Хива – наследница великой эпохи. Открыть левое меню хива Медресе из средневековья в Хиве

Резкоконтинентальный

Население Названия жителей Часовой пояс Официальный сайт


(рус.) (англ.) (нем.) (фр.)

Окружённый мощными стенами исторический внутренний город Хивы - жемчужина Хорезмского оазиса - объявлен ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия .

История

Легенда об основании города повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима , сына библейского Ноя . В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец. Хива была одним из городов древнего Хорезма , который представлял собой крупное государство, расположенное на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря.

Согласно археологическим данным, Хива была основана более 2500 лет назад. В древности город был известен под названием Хейвак. По преданию Хива была основана одним из пророков. В своей истории город пережил ахеменидское завоевание и периоды расцвета, когда границы древнего Хорезма простирались до Колхиды.

Хива не была изначально столицей Хорезма . Историки говорят, что в 1598 году, Амударья (большая река, истоки которой находятся на Памире , на высоте 2495 м) отступила от прежней столицы Ургенч (в прошлом Гургандж). Амударья , протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой , снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река радикально меняла своё русло несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце XVI века погубил Гургандж. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркмении), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.

Во второй половине XI века Хива оказалась в зависимости от Сельджукидов . В 1097 году к власти пришла династия Ануштегинидов .

На протяжении нескольких веков правители Хивинского ханства совершали вооружённые грабительские набеги на соседние регионы (Персию и угоняли людей в рабство (туркменские налетчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре)).

Археологическое и культурное значение

В списке ценностей общечеловеческого значения Хорезм занимает особое место, как крупный очаг мировой цивилизации и один из важных центров на Великом шелковом пути . В 1997 году Хива отпраздновала своё 2500-летие.

К числу уникальных ценностей мирового значения относятся архитектурные памятники Хивы, по праву снискавшей титул «города-музея».

Облик современной Хивы формирует в основном архитектура периода Хивинского ханства конца XVIII - начала XX веков . Но ведущиеся здесь археологические раскопки показывают, что в основании ряда сравнительно «молодых» остатков зданий лежат древние слои, относящиеся к III и ещё более ранним векам до н. э.

Обзор архитектурных памятников Хивы



Большинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в её городском ядре - Ичан-кале. Это «город в городе», обнесенный мощными крепостными стенами, в которых четверо ворот - по каждой стороне света. От западных ворот к восточным пролегла одна из главных магистралей, вдоль которой сосредоточены основные монументальные сооружения.

Со смотровой башни Ак-Шейх-бобо Ичан-кала виден как на ладони. Привлекает внимание необычный силуэт минарета Кальта-Минар , словно срезанный до середины. Массивный ствол его, изысканно украшенный широкими и узкими поясами глазурированного кирпича, свидетельствует о том, что он замышлялся грандиозным, величественным сооружением, главной вертикалью города. Но после смерти правителя, при котором сооружался минарет, он так и остался недостроенным, получив имя Кальта - Короткий.

Совсем рядом с Кальта-Минаром - медресе Мухаммад Амин-хана , крупнейшее из сохранившихся здесь зданий высших богословских учебных заведений. Особенность его архитектуры - сдвоенные худжры - кельи для проживания студентов. Замечательно украшают здание пояса цветных кирпичных наборов, майоликовые облицовки.

На территории Куня-Арка - Старой крепости - расположен дворец Мухаммад-Рахим-хана , с богатым и необычным декором внутреннего убранства: стены зала отделаны резьбой по ганчу с окраской. Соседнее двухэтажное здание - это гарем. Здесь множество богатых палат, жилых комнат.

Удивительна по красоте мечеть Джума (X век, 1788) На входных дверях её сохранилась датировка строительства: 1778-1782 годы. Но вот 210 колонн мечети, поддерживающие кровлю, имеют возраст гораздо старше - от XII до XV веков. Колонны примечательны своей удивительной стройностью, богатой орнаментальной резьбой. Они были доставлены сюда с других древних построек и потому многие колонны уникальны и внешне не похожи на друг на друга.

У ворот Палван-Дарваза находится целый ансамбль зданий. Особое место занимает здесь главный дворец хивинских ханов Таш-Хаули . Неповторимы архитектура его многочисленных апартаментов, декоративное убранство. Здесь и орнаментальная резьба по дереву, и майоликовые облицовки, и фигурные картуши…

Дворец Курныш-хана предназначался для пышных приемов. Когда-то здесь в тронном зале стоял деревянный трон, украшенный чеканкой по серебру на красном фоне. Здание имеет прекрасный айван с колоннами. Дворец также примечателен богатейшей майоликовой облицовкой стен с затейливыми орнаментами.

Мемориальный комплекс Пахлаван-Махмуда выстроен в память о почитаемом хивинском поэте, который после смерти был канонизирован как святой покровитель города.

Рядом 45-метровый минарет Ислам-Ходжа, увенчанный сквозным фонарем с куполом наверху.

Во внешней части города - Дишан-Кала тоже немало старинных памятников архитектуры.

См. также

Напишите отзыв о статье "Хива"

Примечания

Литература

  • Захидов П. Ш. Хива. Путеводитель. - Ташкент: Издательство ЦК КП Узбекистана, 1980. - 64 с.
Исторические исследования
  • Жуковский С. В. = Сношенiя Россiи съ Бухарой и Хивой за послѣднее трехсотлѣтiе. - СПб. , 1915. - 225 с.
  • Руссов С. В. = Путешествiе самарскаго купца Рукавкина, въ 1753 году, съ прiобщенiемъ разныхъ извѣстiй о Хивѣ съ отдаленныхъ временъ доныне.. - СПб. : Типография Министерства Внутренних дел, 1840. - 56 с.

