховья Пслуха вброд или по камням, идём к началу тропы. Идя с плавным набором высоты, пересекаем ручей, затем подходим к 1-ому притоку Пслуха. Приток течёт в троговой висячей долине, круто обрывающейся своим устьем к долине реки Пслух.

Крутой спуск вниз, переправа через приток и подъём на его левобережный склон. Здесь под невысокой плоской скалой хорошая площадка для лагеря. Идём дальше. Крутой подъём по склону, и снова тропа проходит траверсом с плавным набором высоты. Спуск во 2-й приток Пслуха, переправа через него и подъём на травяные площадки левобережного склона. Тропа закончилась. Здесь, на высоте около 2150м разбиваем лагерь.

Место нашего ночлега перед восхождением

Путь на вершину пика Сахарная Голова (3188,9м) идёт по его западному гребню. Расстояние по горизонтали до вершины — 2,5км, перепад высот — около 1000м. Гребень порос травой, местами рододендроном, есть скальные выходы.
Не доходя до крутых взлётов гребня (примерно середина гребня), сворачиваем вправо, пересекаем снежник и выходим на юго-западный гребень. По этому сильно разрушенному простому гребню выходим на вершину.

С вершины открывается прекрасная панорама ближних и дальних гор: Псеашхо (Узловой, Южный, Северный), пики Игольчатые, Зелёный клин, пик Кожевникова, Цахвоа, Агепста, Ах-Аг, Аибга, Ачишхо, Чугуш и другие. Видны Ахун, Бытха, город Сочи, Чёрное море. При спуске с вершины по юго-западному гребню можно по ошибке, особенно в тумане, свернуть на примыкающий к нему южный гребень. Чтобы этого не произошло, при подъёме можно пометить место спуска турами из камней или другими метками.

Высота - 3190 метров над уровнем моря, входит в состав горного массива Псеашхо и Кавказского Биосферного Заповедника. Само название «Псеашхо» переводится с адыгейского языка как «Многоводная гора» и, по всей видимости, указывает нам на то, что на вершинах горного массива берут своё начало несколько горных рек, проистекающих из ледников.

Фото Дмитрия Ковинова http://www.kovinov.com/

Однако, стоит отметить и второе название пика - «Сахарная голова». Дело в том, что вершина по внешнему виду напоминает собой конус, а в давние времена сахар-рафинад производился исключительно в виде «сахарных голов» именно такой, конической формы. Так же любопытно, что это название дано самими жителями Красной Поляны, в то время как остальные имена вершинам массива были присвоены работниками Кавказского биосферного заповедника.

Сахарный Псеашхо на карте:

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

43.708958 , 40.444279 Высота - 3190 метров над уровнем моря, входит в состав горного массива Псеашхо и Кавказского Биосферного Заповедника. Само название «Псеашхо» переводится с адыгейского языка как «Многоводная гора». Сахарный Псеашхо

На Сахарном Псеашхо расположен крупный ледник массива, карового происхождения, он так и называется - Сахарный ледник. Площадь его равняется приблизительно 140 м2, верхняя точка – около 2800 метров над уровнем моря, а нижняя - 2600.

Добраться до горного массива Псеашхо, а от него до Сахарной Головы, можно пешком, от .

Координаты:
Широта: 43.708958
Долгота: 40.444279

Эстосадок - р. Ачипсе - хр. Псекохо - Бзерпинский карниз - р. Пслух - пик Сахарный Псеашхо

Поход на пик Сахарный Псеашхо я не планировал. Мой товарищ пригласил меня пройтись в район горы Псеашха и сказал, что можно будет посетить довольно высокую вершину. Я был заинтригован.
С утра мы (нас было четверо) выехали из Сочи. В 9 часов приехали в Адлер, покупать пропуска в заповедник. В 10.30 проехали Красную Поляну и остановились у моста через реку Ачипсе, рядом с Эстосадком. От кардона заповедника мы немного проехались на попутном туристическом автобусе до зверинца. Затем перешли на левый берег реки Ачипсе, по какой-то металлоконструкции. Далее пошли по неасфальтированной дороге вверх по течению Лауры. Затем был долгий изнурительный серпантин на хребет Псехоко. На хребте ездят грузовики (Газпром строит канатную дорогу). Под вечер уже вышли в зону альпики, недалеко от Бзерпенского карниза. И уже вечером, перед закатом, подошли к балагану на Бзерпенском карнизе. В балагане было 3 человека (2 мужчины и женщина). Эти люди - любители красивых горных фотографий. Вобщем, пришлось нам ночевать всемером. Было тесно. Утром на траве лежал иней. Мы (двое из четырёх наших) решили слазить на пик Сахарный Псеашхо, другие наши двое решили пойти в лагерь Холодный. А трое фотографов отправились на Семиозёрье. Мы (я и приятель) встали пораньше, быстренько поели и отправились в путь, т.к. нам много предстояло пройти в тот день. Мой приятель, как и всегда, шёл очень быстро и я от него отставал. В тот день у нас не было ни привалов, ни перекусов. Я шёл примерно 10 часов. Вобщем, обогнули два отрога, перешли два ручья и стали взбираться на пик Сахарный Псеашхо. На запад - почти отвесные скалы, на восток - поположе, но тоже не особо походишь. Мы лезли прямо по скалистому гребню. Потом перешли через небольщой ледник и полезли по юго-западному отрогу. Так и вылезли на вершину пика. Погода слегка испортилась, тучки закрыли из вида многие вершины. Но тем не менее, вид с вершины пика очень впечатляющий. Слезать было почему-то опаснее, чем залезать (может, просто подустал). К балагану я уже подходил в одиночестве (мой напарник убежал вперёд), слегка качаясь от усталости.
Вторую ночь ночевало в балагане 5 человек (нас 2-ое и трое фотографов). Спать было комфортно (не тесно). Наутро мы быстро покушали и к 11 часам уже спустились к машине у Эстосадка. После обеда я был уже дома.
Поход очень понравился. Особенно хочу отметить, что это был уже сам Главный Кавказский Хребет и поэтому вид гор был уже "посерьёзнее" и довольно суровый. Ранее я такого не видел.
Много интересной информации про горный массив Псеашха, можно почерпать

Края эти для нас были новыми, в сторону Кардывача ходили, а сюда — еще нет.

По пути от Пихтовой поляны до Бзерпского карниза можно было полюбоваться всеми горнолыжными трассами, какие есть в Красной поляне. Я сфотографировала на память трассы «Роза Хутор», которые пока готовятся.

Наконец, Бзерпский карниз:

Красиво там! И виды с «карниза» хорошие:

Про животных (не диких:): от самого Газпрома к нам привязались две собачонки, мы прозвали их Белка и Стрелка. Бежали такие деловые, вроде как по своим делам, но при этом за нами. На привале Стрелка уснула, а Белка побежала с нами дальше. За нами топала большая группа юношей и девушек, ведомых взрослым руководителем (отстающие жутко ныли))), и вот через какое-то время мы видим — Стрелка-то проснулась, их догнала и дальше бежит:) На этом фото справа видно собак, а больше их сфотографировать не удалось: обитатели домика возмутились, что мы нарушаем заповедный режим и притащили их сюда. На что мы возразили, что мы их сюда не звали, и собак прогнали вниз, а жалко, я к ним успела привязаться, и вообще прикольно было идти в их компании, хотя, с другой стороны, еды на их долю у нас все равно не было:)

Но долго скучать без живности не пришлось, т.к. за нами увязался Дурацкий Конь:) Позднее мы узнали, что он увязывался за всеми буквально туристами, некоторым из них мешал ужинать, пытаясь спереть еду прямо из миски, также выяснили, что животное жрет сало и колбасу, к принесению пользы не склонен и прозывается Гесер (кажется, это из Дневного или Ночного дозора, я в них не разбираюсь:)) Мы отгоняли его как могли, но ему все было пофигу. Оказалось, старались мы зря: далеко в долину Пслуха он забираться сам не захотел, ему нравилось тусоваться вдоль Бзерпи, там больше народу, есть кого подонимать:))