Ссылки

  • (рус.) . Centralasia-travel.com. Проверено 1 мая 3013. .
  • на YouTube

Отрывок, характеризующий Хива

– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала.
– Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть…
– Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей.
– Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка…
– Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей.
– Правда, что Наташа еще молода, но так долго.
– Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей.
– Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты.
– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.
– Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его?
– Да, он славный, но смешной очень.
И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.
– Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет…
– Что ж случится?…
– Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.
Ни отец и мать, ни Соня, ни сам князь Андрей не могли предвидеть того, как подействует на Наташу расставанье с ее женихом. Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее. Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал ее руку. – Не уезжайте! – только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться и который он долго помнил после этого. Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она не плача сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: – Ах, зачем он уехал!
Но через две недели после его отъезда, она так же неожиданно для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же как прежде, но только с измененной нравственной физиогномией, как дети с другим лицом встают с постели после продолжительной болезни.

Здоровье и характер князя Николая Андреича Болконского, в этот последний год после отъезда сына, очень ослабели. Он сделался еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. Он как будто старательно изыскивал все больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее. У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия, и обе были любимыми темами нападений и насмешек князя. О чем бы ни заговорили, он сводил разговор на суеверия старых девок или на баловство и порчу детей. – «Тебе хочется его (Николеньку) сделать такой же старой девкой, как ты сама; напрасно: князю Андрею нужно сына, а не девку», говорил он. Или, обращаясь к mademoiselle Bourime, он спрашивал ее при княжне Марье, как ей нравятся наши попы и образа, и шутил…
Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который, она всё таки знала это, любил ее, быть несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: «справедливость». Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала.
Зимой в Лысые Горы приезжал князь Андрей, был весел, кроток и нежен, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что то случилось, но он не сказал ничего княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго беседовал о чем то с отцом и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.

Или по камню. Это надгробие Исфандияр-хана 17 века, но самая характерная форма каменной резьбы, которую можно увидеть в Хиве - белые основания колонн, узоры которых как бы переходят в узоры деревянных столбов, одинаково тонкие и сложные.

Самое сильное впечатление в хорезмском искусстве на меня произвела именно деревянная резьба, которую я поставил бы, да простят меня патриоты, даже выше русской. При этом казалось бы - где дерево, а где Хорезм? Но видимо в том-то и дело, что дерево было здесь редким и благородным материалом, как в Европе слоновая кость, и потому его декор стал выскоим искусством. Конечно, деревянная резьба встречается и в других уголках Средней Азии, но - не столь совершенная:

Самые распространённые образцы - двери, колонны и потолки.

Причём с давних времён:

Хотя местные столяры и резчики не теряют сноровки и ныне - деревянный ширпотреб Хивы тоже очень хорош. Чаще всего это подкоранники, а вот например ещё и кухонные доски:

Столярные мастерские в старых хивинских медресе на каждом шагу, я навскидку вспомню две или три штуки:

В общем, Хива не зря имеет репутацию одного из мировых центров столярного искусства:

А в музее старые токарные станки. Где-то слышал гипотезу, что русская деревянная резьба начиналась с оформления речных деревянных судов, ходивших по Волге, и лишь с их упадком "перекинулась" от разбредшихся мастеров на дома. По Волге ходили торговать именно что с Хивой - так не отсюда ли резьба вообще пришла в Россию, может быть через Золотую Орду, как шатёр ("хорезмский купол")? Косвенно в пользу этой версии говорит то, что богаче всего резьба как раз-таки в бассейне Волги.

Отсюда (по другой версии - напротив, из Голландии) в Россию попала и мода на изразцы - ведь нашим центром этого искусства был Ярославль, где расходились пути в Европу (через Архангельский порт) и Азию (по Волге). За звание хорезмского искусства №1 с деревянной резьбой могла бы поспорить керамика, и именно изразцы оказались её самым живучим видом:

В том числе характерные "птички", которые хорезмийцы считают зороастрийским символом, видимо упрощенным вариантом "крылатого Солнца" фаравахара :

Хорезмская керамика безумно красива, и да простит меня , но по-моему совершеннее бухарской. Есть у неё и свой классик - мастер Абдулла по прозвищу Джинн, отделывавший в начале 19 века ханские дворцы, лучшие медресе и мавзолеи. Тонкие бело-голубые небесные орнаменты выглядят действительно как что-то не от мира сего. Но настоящей хорезмской керамики осталось очень мало - солёная глина тяжела в обаботке, а изделия из неё хрупки, как фарфор, поэтому знающих её секреты гончаров в наше время единицы, а изразец (который повесил на стену и любуешься) элементарно конкурентоспособнее тарелки (которую уронил да разбил). Как я понимаю, керамика на развалах - это в основном лишь стилизации, а то и вовсе вездесущий риштан (то есть керамика Ферганской долины, самая массовая в Узбекистане):

А в общем, как я понимаю, хорезмская керамика тем, что я описал, не исчерпывалась и была весьма разнообразна - вот её образцы в музеях, в том числе набор для приготовления лекарств из трав в правом нижнем углу:

Наконец, третье из главных искусств Хивы - хорезмская ювелирика, которая мне показалась гораздо красивее бухарской... да и не мне одному. Написано о ювелирной школе Хорезма - её жанрах, истории, символике - очень много (например, вот или вот , а ), и как бухарцы спорят с туркменами за ковёр (туркменский или бухарский он, то есть), так и хорезмийцы - за ювелирное искусство: все виды хивинских украшений имеют свои аналоги и туркмен или каракалпаков, а лучшая их коллекция хранится и вовсе в музее Нукуса. Возможно, хорезмское серебро - это что-то сродни "золоту скифов", которое делалось мастерами из оседлых городов, но в традиции кочевников. "Мужской" аналог ювелирики - гравировка клинков и украшение рукоятей, но я их почему-то не видел.

Делали в Хорезме свои и ткани, будь то шёлк, хан-атлас или местная полосатая ткань алоча, причём одни (например, хлопковая ткань) считались женским ремеслом, другие (например, шёлк) - мужским. Не знаю, живо ли это сейчас, по крайней мере на базарах и сувенирных развалах я каких-то особенных тканей не припоминаю.

Особенностью хорезмского ткачества было отсутствие вышивки (и соответственно своей школы сюзане) - всё делалось только через обработку самой ткани, и даже узоры в основном создавались при помощи набойки.