Острый конус Псеашхо Сахарного был виден по пути, и казалось совершенно нереальным, что завтра мы будем воооон там на самой верхушечке — так всегда почему-то кажется:)

Мы повернули в долину Пслуха, тропа пошла поверху, оставив реку далеко внизу. Становилось облачно, фотографий этого участка у меня что-то нету толковых. Первый приток Пслуха пришлось перейти вброд.

Второй приток можно было перейти по снежному мосту. За ним мы поставили лагерь. По пути мы встретили хорошего человека Мишу с семьей, включая маленькую Татьяну, которая уже несколько раз была в горах, несла свой собственный рюкзак и вообще была молодцом:) Миша тоже хотел подняться на Псеашхо, и мы решили заночевать вместе и утром подниматься вчетвером.

Встали в полшестого. Из лагеря открывался хороший вид на Агепсту, Турьи Горы и Аибгу.

Нужно было пройти по горизонтали всего каких-нибудь 2-3 километра, но подняться на 1000 метров вверх:)
Лагерь лежал в тени, а во время подъема вдруг прямо в лицо ударило солнце.

Показался Чугуш.

Потихоньку стали появляться облака. Наверное, мы все-таки поздновато вышли. Но пока еще есть видимость. А до верщины далекоооо…:)

Наконец, забрались!

Круговую панораму не делала, т.к. с северо-запада было слишком облачно.

Записка на вершине лежала аж октябрьская. Видать, не мы одни забываем брать с собой ручку:) Т.к. написать свою было нечем, эту мы снимать не стали, вернули на место.

Посидели самую малость и пора вниз, как бы не угодить в туман.

Облаков становилось все больше и больше, и несколько раз мы отдыхали, сидя на гребне и смотря, как они поднимаются из долин, уплотняются и рассеиваются, открывают и закрывают виды вокруг, проходят справа налево, слева направо, сверху вниз… Это было похоже на 3Д кино на огромном экране:)

Следующее фото очень примечательно, и я знаю пару человек, которых оно порадует)))) Я ложусь и говорю что-то вроде: «Ах, как чудесно пахнут эти цветы!» А Митя говорит: «Аня, ты лежишь головой прямо в турьих какашках!»)))

Вершина наша иногда открывалась, чтобы мы посмотрели, где мы только что были.

Вот уже и наш лагерь виден.

Надо собираться и идти, но так хочется посидеть без дела…:)

Вообще мы хотели в этот день дойти до озер Дзитаку. Но спустились с вершины довольно поздно. Подъем занял 4 часа, спуск — не помню. Решили — пойдем, докуда дойдем.

Облака спустились в долину Пслуха, а потом снова выглянуло солнце.

Дальше путь наш лежал через перевал Псеашхо. Мне очень хотелось посмотреть на этот перевал. Он долинного типа. То есть, ты идешь, идешь себе по долине, и никаких перевалов в помине не замечаешь. Но текущая вода (и еще велосипедист:)) замечает любой уклон. И вот ручьи, сбегающие с гор, текут тебе навстречу, на юг. А после какой-то невидимой точки новые ручьи начинают бежать с тобой по пути — на север. В этой самой точке делятся южный и северный склоны Западного Кавказа, такие разные! Воды тех ручейков попадут в Черное море, а этих — в Кубань.