Так что золотое шитьё - веяние скорее бухарское, а вот резная дверь - это точно Хорезм:

Хивинские халаты - честно говоря, моих познаний не хватило бы на то, чтобы отличить их от бухарских, но думаю, намётанному глазу отличия были бы видны с первого взгляда.

Более всего из хивинского костюма мне (а судя по количеству развалов с этим добром, и не только мне) запомнились шапки, в первую очередь огромные папахи - говорят, летом в них не жарко, а зимой они надёжно защищают от морозов и ветров, и в той же Бухаре, где климат куда мягче, были попросту не нужны. Хорошо помню, как на дореволюционных фотографиях путешествия по железной дороге через Среднюю Азию граница нынешних Узбекистана и Туркмении была заметно именна по тому, как сменился головной убор - туркменские папахи против узбекских тюбетеек. Но Хорезм всё-таки ближе к Туркмении:

И здешние ковры хотя и входят в "бухарское" семейство (как уже говорилось, бухарский и туркменский ковёр в широком смысле - это одно и то же) с его геометрическими орнаментами (в противоположность растительным орнаментам самаркандских и персидских ковров), всё же вид у них какой-то более "туркменистый". Самыми "хивинскими" мне запомнились такие вот красные и фиолетовые ковры с сетью розеток в рамке орнамента:

Вот такой сюжет в одном из музеев - на фоне хорезмского ковра и неожиданно на него похожего самаркандского сюзане сидят фигуры хорезмийцев в традиционных костюмах и с традиционными музыкальными инструментами. Впрочем, больше, чем сама по себе музыка славятся хорезмские танцы , образы которых археологи находили ещё во фресках древних крепостей. Самый известный - воинственный "лязги" (что-то общее с лезгинкой?), но вообще тут было огромное количество жанров, порой весьма экзотических. Например, "цирковые" танцы на тарелке, на натянутом канате, на ходулях, с факелами, с жонглированием (в том числе ножами, тарелками или факелами), со всякими предметами на голове и многим другим. Или "ракс" - танцы сродни пантомиме, через которые рассказывается история или совершается гадание. Ещё очень запомнился "танец сломанных пальцев" - по легенде, давным-давно одна танцовщица перед самым своим выступлением в ханском дворце сломала пальцы на ноге, и понимая, что в противном случае ей не сносить ещё и головы, буквально на ходу сочинила новый танец, тут же вошедший в традицию.

Что же касается инструментов, то в общем-то все их я видел - на кадре выше это дойра ("узбекский бубен"), дутар (двухструнный щипковый инструмент) и похожий на гусли канун . На кадре ниже - струнный танбур , духовой сурнай или буламан и смычковый гиджак . Не опознал только духовой инструмент с кадра выше. Подробно о музыкальных инструментах и жанрах, в том числе знаменитых узбекских макомах, есть очень хороший пост (с фотографиями из этого же зала!). Цветастое сюзане же на заднем плане - скорее всего с другого конца Узбекистана, из Сурхандарьи.

Само собой, своя в Хорезме и кухня... правда, попробовать её оказалось не так-то просто, в хоть сколько-нибудь приличных местах всё надо заказывать заранее, а то, что есть "здесь и сейчас" - обычно банальные плов-самса-шашлык-лагман. В Каракалпакии, помню, всё облизывался на вывески "балык-куырдак" (то есть жареная с овощами амударьинская рыба), но там, само собой, заказать заранее у меня не было времени. А вот в Хиве "зелёный лагман" шют-аш (по-моему, с обычным лагманом у него общего немного) и тухум-береки - вареники с яйцом внутри, неожиданно вкусные:

А вот хорезмский плов заранее заказывать обычно не надо, но в противоположность бухарскому он считается самым простым - рис, лук и мясо, да и то не всегда: здесь плов - еда, а не действо. В целом же, как мне показалось, кухня в Хорезме скуднее, а готовят тут в среднем хуже, чем в Центральном Узбекистане - пустыня... Отдельным впечатлением можно назвать хорезмский чай - попробовав его впервые, я подумал, что его заваривают на минералке, но в Хорезме просто такая вода.

Как ни странно, ещё к хивинским ремёслам можно отнести фотографию. Видимо просто Хива столь фотогенична, что первый фотограф и кинооператор тут объявился ещё в годы Хивинского ханства под русским протекторатом - это был хивинец Худайберген Деванов , в 1908 году направленный в Петербург и там освоивший фото- и кинодело. В том же году он снял две киноленты - "Виды Туркестана" и "Памятники архитектуры нашего края", а в Хиве его фотографиям посвящён целый музей в той самой Русской школе с кадра №14. Увы, сохранилось из его наследия далеко не всё: в 1938 Деванов был арестован и сгинул в лагерях, а часть его архива была уничтожена.
Где-то на окраинах сохранился и его дом, но я туда идти поленился.

И уж тем более была в Хиве и своя школа книгопечатания и каллиграфии со специфическим оформлением заглавных страниц в сине-зелёно-фиолетовой гамме. Но мне больше запомнился паспорт жителя (не "гражданина", а "подданного"!) Хивинского ханства:

А вот один из символов Хивы на переломе - редчайшие в истории (ещё подобное было вроде бы в Монгольской империи и в непризнанных государствах Китайского Туркестана) шёлковые банкноты Джунаид-хана и Хорезмской Советской Народной республики:

Историю падения Хорезма я уже рассказывал не раз. Хивинское ханство сменилось Хорезмской Советской Народной Республикой, включавшей Туркменскую автономную область со столицей в Ташаузе, и именно по этой линии она и разделилась между Узбекистаном и Туркменией, войдя в 1924 году в состав СССР. Последним обрубком стал Хорезмский округ, упразднённый в 1929 году, а возрождённый в 1932-м со столицей уже в Ургенче. Хива так и осталась райцентром у края оазиса, в нескольких километрах от границы и Каракумов; сюда не дошла железная дорога - лишь показанный в прошлой части троллейбус. Но из столицы став райцентров, Хива не превратилась в город-музей типа Суздаля, и я не мог в ней отделаться от мысли, что нахожусь в большом городе, уж всяко бОльшем, чем Ургенч.
Далее несколько фотографий ширпотреб-интерьеров хивинских кафе и гостиниц:

Тут на заднем плане хивинская арба - этот образец местного деревянного зодчества я показывал в обзоре Хорезма:

А вот на вопрос "расскажи про людей" - честно говоря, рассказать-то и нечего. Хорезм - он такой, по духу своему безлюдный, и чисто внешне жители Хивы не обладают тем колоритом, каким мне запомнились бухарцы. Сами типажи тут как-то космополитичнее и глобализованнее, я бы даже сказал - ровнее, чем в Центральном Узбекистане. Так что напоследок - снова взгляд с минарета на чужие дворы.

Из следующих 6 частей 4 будут про Ичан-Калу, и для начала прогуляемся вдоль её глиняных стен.
Муйнак. У засохшего моря...

Незнакомые слова и непонятные ситуции - см. по ссылкам ниже.

Сегодня Хива - это город-музей. Некогда он был столицей могущественного Хивинского ханства. Примечательной особенностью Хивы является то, что со времен своего расцвета она изменилась в очень малой степени (по сравнению с другими городами Узбекистана). Поэтому сегодня старая часть Хивы - Ичан-кала официально находится под охраной ЮНЕСКО.

Подробнее о достопримечательностях Хивы

Из архитектурных памятников, относящихся к периоду расцвета Хивинского ханства, до наших дней сохранились:

  • несколько дворцов;
  • около семидесяти мечетей и медресе;
  • несколько мавзолеев;
  • караван-сараи;
  • бани;
  • старый рынок;
  • жилые строения.

Большая часть этих достопримечательностей расположена на территории крепости Ичан-кала. Это своеобразный город в городе, окруженный мощной крепостной стеной с четырьмя воротами (по одному на каждую строну света). Если двигаться от западных ворот к восточным, можно сравнительно быстро обойти весь город. Совершая такую пешую прогулку, вы увидите наиболее знаменитые архитектурные памятники Хивы.

Кстати, возле ворот Палван-Дарваза расположен самый настоящий ансамбль архитектурных шедевров. Среди них можно выделить дворец Таш-Хаули - главную резиденцию хивинских властелинов. Многочисленные апартаменты этого дворца неизменно вызывают восхищение самых взыскательных туристов и знатоков восточной архитектуры.

Особого внимания заслуживает сегодня также и минарет Кальта-Минар. Он несколько отличается от традиционных минаретов - основание его предполагает очень массивное сооружение. Но, к сожалению, время слишком быстро летит вперед. Минарет так и остался недостроенным после смерти правителя, затеявшего это строительство.

Налюбовавшись минаретом, посетите медресе Мухаммад Амин-хана - наиболее крупный памятник архитектуры на территории Хивы, имеющий религиозное значение. Еще одной его особенностью является наличие сдвоенных келий, в которых когда-то проживали обучающиеся здесь студенты.

Если вы хотите увидеть и заснять весь старый город одним кадром, то добро пожаловать на смотровую башню Ак-Шейх-бобо. Только увидев весь этот потрясающий город, раскинувшийся перед вами как на ладони, можно понять смысл фразы: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Вообще, отличительной особенностью зданий и сооружений, возведенных знаменитыми хивинскими зодчими и мастерами, является потрясающая своей тонкостью резьба по дереву. Без нее не обходились нигде - искусные резчики украшали резьбой все, что поддавалось обработке - окна, колонны, ворота и прочее. Так что, какой бы из памятников вы не посетили - он без сомнений поразит вас. Кстати, и сегодня этот город является одним из наиболее развитых ремесленных центров Республики Узбекистан. И по сей день здесь проживают лучшие ткачи и ювелиры страны.

Если вам посчастливится попутешествовать по окрестностям Хивы, не упустите возможность посмотреть на расположенные здесь древние крепости (всего их более полусотни). Их возраст составляет более двух тысяч лет. Поэтому, попав сюда, вы обязательно ощутите сказочную атмосферу древнего Востока.

Особого внимания заслуживают руины древних крепостей Аяз-Кала и Элик-кала. Сразу учтите, что посещать их можно только с гидом или таксистом, который хорошо ориентируется в пригороде.

Так выглядели жители древнего Хорезма

Недавно древней Хиве исполнилось 2500 лет. В это легко вериться, если посетить город-крепость «Ичан-Кала». За высокими зубчатыми стенами время будто остановилось, и если бы не современная одежда туристов и горожан, можно было поверить в реальность существования «машины времени». Особенно остро это ощущается поздним вечером, когда в сумерках окончательно теряются временные ориентиры. Хива – место для романтиков.

Древняя цитадель Узбекистана

Хива – город древнего Хорезма. Историческая область Узбекистана ныне целиком находится под опекой ЮНЕСКО. Тысячи лет назад здесь был оазис, через который проходил Великий Шелковый путь. Интересна легенда возникновения поселения. Говорят, оно появилось вокруг колодца, который выкопали по приказу сына библейского Ноя. Этот колодец и ныне можно увидеть в городе.

Старый город находится под охраной ЮНЕСКО

Хива – настоящее Эльдорадо для любителей древней истории. Город привлекает внимание яркими красками блестящей майолики, которой облицованы стены мечетей и минаретов. Порой кажется, это не керамическая плитка, а самоцветы, мармелад или сладкие леденцы. Оригинальное архитектурное убранство колоритно дополняют пестрые сувенирные ряды и яркие национальные костюмы жителей. Хива – находка для фотографов. Здесь на каждом шагу рука непроизвольно тянется к камере.

Что посмотреть

Главной и самой грандиозной достопримечательностью Хивы является Ичан-Кала – Внутренний город, окруженный стенами. При планировании своего визита, имейте в виду, что на его территории находится 5 архитектурных комплексов, 9 мечетей, 5 гигантских минаретов, 2 дворца, 5 мавзолеев, 4 ворот, 24 медресе и 8 других исторических памятников. Это классический город-музей под открытым небом. Потребуется немало времени, чтобы увидеть все это богатство.

Ичан-Кала окружен крепостными стенами

В крепость ведут несколько ворот, но чаще всего туристы попадают в нее через Западные ворота (Ота-Дарваза) . Раньше прямо в них размещались таможня и саррафхан – древний пункт обмена валюты. Справа от ворот можно увидеть памятник Аль-Хорезми – крупнейшему ученому IX века, а слева — зубчатые стены крепости Куня-Арк (Старой крепости). Поскольку материал, из которого их строили, брали здесь же, цитадель гармонично сливается с ландшафтом. Кажется, что ее не сложили из кирпичей, а вырезали из цельной горы.

Западные ворота (Ота-Дарваза)

В городе имеется множество исторических памятников, но есть несколько выдающихся, которые обязательно стоит осмотреть. К таковым относится Джума-мечеть . Она уникальна тем, что не имеет куполов, порталов и внутреннего двора. Огромный потолок опирается на 213 деревянных колонн. Создается впечатление, что находишься в лесу. Интересно, что продуманное расположение колонн позволяет видеть имама всем, кто молится в мечети.

Джума-мечеть

Полумрак, царящий в зале, создают иллюзию бесконечности пространства. Кажется, можно ходить по мечети целую вечность. И это действительно так, поскольку каждая колонна покрыта витиеватой резьбой. Рисунок непростой, а представляет собой зашифрованные символы. Знающий человек может читать их словно книгу. Трудно поверить, что возраст этой «книги» составляет сотни лет. Около двух десятков колонн были вырезаны аж в X веке! Прочным материалом для них послужил черный вяз.

В городе действовало несколько медресе – религиозных учебных заведений. Помимо теологии преподавали точные науки. Студентом мог стать человек любого возраста, поэтому на одном курсе учились юноши и зрелые мужчины. Ученикам платили стипендии деньгами. Размер выплат приравнивался к цене барана на базаре. Это позволяло учитывать инфляцию!

Внимание привлекает необычная облицовка стен

Справа от Западных ворот находится медресе Мухаммада Амин-хана . Ее фасад ярко блестит в лучах солнца благодаря цветному глазурованному кирпичу. Здесь впервые в Хиве были устроены двухэтажные жилые худжры – древний аналог нынешних студенческих общежитий. Сейчас здание занимает гостиница, поэтому любой желающий может почувствовать себя семинаристом.

Глазурованная плитка выглядит очень нарядно

Своеобразным маяком в городе служит грандиозный минарет Кальта-Минар . Если бы не яркая глазурованная плитка, его можно было бы принять за широкую трубу современной ТЭЦ. Он должен был стать самым большим минаретом на Востоке диаметром 14 метров и высотой 80 метров. Однако строительство завершилось на отметке 29 метров. Тем не менее, и этого было достаточно, чтобы получилось гигантское сооружение, ставшее визитной карточкой Ичан-Калы.

В Старом городе есть возможность подняться на минарет

На Кальта-Минар подняться нет возможности, но в центре города есть минарет, на который доступ открыт всем желающим. Обязательно стоит подняться наверх по высоким каменным ступеням. Внутри кирпичной «трубы» царит темнота. Со всех сторон сжимает узкое пространство. На самом верху приходит осознание того, насколько была трудна работа муэдзина. Пять раз в день ему приходилось подниматься по крутым ступеням, чтобы призвать верующих к молитве!

Стоит также посетить дворец Таш-Хаули . Интересна история его постройки. Хан велел завершить строительство за два года. Строители, понимая, что это невозможно, отказались и были посажены на кол. Дворец строили 8 лет. Сначала возвели гарем, потом зал приемов и помещение суда. Поскольку мужчина тогда мог иметь не более четырех жен, в гареме сделали четыре жилых помещения – айвана.

Взгляды притягивают колоритные национальные костюмы

Любопытно, что в комнатах жен есть полки для подарков, которые расположены под самым потолком. Очень удобно – подарил хан жене подарок, он лежит и не портится — глаз радует! Кстати, стены украшены майоликой работы мастера Абдуллы, которого прозвали Гением. Очень красиво!

Ткацкая мастерская

Кокон – источник шелковой нити

Помимо архитектурных достопримечательностей в крепости есть еще что посмотреть. Обязательно стоит зайти в бывший Караван-сарай , где ныне тянутся торговые ряды. В крохотных двориках действуют мастерские , где можно увидеть, как работают резчики по дереву или ткачихи. Понравилась деревянная подставка под коран или коврик? Пожалуйста, торгуйтесь, покупайте. Прямо на улицах в тандыре – шарообразной глиняной печи – пекут свежайшие лепешки. Можно не только перекусить, но изловчиться и самому прилепить раскатанное тесто к внутренней стенке печи.

Резчики по дереву работают прямо на улице

Так рождаются шедевры

Лепешки пекут в тандыре

Получается очень вкусно!

В городе есть немало музеев и экспозиций . Одна из них рассказывает о производстве денег и ювелирных изделий в древности. Вы когда-нибудь видели шелковые банкноты? В Ичан-Кале можно увидеть. Любопытно, что с IX и по XX века на территории Хорезма профессия ювелира считалась одной из самых презираемых. Причиной стала кража золота у хана во время изготовления одного из изделий.

Чеканщик монет

Поскольку краденое золото преступник выносил в бороде, всем ювелирам было запрещено носить бороду, а это считалось признаком гомосексуализма. Без бороды нельзя было сесть на коня и носить чугурму – традиционную шапку. Это не позволяло жить там, где живут нормальные мужчины. Ювелир должен был жить за районом для освобожденных рабов. Все это изрядно усложняло их жизнь. Но поскольку женщины всегда жаждали украшений, труд ювелиров всегда оставался востребованным, и они выжили.

Верблюдица Катя

Интересна выставка старинного оружия . Луки вертикального боя делали из восьми сортов дерева и четырех видов кости. Его стрела поражала цель на расстоянии 250 метров. Лучник выпускал две стрелы за одну минуту. Страшное оружие по тем временам. Лук горизонтального боя более маленький и простой, но способен выпускать десять стрел в минуту. На поясе воина слева висел меч, а на спине была укреплена сабля. Меч доставали правой рукой, а саблю – левой.

Желающие могут побыть в роли хана

Вооружение всадника включало также длинное трехметровое копье, короткое копье и шесть ножей. Экзотикой являлся футляр для походной чаши. Ее носили на поясе. Она служила для того, чтобы во время боя для поднятия духа выпить кровь из печени поверженного врага. Такой ритуал практиковался до X века. Потом его запретили. Есть и совсем удивительные образцы оружия, как, например, посох-пистолет-копье. Его изготовили в XIX веке, и оно стреляет до сих пор.

При желании можно зайти в любую мечеть

При желании можно зайти в любую мечеть. Не стоит лишь забывать о том, что перед входом следует снять обувь. В некоторых храмах стоят гробницы известных имамов. На территории города располагается семь мавзолеев. Например, мавзолей Саида Аллауддина, был построен в 1303 году в честь великого суфийского шейха. Обычно усыпальницы богато украшены и сами по себе являются произведениями декоративно-прикладного искусства.

Только здесь!

В Хиве живет семья канатоходцев , которые дают представления во дворе одной из бывших медресе. Примерно на высоте двухэтажного дома натянут канат. Канатоходцы – два брата – творят на нем чудеса. Один встает на голову другому; потом делает стойку на руках, опираясь о голову брата. И все это на ходу, перемещаясь по тонкому канату. Но это лишь прелюдия к главному действию.

Канатоходцы из Хивы

Номер с маленькой Сюзанной

К акробатам присоединяется трехлетняя дочка Сюзанна . Ее дядя становится на плечи отца Сюзанны, а племянницу ставит себе на голову! Невозможно представить, как эта шаткая конструкция из человеческих тел, может удерживать равновесие. Тем не менее, акробатическое трио медленно, но уверенно движется вперед. В отличие от своего дяди и папы, Сюзанна чувствует себя словно птичка в небе. Она непринужденно улыбается и машет зрителям ручкой. А у зрителей внизу замирают сердца.

Герои Хивы

Концерт после выступления

После завершения выступления акробаты превращаются в музыкантов. К ним присоединяются дедушка и старшая сестра Сюзанны. Звучит барабан и балабан, ревут два карная – длинные медные трубы, издающие гортанные звуки. Но перед глазами еще долго стоит парящая в небесах Сюзанна – бесстрашная и абсолютно спокойная. Поистине, возможности человека беспредельны. И лучше всех об этом знают дети.

Окрестности Хивы

В Хиве находится красивый дворец «Нуруллабой» . Его построили в начале XX века на окраине, во Внешнем городе, поскольку в стенах Ичан-Калы уже не хватало места. В комплекс входит медресе, более 100 комнат, галереи. Все это окружено высокой стеной. В парке всегда царит тишина и покой. Сюда стоит приехать, чтобы полюбоваться великолепными интерьерами дворца.

Потолок в приемной хана

Камин во дворце «Нуруллабой»

Русский царь Николай II подарил хану две люстры и электростанцию. В парадных залах появились камины, выложенные изразцовыми плитками, венецианские зеркала и бронзовые золоченые люстры с хрустальными подвесками. Паркетные доски, покрывающие пол в приемной хана, были доставлены из Санкт-Петербурга.

Что купить

Ичан-Кала это огромный базар под открытым небом. Ряды с сувенирами и всевозможными занятными вещичками тянутся бесконечно. Здесь не ставится вопрос: «Что купить?», поскольку актуален другой — чего не покупать, оставить на потом? Хочется все, так как все изделия — оригинальные, аутентичные, качественные и очень привлекательные. И все-таки придется делать выбор…

Первое, что бросается в глаза – шапки . Много шапок. Очень много шапок. Чугурму – мужскую шапку из овчины — видно издалека. Она большая и лохматая. В Хорезме никогда не носили тюбетейки, поэтому чугурма считается достопримечательностью и визитной карточкой региона. Она легкая и теплая. Можно сторговаться по 800 рублей за шапку. В продаже много меховых изделий. Есть традиционные среднеазиатские тюбетейки и даже бейсболки из… каракуля !

Пояса из верблюжьей шерсти

Очень хороши пояса и носки из верблюжьей шерсти . В холодную зиму таким вещам цены нет. Пара носков обойдется в 200 рублей. Невесомые цветастые платки и шарфы неизменно притягивают взоры женщин. На ковры поглядывают и мужчины. Празднично выглядят богато расшитые подушки и покрывала, сумочки и кошельки из ткани. Яркой посудой – блюдами, пиалами и чайными наборами – заставлены тротуары и целые площади.

Штамп для лепешек

Подставки для корана

Иностранцы недоуменно крутят в руках штампы с деревянной ручкой. Для чего эта штука? Чтобы украшать узорами лепешки. Из деревянных изделий лидируют деревянные подставки для корана (книг), украшенные резьбой. Самый шик, если такая подставка может раскрываться в девяти позициях. Симпатичны керамические магнитики, но еще более привлекательны куклы из папье-маше и керамические старички и старушки – добрые как доктор Айболит.

Добрый старичок

Картины и открытки ручной работы будто светятся красками. Рука тянется купить глазурованную плитку с орнаментом, которой облицованы мечети и минареты. Очень уж аппетитно она выглядит. Яркие деревянные шахматы в виде древних воинов сгодятся не только для игры, но и украшения жилища. В хозяйстве пригодятся деревянные ложки, скалки и толкушки . Без покупок из Хивы не уедешь!

На заметку гурманам

На территории Ичан-Калы действует большой базар . Сюда стоит заглянуть хотя бы затем, чтобы ощутить колорит восточного города. «Нукус» и «Узбек-5» это сорта риса, который продают мешками. Кукуруза, желтая морковь, сушеный кизил – чего только нет! А что это за семечки зеленого, красного и синего цветов? Это семена тыквы и дыни, раскрашенные в разные цвета, чтобы не перепутать сорта. Среди семян есть неведомые тимка и бодринг. Хорошо хоть подписи имеются на русском языке. Картофель, редьку, репчатый лук продают прямо с земли. Радует, что торговцы ненавязчивы, не тянут за рукав к своему товару.

Базар в «Ичан-Кале»

Отдел орехов

Из отдела орехов, сухофруктов и сладостей без покупки уйти невозможно. Плоды джиды похожи на финики, но совершенно не сладкие. Узбекский сахар напоминает друзы желтоватых кристаллов. Фисташки, арахис, грецкий орех, миндаль – далеко неполный перечень орехов. А еще есть мунжекант или «сахарные бусины», представляющие собой орехи в сахарной обсыпке.

Приправа для плова

Сушеные абрикосы бывают разные: урюк – мелкие сорта, кайса – цельные абрикосы без косточки, курага – половинка абрикоса. А еще есть шурданак. Вымоченные в солевом растворе косточки абрикоса запекают в золе. При нагревании они раскалываются по шву. Оторваться от такого оригинального восточного десерта очень трудно.

Ресторан в бывшей медресе

Достоинство Узбекистана в том, что в любом кафе и ресторане вам предложат аутентичные блюда национальной кухни. Есть рестораны, которые расположены в зданиях бывших медресе. Интерьеры таких заведений отличаются особым колоритом. Есть рестораны, где вечером звучит живая национальная музыка, а гостей развлекают танцовщицы.

Какой обед без пива?

В начале трапезы обычно подают салаты из свежих овощей. Их отличие от европейских в том, что они имеют вкус и запах! Поскольку в Узбекистане проживает немало корейцев, популярны корейские салаты из моркови и баклажанов. Очень вкусна самса, приготовленная в тандыре. Для меня осталось загадкой, как довольно-таки тяжелое изделие из теста и мяса прилепляют к внутренней стене печи! Из местных блюд стоит отметить гюмма – жареные пельмени, похожие на небольшие чебуреки.

Ресторан «Khiva Moon Tour» похож на музей

Хороши кимазарафшан – блинчики с мясом, завернутые трубочкой. Ну, а если вы захотите попробовать настоящего хорезмского плова, вам прямая дорога в ресторан «Khiva Moon Tour» , расположенный неподалеку от крепости, по адресу ул. Полвон Кори, 101А. Для приготовления плова требуется мясо, рис, желтая морковь, лук, хлопковое масло, изюм, чеснок, зира и соль. Мясо в казан обязательно кладут крупными кусками, чтобы оно не потеряло сочность.

Все необходимое для приготовления плова

Настоящий хорезмский плов

Готовый плов в Узбекистане выкладывают на специальное блюдо. Причем, мясо предварительно вынимают, режут кусочками и выкладывают горкой сверху. Пальчики оближешь! Достоинство этого ресторана и в том, что он похож на археологический музей. Его интерьеры украшают реальные древние вещи. Ну, в каком ресторане вы увидите кувшин V века? А здесь это возможно.

Туристический комплекс «Kharrot»

Обед в юрте

Сазан в кляре

Крыша над головой

На территории «Ичан-Калы» находится 15 гостиниц. Если хотите почувствовать атмосферу древнего города, стоит остановиться именно внутри крепостных стен. Уютные отели имеются и за пределами Старого города. Возле Западных ворот расположен мини-отель «Old Khiva» . Номера размещаются на двух этажах. В комнатах есть санузел, телевизор. Действует Wi-Fi. В стоимость проживания входит сытный завтрак.

Как добраться

Из Ташкента до Хивы быстрее всего добраться на самолете. Авиарейсы выполняются по маршруту Ташкент – Ургенч – Ташкент. Время в полете – чуть более часа. Стоимость билета туда-обратно — 538 991 сум. От аэропорта до Хивы около 30 км. Свои услуги предлагают многочисленные таксисты.

Цитадель Куня-Арк расположена в Узбекистане, на территории Ичан-Калы – древнего внутреннего города современной Хивы. До 1920 года Куня-Арк являлась ханской резиденцией. Цитадель была построена в конце XVII века Аранг-ханом. К концу XVIII века произошло отделение цитадели от Ичан-Калы крепостной стеной, в результате чего она стала представлять собой «город в городе».

В крепости располагались гарем, зал для приемов, ханская канцелярия, две мечети, монетный двор, подсобные помещения.Площадь у входа в цитадель служила местом проведения парадов и военных тренировок. До настоящего времени сохранились лишь несколько строений некогда плотно застроенной территории Куня-Арк.

Здания монетного двора и мечетей были построены одновременно по приказу Мухаммада Рахим-хана I.

Здание гарема на территории цитадели было построено во времена Мухаммада Рахим-хана II и также сохранилось до наших дней. Гарем занимает площадь в 2000 квадратных метров.

Минарет Кальта-Минор

Минарет Кальта-Минор расположен в городе Хива в западной части республики Узбекистан. Этот памятник восточной архитектуры стал одним из основных символов города. Его оформление резко контрастирует с соседствующими городскими строениями.

Башня минарета диаметром 14,5 метра поднимается вверх на высоту 29 метров. Такие необычные пропорции обусловлены незавершенностью этого уникального сооружения. Его высота лишь на треть достигла задуманную зодчими.

Возведение минарета прекратили после убийства Мухаммада Амин-хана - правителя Хивы. Предполагалось, что широкое основание позволить башне лучше сопротивляться внешним нагрузкам, а глубокий фундамент, уходящий под землю на глубину 15 метров, будет надежным основанием сооружения. Глазурованная плитка внешней отделки и сейчас выглядит так же ярко, как в середине XIX века, когда строительство минарета остановилось.

А какие достопримечательности Хивы вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Старая крепость Куня-Арк

Архитектурный комплекс Куня-Арк был возведен в конце 17 века. Это старейшая сохранившаяся резиденция хивинских ханов.

От Ичан-Кала (исторического внутреннего города в Хиве) ее отделяют прекрасно сохранившиеся мощные крепостные стены. На территории цитадели Куня-Арк располагались дворец хана, зимняя и летняя мечети, пороховой завод, монетный двор, суд, мастерские и склады, другие здания.

Сейчас от застройки цитадели сохранилось немногое: обе мечети, монетный двор, здание гарема, караульная у восточных ворот. Двери и балконы зданий украшены искусной резьбой по дереву.

От ханского дворца осталась лишь куриниш-хона (помещение для приема посетителей), состоявшая из Тронного зала и помещений для архива редких рукописей и ханской казны. В Тронном зале обращают на себя внимание деревянные колонны на резной основе из мрамора и панно из майолики на потолке. В летней мечети также сохранились уникальный расписной потолок и стенная рельефная майолика. Монетный двор в настоящее время отреставрирован, в нем воссоздана реальная обстановка 19 века с манекенами мастеров, здесь же можно увидеть выставку монет и шелковых и бумажных денег. В двухэтажном здании гарема туристам будет интересно роскошное оформление внутренних помещений и жилых комнат.

Цитадель Куня-Арк, предположительно, выстроена на развалинах более ранних сооружений. В ходе археологических раскопок здесь были найдены монеты и фрагменты керамики более раннего исторического периода.

Ак-мечеть, или Белая мечеть, расположена у восточных ворот внутреннего города Хивы Ичан-Кала. Это небольшое здание, так называемая «квартальная» мечеть (вид мечетей, строившихся для посещения жителями одного городского района). Фундамент здания был заложен в 17 веке при Ануш-хане, а существующее ныне здание отстроено в 1838-1842 годах.

Основное молитвенное помещение находится в зимнем здании мечети, увенчанном белым куполом. Представляет интерес резная отделка дверей мечети, ажурные оконные решетки, деревянные колоныы с резными базами. В целом Ак-мечеть представляет собой один из образцов среднеазиатского зодчества. В резьбе на дверях мечети можно прочитать имена мастеров.

Дворец Таш-Хаули

Дворец Таш-Хаули – это целый архитектурный комплекс, состоящий из трех частей: семейного двора, где жил хан и размещался гарем, Ишрат-Хаули (мешмон-хона - парадное помещение, где проходили приемы и церемонии) и Арз-Хаули (арз-хона – место для судебных разбирательств). Окруженный высокими стенами и сложенный полностью из жженого кирпича, дворец напоминает неприступную крепость, но декор всех помещений внутри этих стен поражает богатством и изяществом.

Масштабы Таш-Хаули впечатляют. По свидетельствам современников, хивинский правитель Алла-Кули-хан пожелал, чтобы дворец был выстроен за два года, а когда зодчие отказались уложиться в столь малый срок, хан приказал их казнить. Строительство дворца заняло 8 лет (1830-1838 годы). Таш-Хаули - настоящий шедевр хивинских зодчих. Всего во дворце - более 160 комнат различного размера, почти все они роскошно оформлены. Стены помещений украшены бело-голубой майоликой, не пострадали от времени ни расписные потолки, ни филигранная резьба деревянных колонн.

Сейчас в некоторых залах дворца можно увидеть выставки, посвященные истории и искусству древнего Хорезма.

Бани Ануш-хана

На территории старого города Хивы (Ичан-Кала), который сам по себе представляет из себя уникальный памятник истории и архитектуры, сохранилось интересное сооружение - бани Ануш-хана. По данным историков, они были построены примерно в 1657-1664 годах Абдулгази-ханом в честь его сына Ануш-хана.

Восточные бани Средневековья (и бани Ануш-хана в том числе) состояли, как правило, из вестибюля, комнат для раздевания и комнат для мытья. В банях Ануш-хана была устроена полуподземная система обогрева, которая помогала сохранять тепло, также была организована уникальная для своего времени отопительная и канализационная системы. До сих пор в Ичан-Кала можно видеть это погруженное в землю сооружение, на существование которого указывают лишь поднимающиеся над землей купола.

Минарет Калта Минор

Калта Минор – невысокий минарет, который стоит у главного фасада медресе Мухаммад Амин-хана. Название «Калта» говорит о том, что минарет «короткий». Он должен был стать самым высоким минаретом в Средней Азии, достигая в высоту 70 метров, но после смерти Мухаммеда-Амин-хана строительство минарета было прервано, остановившись на высоте всего 26 метров. Позже минарет так и не достроили за недостатком денег, и горожанам пришлось привыкнуть в его причудливой форме.

Внешне ярко-голубой минарет не имеет аналогов в Средней Азии и является единственным минаретом, поверхность которого полностью покрыта цветными глазурованными плитками. Середину минарета пересекают три широких орнаментальных пояса. Узор отделки башни подобран таким образом, что она кажется завершенной.

А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Хивы? .

Тим и караван-сарай Аллакулихана

Хива - уникальный город Узбекистана. Такое впечатление, что 21 век здесь не наступил. Старый город Ичан-Калы хранит колорит Средневековья. Попав сюда, проваливаешься в прошлое насовсем и безвозвратно. Здесь другой ход времени, другой стиль жизни, другие ценности. Ичан-Калы, взятый под охрану ЮНЕСКО, - средоточие памятников. Один из них - тим (крытый рынок) и караван-сарай Алла-Кули-хана, которые в наши дни выглядят как единое сооружение.

В 19 веке в связи с расширением торговли с соседними городами и странами Хиве потребовались новые торговые площади. Основные базары располагались у ворот Палван-Дарвазы, поэтому в 30-е годы 19 века Алла-Кули-хан возвел здесь, у дворца Таш-хаули, огромный караван-сарай. Он служил гостиницей для купцов и местом оптовой торговли. Чуть позже к его главному фасаду был пристроен многокупольный крытый рынок - тим. Его западный и восточный фасады оформлены в виде городских ворот и облицованы шлифованным кирпичом. Здесь можно было купить не только местный товар, но также российские или английские ткани, шелковые шали, бухарские сапоги, посуду из Китая и т.д.

Самые популярные достопримечательности в Хиве с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Хивы на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые

Еще достопримечательности Хивы

Публикации по теме