Малость замученные мы в той точке, где на карте обозначен перевал:

Заночевали мы у озера Малого, решив на утро сбегать на остальные озера, если будет погода. Озера у меня на фото нет, зато есть Великолепная Кочка! Этот ручеек течет из озера и впадает в рождающийся неподалеку Уруштен. Кочка меня покорила, я даже не стала на нее наступать, чтобы перейти эту «канавку»:)

Утром был дождь и туман, и мы решили оставить озера на другой раз. Вернее, и решать-то было нечего — было так приятно перевести будильник на два часа вперед и поспать еще под шум дождя…еле-еле проснулись:)

Вот еще какие-то камни в стелющемся тумане мне попались интересные:

А так на обратном пути мало что было видно.

Дошли руки до фотографий с похода по горам Кавказского биосферного заповедника 1-3 июля. Просматриваю фотографии и понимаю, что хочу туда еще! Не тронутая человеком, первозданная природа, хорошие люди рядом, интересный маршрут - оставили неизгладимые впечатления. Спасибо огромное Юре Вартанову yvar который организовал это мероприятие и позвал поучаствовать в нем!

По своей сути, поход был учебным - как подготовка к осеннему спортивному походу 2-й категории сложности. При прохождении маршрута, нами было пройдено 2 категорийных перевала - перевал Строителей (1Б, 2800 м) и перевал Мраморный (1Б*, 2800 м), причем оба перевала были пройдены в один день - и для учебных целей мне кажется это было очень круто:)

Район похода - горный массив Псеашхо, расположенный в 20 км от посёлка Красная Поляна, в верховьях рек Уруштен, Малая Лаба, Пслух, на территории Кавказского природного биосферного заповедника. Относится к Главному Кавказскому хребту. Прочитать о массиве Псеашхо можно .

В этом походе меня интересовало многое - попасть в эту часть Кавказского заповедника, побывать в горах, оценить нужна ли мне осенняя двойка, узнать что такое категорийные перевалы и увидеть ледники. Все цели благополучно были достигнуты. Заповедник - потрясающий! В двойку - пойду! Категорийные перевалы превращают поход в большое приключение! А ледники - хотя и небольшие, доступные и не опасные, для человека который не видел ничего подобного - вызывают какое-то нереальное ощущение вечности. Когда я шел по леднику Псеашхо, в окружении суровых, отвесных скал, это чувство меня не покидало - это все вечно, это всегда здесь было, есть и будет всегда. А я, такой крошечный, как муравей, вовсе не царь природы. Я такой же биологический вид как и все звери, населящие эти горы - я такой же как они, просто часть природы. Это действительно необычное, не с чем не сравнимое ощущение. И я очень хочу почувствовать это еще и еще.

А это наш трек:

Вид на горы в начале нашего пути, почти на границе с заповедником:

После подьема по тропе вверх, к так называемой "Калитке":

А это уже заповедник:

Вид с заповедника на п.Красная Поляна и стройку спортивных олимпийских объектов:

Цветущий рододендрон (кстати, примерно здесь мы и встретили самку кавказского тетерева):

Инспекторский домик:

Первые снежники при подьеме к перевалу Строителей:

А это наша группа уже на перевале, ждем отстающих:

Небольшая панорама с перевала Строителей на ледник Псеашхо:

Немногочисленная растительность среди скалистых осыпей:

Спуск по леднику вниз. Пологий ледник долинного типа, закрытый снегом, на нем мы даже не одевали кошки:

Вид на ледниковый цирк после прохождения ледника:

После спуска по скалам в самый низ, к бушующей речке, вытекающей с ледника, мы передохнули и ушли опять вверх - на перевал Мраморный. Очень интересный перевал. По ощущениям. Потому как крутизна склона была порядка 45 градусов, пошел дождь с градом и даже не идти, а лезть вверх пришлось по узкому гребню. Оказалось что моя фобия высоты не исчезла напрочь, как я раньше думал. Из 8-и человек я был 7-м по опыту, но зашел, точнее залетел на перевал я 3-м:)

Вид с перевала Мараморный на высшую точку Краснодарского края, г. Цахвоа (3345м):

Спуск вниз по леднику Мраморный:

Вид снизу на перевал:

А это после ночевки на берегу одноименной речки Мраморной: