Как люди выживают при падении самолета. Выжившие после авиакатастрофы

Потерпит аварию, вы не будете паниковать, т.к. это абсолютно бессмысленно. В такой ситуации каждая минута, а верные действия могут спасти жизнь не только вам, но и другим людям.

Запомните, что вам следует внимательно прослушать инструктаж экипажа на случай аварийной ситуации. Спасательное оборудование модернизируется, а вы можете упустить важнейшую информацию о его использовании.

Упаковывая вещи, всегда учитывайте маршрут полета и сезон. Если вы будете над водой, заверните аптечку и предметы первой необходимости в непромокаемый пакет. Выберите одежду ярких цветов, что облегчит в случае аварийной посадки ваш поиск.

Учтите, что спасательный жилет, надетый раньше времени, может затруднить ваш аварийный выход из самолета при приводнении. Если вода холодная, как можно быстрее забирайтесь на спасательный плот, что во много раз повысит вероятность вашего спасения.

Чтобы обезопасить себя от действия огня при возможном пожаре, на время полета подберите одежду с защитными свойствами, например, из кожи или шерсти. При задымлении держитесь ближе к полу и, насколько это возможно, закройте кожу одеждой. Как можно быстрее выбирайтесь из самолета.

Отрегулируйте привязной ремень. Обеспечьте его плотное прилегание. В случае аварийной обстановки это поможет вам оставаться в кресле и уберечься от возможных травм, а также правильно воспользоваться кислородной маской, которая автоматически появляется в случае декомпрессии в салоне.

При отсутствии кислорода появляется свист и боль в ушах, потепление и пощипывание кожи, боль в кишечнике. Может наступить потеря сознания. Поэтому быстро наденьте кислородную маску и не оглядывайтесь на других пассажиров. Не забудьте дернуть за шнурок, ведущий от маски к предохранительному клапану, иначе кислород не пойдет. Затем начните помогать окружающим.

В случае аварийной посадки замотайте голову любой одеждой, накройте ее руками и нагнитесь к коленям. Это защитит вас от осколков. Как можно быстрее выбирайтесь из самолета, пока не взорвалось топливо. Используйте любые аварийные выходы, следуя требованиям экипажа и собственному здравому смыслу.

Если ваш самолет падает с нескольких десятков метров, у вас есть шанс приземлиться достаточно мягко. Примите позу белки-летяги: широко расставьте ноги и руки, прогните спину, приподнимите голову. Такое положение тела увеличивает сопротивление воздуха и замедляет скорость падения.

По возможности избегайте падения на воду или постарайтесь обеспечить правильный вход в нее, чтобы смягчить удар. Тело сохраняйте в прямом и вытянутом, подобно струне, положении. Руки заведите за голову. На сушу приземляйтесь, используя опыт парашютистов. Ноги должны быть в полусогнутом и сжатом состоянии, а пятки при этом - приподняты.

В статье представлена информация об авиакатастрофах гражданских воздушных судов (ВС) и летательных аппаратов (ЛА) военно-воздушных сил (ВВС), в которых из всех пассажиров и экипажа выжил всего 1 (один) человек. Дата публикации: 29.07.2011 (обновлено 03.11.2015).

Авиакатастрофа, приведшая к наибольшему числу жертв, из включенных в этот список, произошла 16 августа 1987 года в США. Из 155 человек на борту самолета DC-9-82 в живых осталась только 4-летняя Сесилия Сичан, потерявшая во время ЧП свою семью.

1936 год

Первый зафиксированный случай единственного выжившего после авиакатастрофы - 5 сентября 1936 года. Во время обзорного полета над Международным аэропортом Питтсбурга, США, разбился самолет авиакомпания Pittsburgh Skyways - тип самолета неизвестен. Десять человек погибло, выжила одна 17-летняя девушка, пассажир самолета Линда Макдональд (Linda McDonald).

1941 год

30 октября 1941 года возле американского города Мурхед, штат Миннесота, из-за обледенения крыла с высоты 200-300 метров упал почтовый самолет компании Northwest Airlines. Из 15 человек, находившихся на борту, выжил только пилот Кларенс Бейтс (Clarence Bates).

На фото: самолет Short S.25 Sunderland

1942 год

При невыясненных обстоятельствах 25 августа 1942 года в Шотландии разбился самолет Short S.25 Sunderland, «летающая лодка» Королевских ВВС Великобритании. Среди 14 погибших - член королевской семьи, герцог Кентский Георг, что стало основой версии о теракте. Единственный выживший - 24-летний лейтенант Эндрю Джек (Andrew Jack), летевший пассажиром самолета.

1943 год

Джон Ховард (John Alfred Howard) - 26-летний пассажир рейса 9 авиакомпании Панагра, единственный выживший после авиакатастрофы 22 января 1943 года. Самолет Douglas DC-3 столкнулся с горой в провинции Каравели, Перу, на высоте около 4 тысяч метров. Из-за недостаточной подготовки диспетчеров погибло шесть человек.

«Летающая крепость» Boeing B-17C ВВС США разбился 14 июня 1943 года в районе города Маккай, Австралия. Самолет взлетел во время утреннего тумана и после непродолжительного полета на небольшой высоте упал на землю. Причины катастрофы, во время которой погибло 40 человек, не установлены. Единственный выживший - 22-летний пассажир Фой Робертс (Foye Kenneth Roberts).

Чешский пилот, 32-летний Эдуард Прчал (Eduard Prchal) 4 июля 1943 года оказался единственным выжившим в катастрофе над Гибралтаром при крушении на 16 секунде после взлета самолета 511 эскадрильи Королевских ВВС B-24 «Либерейтор II» (бортовой номер AL 523). В катастрофе 16 человек, включая командующего польскими войсками и премьер-министра польского правительства в изгнании генерала Владислава Сикорского, его дочь, а также начальника штаба генерала Тадеуша Климецки. Во время расследования Прчал не смог внятно объяснить, почему в этот вылет он надел спасательный жилет, хотя обычно не прибегал к такой мере предосторожности, и кем был второй человек, которого видели на крыле упавшего самолёта.

1946 год

5 сентября 1946 года при подлете к аэродрому назначения самолет Douglas DC-3, авиакомпания Trans-Luxury Airlines, столкнулся с землей. Погибло 20 человек. Вероятная причина катастрофы в округе Элко, штат Невада, - ошибка пилота при пространственной ориентировке в условиях сильного тумана. Выжил только двухлетний мальчик Питер Линк (Peter Link), который сидел на руках у матери.

1947 год

Douglas DC-3, рейс 665 авиакомпании Eastern Air Lines, врезался в холм возле города Гэлакс, США, 12 января 1947 года. Из 19 человек на борту самолета выжил только 25-летний Уильям Кис мл. (William Ellis Keyes, Jr.). Причина катастрофы не установлена, предположительно - ошибка пилота.

28 января в Китае, возле города Ухань, спустя 30 минут после взлета разбился самолет Curtiss-Wright C-46 Commando. Погибло 25 человек, выжил только 15-летний подросток Пол Вик (Paul Ashton Vick). Причины падения самолета, вероятно, скрыты, официально - не установлены.

На фото: самолет Douglas DC-3 авиакомпании Air France

1 февраля 1947 года по невыясненным причинам упал и разбился Douglas DC-3 авиакомпании Air France. Катастрофа произошла в Португалии, неподалеку от Лиссабона. Единственный выживший - 38-летний Юджин Леонард (Eugene Leonard). Погибло 15 пассажиров и членов экипажа.

1948 год

10 марта 1948 года, Чикаго, катастрофа Douglas DC-4, рейс 705 авиакомпании Delta Air Lines. Вскоре после взлета (курс на Майами), на высоте 60-100 метров, самолет стал резко задирать нос, пока не стал в почти вертикальное положение. Затем, набрав высоту до 250 метров, перешел в сваливание на правое крыло и в итоге носовой частью врезался в землю. Точные причины потери продольного управления самолетом не установлены. Погибло 12 человек, выжила 33-летняя пассажирка Триполина Мэо (Tripolina Meo).

Ирландия, вблизи международного аэропорта «Шаннон», 15 апреля 1948 года. В ночное время самолет Lockheed L-049 Constellation, рейс 1-10 авиакомпании PanAm, снизился раньше торца ВПП, задел шасси каменный забор и разрушился. В результате катастрофы погибло 30 человек, единственный выживший - Марк Уорст (Mark Worst).

На фото: самолет Douglas DC-4 в Конго

12 мая 1948 года, Douglas DC-4 бельгийской государственной компании в ДР Конго на высоте около 220 метров пoпaл в центр грозового фронта, резко потерял высоту и рухнул в лес, унеся жизни 31 человека. Выживший - пассажир по имени Мутафиш (Moutafis).

Хуан Юй (на кантонском - Вонг Ю) - единственный 24-летний выживший пассажир рейса компании Cathay Pacific, разбившегося 17 июля 1948 года на мысе Макао. Погибло 25 человек.

1949 год

20 ноября 1949 года из-за сложных метеоусловий в Норвегии упал в лес и разбился голландский самолет Douglas DC-3 (компания Aero Holland). На борту было 10 взрослых и 26 детей, из которых выжил только 12-летний Исаак Алляль (Isaac Allal).

1950 год

10-летняя Ольга Рада (Olga Rada) - единственная выжившая в авиакатастрофе 24 мая 1950 года, которая произошла возле города Пасто в Колумбии с самолетом Douglas C-47 Skytrain, авиакомпания LANSA. Самолет по неустановленной причине разрушился в воздухе недалеко от вулкана Галерас, погибло 25 человек.

Япония, 130 километров от Токио, 27 июля 1950 года. Через 20 минут после взлета самолет Douglas C-47 Skytrain, ВВС США, упал в Тихий океан. Причины катастрофы не установлены, обломки опустились на глубину свыше 1500 метров. Из 26 человек выжил только пассажир, 23-летний сержант Хару Садзаки (Haru Sazaki).

На фото: самолет Douglas C-47 Skytrain

30 августа 1950 года возле индонезийского острова Джемаджа разбился еще один Douglas C-47 Skytrain, самолет британских ВВС. По неустановленной причине «Дуглас» упал в Южно-Китайское море, следуя по маршруту Сингапур - Гонконг, погибло девять человек. Единственный выживший - майор Дэвид Лоутер (David Lowther).

1954 год

Деревня Олдбри, графство Хартфордшир, Великобритания. Через четыре минуты после взлета 6 января 1954 года, во время снежной бури, потерял высоту и врезался в деревья самолет Vickers Valetta T.3 Королевских ВВС. Погибло 16 человек, выжил - сержант ПиДи Клифф (P.D. Cliff). Причины катастрофы окончательно не установлены.

На фото: самолет Vickers Valetta T.3

Пауль Олсен (Paul Olsen) получил свой второй шанс в жизни 28 марта 1954 года, когда остался единственным выжившим после авиакатастрофы у острова Медвежий, Шпицберген. Во время падения почтового самолета Королевских ВВС Норвегии погибло 8 человек.

На фото: пассажиры самолета Ли-2 Дальневосточного отделения «Аэрофлота»

26 августа под Южно-Сахалинском потерпел крушение, врезавшись в сопку при заходе на посадку в условиях низкой облачности, самолет Ли-2 компании «Аэрофлот» (Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Хабаровская авиагруппа). В результате катастрофы погибло 26 человек, выжил неизвестный подполковник советской армии. Мужчина около 40 лет доставлен в больницу в тяжелом состоянии.

1956 год

Кончетта Финаморе (Concetta Finamore) - единственная выжившая пассажирка рейса LAI Flight 451 компании Linee Aeree Italiane, который разбился 24 ноября 1956 года. 34 человека погибло.

На фото: место крушения президентского самолета Филиппин

1957 год

17 марта 1957 года на Филиппинах, остров Себу, потерпел крушение президентский самолет Douglas C-47 Skytrain. В результате недостаточного набора высоты из-за неисправности электроприборов самолет врезался в гору через 40 минут полета. Погибли 25 человек, включая 7-го президента Филиппин Рамона Магсайсая. Выжил только находившийся в хвосте самолета 31-летний Нестор Мата (Néstor Mata).

На фото: самолет авиакомпании Eagle Aviation Limited

1 мая 1957 года при падении самолета Vickers VC.1 Viking компании Eagle Aviation Limited в районе аэропорта Блэкбуш, графство Гемпшир, погибло 34 человека, в основном, военнослужащие и члены их семей. После падения четыре человека были обнаружены живыми и направлены в больницу, но выжил только один пассажир, имя которого не называется.

1959 год

Из-за ошибки экипажа 30 октября 1959 года самолет Douglas C-47 Skytrain, рейс 349 авиакомпании Piedmont Airlines, врезался в 950-метровую гору Бакс Элбоу, Уайт Холл, Вирджиния, на 100 метров ниже ее пика. Выжившего Фила Брэдли (Phil Bradley) во время удара выбросило из фюзеляжа вместе с сиденьем, на котором он и ожидал спасателей, пристегнутый ремнем безопасности. Остальные 26 человек, находившиеся на борту, погибли.

На фото: самолет Martin 2-0-2 авиакомпании Allegheny Airlines

1 декабря 1959 года, США, Вильямспорт, штат Пенсильвания. При заходе на посадку самолета Martin 2-0-2, рейс 371 авиакомпании Allegheny Airlines, экипаж сбился с курса и самолет врезался в гору. Погибло 25 человек, выжил - Луис Матараццо (Louis Matarazzo).

1967 год

Лейтенант Джозеф Гинет (Joseph «Leo» Guenet), 29 лет, член экипажа Lockheed EC-121H Super Constellation ВВС США - единственный выживший в авиакатастрофе 25 апреля 1967 года. Спустя 8 минут после взлета «Локхида» экипаж сообщил о пожаре в третьем двигателе и попросил экстренную посадку на острове Нантакет в Атлантическом океане. Однако самолет не долетел до ВПП, а упал в воду в нескольких километрах от острова. Погибло 15 человек.

1968 год

Неизвестный солдат срочной службы был единственным выжившим в катастрофе Ил-18 в Чунском районе Иркутской области 29 февраля 1968 года. Самолет рейса 15 «Аэрофлота» по невыясненной причине упал с высоты около 8000 метров. На высоте 1000 м из-за запредельных нагрузок Ил-18 разрушился. В результате катастрофы погибло 83 человека.

1970 год

Во время разбега по ВПП в городе Куско, Перу, 9 августа 1970 года у самолета Lockheed L-188 Electra авиакомпании LANSA (рейс 502) заглох и загорелся третий двигатель. «Локхид» все-таки взлетел, и пилоты запросили экстренную посадку. Во время разворота самолет накренился, потерял высоту, упал на землю и загорелся. В результате ненадлежащей эксплуатации самолета и ошибочных действий экипажа погиб 101 человек (2 на земле). Единственный выживший в этой авиакатастрофе - 26-летний пилот Хуан Лоо (Juan Loo).

1971 год

6 июня 1971 года пилот, лейтенант Кристофер Шисс (Christopher E. Schiess) единственный выжил при столкновении самолета ВМС США и гражданского рейса 706 авиакомпании Hughes Airwest. Погибло 50 человек.

На фото: Джулиана Кёпке на месте авиакатастрофы

Перу, Арекипа, 24 декабря 1971 года, трагедия рейса 508 авиакомпании LANSA, ставшая основой для фильма «Чудеса еще случаются». Самолет Lockheed L-188 Electra пoпaл в зону сильной турбулентности через несколько минут после взлета. Через 20 минут полета в «Локхид» ударила молния. Самолет начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса. Получив перелом ключицы, единственная выжившая пассажирка Джулиана Кепке (Juliane Koepcke) через 9 дней самостоятельно вышла к людям.

1972

Весна Вулович (Vesna Vulović), 22-летняя стюардесса, единственная выжившая в авиакатастрофе самолета DC-9-30 (рейс JAT 367) 26 января 1972, рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии. После катастрофы Вулович 27 дней находилась в коме, а затем еще 16 месяцев оставалась в госпитале. Она продолжила работать в авиакомпании, но уже на наземной работе (у нее были повреждены череп, ноги и три позвонка).

Весна Вулович занесена в Книгу рекордов Гиннесса как выжившая при свободном падении без парашюта с рекордной высоты: 10 160 метров (33 316 футов).

1973 год

22 июля 1973 год, возле города Папеэте на Таити упал в Тихий океан Boeing 707-321B рейса 816 компании Pan Am. При взлете самолет поднялся на высоту 100 метров, а затем завалился влево и рухнул в воду. Погибло 78 человек - все, кроме Нила Кэмпбелла (Neil James Campbell). «Боинг 707» опустился на глубину около 700 метров, бортовые самописцы не были найдены, причины катастрофы не установлены.

На фото: носовая часть разбившегося Ту-134А

1979 год

22 марта, СССР, Лиепая. Из-за ошибки экипажа и УВД, допустивших нарушение центровки самолета, произошла катастрофа грузового рейса Ту-134А компании «Аэрофлот». Погибло четыре человека, выживший член экипажа - бортмеханик Юрий Дмитриевич Степанов, который, в отличие от своих товарищей, был пристегнутым при взлете.

30 мая 1979 года разбился самолет DHC-6 (De Havilland Canada) Twin Otter, рейс 46 авиакомпании Downeast Airlines. По неустановленной причине при посадке в аэропорту города Рокланд, штат Мэн, США, самолет зацепил деревья и разбился. Погибло 17 человек, в живых из находившихся на борту «Ди-эйч-си» остался только 16-летний пассажир Джон Маккаферти (John McCafferty).

1981

Савицкая Лариса Владимировна, единственная выжившая в катастрофе самолета Ан-24 (рейс «Аэрофлот» 811), произошедшей 24 августа 1981 года возле Комсомольска-на-Амуре. Молодая 20-летняя девушка находилась в хвосте и осталась в живых после столкновения самолетов в воздухе: АН-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 на высоте 5220 м. Погибло 37 человек.

Лариса Савицкая была включена в российское издание Книги рекордов Гиннесса как выжившая после падения с высоты более 5000 метров и получившая минимальную сумму компенсации физического ущерба (75 руб. в деньгах 1981–1982 годов).

2 сентября 1981 года, Колумбия, город Пайпа. Из-за перегрузки не смог набрать необходимую высоту и при совершении левого поворота врезался в холм самолет Embraer EMB 110 Bandeirante авиакомпании Taxi Aereo el Venado. Погиб 21 человек, выжил только 26-летний пассажир Ремберто Апарисио (Remberto Aparicio).

1983 год

30-летняя Мелисса Келли (Melissa Kelly) - единственная выжившая в катастрофе 30 апреля 1983 года, которая произошла с самолетом военно-морских сил США Convair CV-340 возле города Джэксонвилл во Флориде. Экипаж принял решение о возврате в аэропорт вылета, когда вскоре после взлета загорелся один из двигателей самолета, но Convair CV-340 упал в воду за 125 метров до начала ВПП. Погибло 14 человек.

На фото: Ту-154 компании «Аэрофлот»

23 декабря 1984 года в катастрофе Ту-154, летевшего рейсом Красноярск - Иркутск, погибло 110 человек. Имя единственного выжившего при крушении самолета рейса 3519 «Аэрофлота» 27-летнего мужчины, не называется.

1985 год

Вскоре после взлета Lockheed L-188A Electra с аэродрома Рино в штате Невада в самолете началась сильная вибрация из-за открывшегося лючка на крыле. Экипаж рейса 203 авиакомпании Galaxy Airlines совершил ошибку: решив, что детонация вызвана сбоем в работе турбин, пилоты снизили тягу двигателей, самолет потерял скорость и упал на территории кемпинга. Единственного выжившего пассажира, 17-летнего Джорджа Лэмсона (George Lamson), вместе с сиденьем выбросило из фюзеляжа за секунды до взрыва, в котором погибло 70 человек.

Как мы видим, самолеты становятся с годами больше, соответственно и количество пассажиров увеличивается...

1987 год

Кот-д’Ивуар, Абиджан, 3 января 1987 года. Авиалайнер Boeing 707, рейс 797 авиакомпании Varig, разбился при заходе на аварийную посадку после отказа двигателя. Погибло 50 человек, в живых остался только один пассажир, профессор Неуба Йессох (Neuba Yessoh).

16 августа 1987 года при взлете из аэропорта Детройт Метрополитан, штат Мичиган, экипаж не выпустил закрылки и предкрылки самолета рейса 255 авиакомпании Northwest Airlines. В результате лайнер McDonnell Douglas DC-9-82 потерял скорость и разбился за пределами ВПП. Причиной неисправности системы предупреждения о готовности полета стало сознательное отключение электрического предохранителя неизвестным лицом. В этой катастрофе погибло 156 человек (два на земле), единственная выжившая - четырехлетняя девочка по имени Сесилия Сичан (Cecelia Cichan).

На фото: Сесилия Сичан через несколько лет после катастрофы

8 декабря 1987 года погибли футболисты и другие члены спортивного клуба «Альянса», а также болельщики команды, возвращавшиеся в Лиму. При повторном заходе на посадку (из-за неисправности шасси) в Международном аэропорту Джорджа Чавеса самолет ВМС Перу Fokker F27-400M слишком рано снизил высоту, правым крылом зацепил поверхность океана, перевернулся и разрушился. Жертвами авиакатастрофы в Перу стали 42 человека. Единственный выживший - лейтенант Эдильберто Вильяр (Edilberto Villar), который числился членом экипажа, но странным образом его роль в экипаже установлена не была.

1988 год

Неизвестный мужчина оказался единственным выжившим в авиакатастрофе 11 декабря 1988 года, произошедшей под Ленинаканом с самолетом Ил-76М Военно-воздушных сил СССР. Этот везунчик находился в кабине КамАЗа, погруженного в самолет, когда тот врезался в гору при заходе на посадку. Погибло 77 человек.

1990 год

Туркменская СССР, Ашхабадская область, близ Бахардока, 19 ноября 1990 года. Из-за производственного дефекта произошло разрушение главного редуктора несущего винта Ми-8Т, борт СССР-22389, компании «Аэрофлот». Вертолет упал с высоты 1200 м, столкнулся с землей и взорвался. Командир воздушного судна А. Бурмистров выжил, благодаря тому, что его выбросило через остекление кабины при взрыве, остальные 15 человек, находившиеся на борту, погибли.

На фото: выживший в авиакатастрофе индонезиец Бамбанг Сумади

1991 год

Самолет Lockheed C-130 Hercules, борт A-1324 ВВС Индонезии, возвращался с празднования Дня вооруженных сил 5 октября 1991 года. На борту находились летчики, принимавшие участие в официальных мероприятиях. По неустановленной (или скрытой) причине самолет потерял управление и врезался в учебный центр Министерства труда в районе аэропорта Халим Перданакусума, город Джакарта. В результате крушения «Локхида» погибло 135 человек (2 на земле), выжил - Бамбанг Сумади (Bambang Sumadi).

1992 год

Ливийский лидер Ясир Арафат - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей 7 апреля 1992 года. Обстоятельства крушения малоизвестны: самолет летел из Хартума в Триполи, пoпaл в песчаную бурю и упал в пустыне. Погибло не менее четырех человек.

На фото: Аннет Херфкенс, пассажирка вьетнамского самолета рейса 474

14 ноября 1992 года при заходе на посадку в условиях тропического шторма отклонился от курса к международному аэропорту Камрань и врезался в вершину горного хребта самолет Як-40 Вьетнамских авиалиний (рейс 474). Погибли все члены экипажа и пассажиры (30 человек), кроме 31-летней Аннет Херфкенс (Annette Herfkens). Спасателям понадобилось 8 дней, чтобы добраться до обломков самолета.

На фото: Эрика Дельгадо с родственниками

1995 год

Девятилетняя Эрика Дельгадо (Erika Delgado), юная пассажирка рейса 256 Колумбийских международных авиалиний, стала единственной выжившей после катастрофы самолета McDonnell Douglas DC-9 возле города Боливар 11 января 1995 года. По неустановленной причине самолет потерял управление и упал с высоты в 3000 метров. Погибло 52 человека.

24 сентября 1995 года в катастрофе самолета MIAT Mongolian Airlines погибло 42 человека, спасся единственный человек - 27-летний Улзиибаяр Санджаа (англ. Ulziibayar Sanjaa).

1997 года

Штурман Сергей Петров, 37 лет, остался в живых после авиакатастрофы в районе аэропорта Шарджа, ОАЭ. В тот день, 15 декабря 1997 года самолет Ту-154, рейс 3183 Таджикских авиалиний, при заходе на посадку из-за ошибки летчика опустился ниже необходимой высоты, потерял скорость и упал в пустынной местности. В результате падения лайнера погибло 85 человек.

На фото: обломки рухнувшего Boeing-737 в пустыне

2003

Юсеф Джиллали (англ. Youcef Djillali), 28 лет, гражданин Алжира, военнослужащий. 6 марта 2003 года летел из Таманрассета в Гардаю (Алжир). Из-за отказа двигателя при взлете самолет Boeing 737-200 Алжирских авиалиний (рейс 6289 компании Air Algérie) потерпел крушение в пустыне Сахара. На борту находилось 97 пассажиров и 6 членов экипажа, все, кроме одного, погибли.

Мухамед эль-Фатех Осман (англ. Mohammed el-Fateh Osman), 3 года, гражданин Судана. 8 июля 2003 года летел с мамой из Порт-Судан в Хартум. Самолет Boeing 737-200 (бортовой номер ST-AFK) Суданских авиалиний (рейс 139) потерпел крушение в Красном Море, не долетев до аэропорта Хартум. На борту находилось 117 пассажиров и членов экипажа, все, кроме одного, погибли. Самолет загорелся в воздухе. Очевидцы говорят, что падающий самолет был похож на гигантский огненный шар. На месте падения спасатели обнаружили маленького мальчика.

На фото: лейтенант Фаркаш с женой после катастрофы

2006 год

Преждевременное снижение высоты и ошибка в пространственном ориентировании привела к авиакатастрофе 19 января 2006 года, которая произошла в Приштине, Сербия, с бортом 5605 Воздушных сил Словакии. В результате падения самолета Ан-24 погибло 42 человека. Единственный выживший - лейтенант Мартин Фаркаш (Martin Farkaš), бывший пассажиром самолета.

27 августа 2006 года, при взлете с аэропорта города Лексингтон, штат Кентукки, пилоты авиакомпании Delta Connection перепутали номер ВПП и начали взлет по более короткой полосе. В результате самолету Bombardier Canadair Regional Jet (рейс 5191) не хватило длины разбега, он выкатился за пределы ВПП, протаранил железное ограждение, врезался в деревья, разрушился и загорелся. Катастрофа унесла жизни 49 человек. Единственный выживший - 44-летний второй пилот Джеймс Полехинке (James Polehinke).

На фото: бывший летчик Джеймс Полехинке с супругой

2007 год

Ирак, город Балад, 9 января 2007 года. Абдулькадир Акыз (Abdülkadir Akyüz) остался единственным уцелевшим пассажиром Ан-26 (борт ER-26068) молдавской авиакомпании AerianTur-M. Самолет разбился при посадке в аэропорту, погибло 34 человека. Существует несколько версий причин катастрофы, включая плохие погодные условия и теракт (есть основания полагать, что молдавский Ан-26 был сбит ракетой).

На фото: спасатели эвакуируют Франческу Льюис, что заняло около 4 часов, до места, доступного вертолету

12-летняя Франческа Льюис (Francesca Lewis) - единственная выжившая в авиакатастрофе самолета Cessna 172, который врезался в склон вулкана Бару в Панаме 23 декабря 2007 года. В трагедии погибли все, находившиеся на борту, включая мультимиллионера Майкла Кейна и его 13-летнюю дочь Талию. Франческу обнаружили через два дня после падения «Сессны» в труднодоступном горном районе.

2008 год

В условиях плохой видимости 8 октября 2008 года в районе аэропорта им. Тэнцинга и Хиллари в городе Лукла, Непал, пилот сбился с курса и самолет De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter (рейс 103) авиакомпании Yeti Airlines врезался в гору. В результате катастрофы оборвались жизни 18 человек. Единственный выживший - командир экипажа Сурендра Кунвар (англ. Surendra Kunwar).

2009 год

Канада, остров Ньюфаундленд, 12 марта. Вертолет Sikorsky S-92, обслуживавший нефтяное месторождение Хайберния, упал в океан во время полета к нефтяной платформе. Выжил только 28-летний Роберт Декер (Robert Decker), 17 человек погибло.

На фото: Байя Бакари на больничной кровати в июле 2009 года

Байя Бакари (англ. Bahia Bakari), 14 лет, гражданка Франции. 30 июня 2009 года летела вместе с матерью из Марселя на Коморские острова. Самолет Airbus А-310-300 Йеменских авиалиний (рейс IY 626) потерпел крушение в Индийском океане вблизи Коморских островов. На борту находилось 153 пассажира, все, кроме девочки-подростка, погибли. Байя не получила при катастрофе физических травм, пострадала только от переохлаждения после пребывания в воде в течение 14 часов. В 2010 году она опубликовала автобиографию «Выжившая».

На фото: 9-летний Рубен ван Ассоу в госпитале после операции

2010 год

Рубен ван Ассоу (Ruben van Assouw), 9 лет, гражданин Нидерландов. 12 мая 2010 года летел вместе с родителями из Йоханнесбурга в Триполи. Самолет Airbus A330-200 ливийской компании Afriqiyah Airways (рейс 771) потерпел крушение при заходе на посадку аэропорта Триполи из-за ошибки пилотов. На борту находилось 93 пассажира и 11 членов экипажа, все, кроме одного, погибли. Ребенка обнаружили в сознании среди обломков. У мальчика сломаны ноги, но основные жизненные показатели в норме.

25 августа 2010 года при подлете к аэродрому Бандунду в ДР Конго врезался в дом борт 9Q-CCN авиакомпании Filair, самолет Let L-420UVP. Из-за недостатка топлива или технической неисправности погибли 20 человека. К сожалению, нет данных по единственному выжившему в этой катастрофе.

2011 год

4 апреля в городе Киншаса, Демократическая Республика Конго, не справился с управлением Bombardier CRJ 100 в сложных метеоусловиях грузинский пилот Georgian Airways, перевозивший груз и пассажиров по заказу ООН. В результате удара о DGG самолет раскололся на две части и загорелся. Погибло 32 человека. Единственный выживший - Франсис Муамба (Francis Mwamba).

Александр Сизов, 42 года, инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию самолета Як-42 (рейс AKY-9633), потерпевшего катастрофу 7 сентября на маршруте Ярославль - Минск. Самолет разбился при взлете с аэропорта «Туношна» из-за ошибки экипажа. Самолет выкатился за ВПП, не успел набрать высоту, столкнулся с радиомаяком, врезался в землю и взорвался. Погибло 44 человека, включая игроков хоккейного клуба «Локомотив».

На фото: Як-42 за пять лет до катастрофы

2014 год

11 февраля 2014 года разбился военно-транспортный самолет Lockheed C-130H-30 Hercules, летевший из Таманрассет в Константину, алжирская провинция Умм-эль-Баваки. Не долетев до места назначения, самолет разбился в гористой местности, погибло 77 человек. Спасся 21-летний Нимер Джеллул (англ. Nimer Djelloul).

2015 год

Самолет Ан-2 компании «Казахмыс», совершая 20 января перелет из Балхаша в Шатырколь, Шуский район Жамбылской области Казахстана, разбился на подлете к месту назначения. Погибло шесть человек, выжила Асем Шаяхметова.

По материалам Википедии - свободной энциклопедии

Безопасность пассажиров самолетов

Специалисты Университета Гринвича (Лондон) в 2008 году провели исследование, данные для которого брали из анализа обстоятельств гибели 105 человек в авиакатастрофах. Также были опрошены почти 2 тыс. человек, выживших при крушении самолетов.

Результаты показали: наиболее безопасны кресла у прохода, не более чем в пяти рядах от аварийного выхода.

По мнению ряда специалистов, кресла бортпроводников безопаснее кресел пассажиров, поскольку они расположены спинкой вперед. Предлагалось даже развернуть кресла пассажиров, но нововведение не было внедрено из-за нежелания пассажиров летать спиной вперед. Кроме того, при полете самолета на крейсерском режиме с положительным углом атаки, пассажиры, сидящие лицом против полета, будут «сползать» из кресел, так как при таком положении самолета подушка кресла находится под отрицательным углом к горизонту.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Авиаперелеты - самый безопасный вид пассажирских перевозок. Ежедневно более 80 тысяч самолетов по всему миру совершают около двухсот тысяч рейсов и доставляют в пункт назначения более трех миллионов пассажиров. Процент аварий крайне низок, а поэтому - казалось бы - страх перед полетами имеет иррациональную природу. Ничего подобного! Ведь все мы прекрасно понимаем: случись что на высоте в десять километров над землей, шансов выжить нет никаких. Вообще. Однако совсем отчаиваться не стоит. Маленькая, но тем не менее надежда на спасение все-таки есть. Об этом свидетельствуют удивительные случаи, когда пассажирам удавалось выжить в самых страшных авиакатастрофах.

Пожалуй, наиболее известный случай чудесного спасения произошел в 1972 году. Лайнер югославской авиакомпании Yugoslav Airlines совершал перелет по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград. Самолет поднялся в воздух и набрал высоту в десять тысяч метров в штатном режиме. Полет проходил над Восточной Германией. Неожиданно лайнер распался на части: носовая часть с кабиной пилотов отделилась от основного корпуса. Главной версией крушения стал теракт, в организации которого под подозрение попали сторонники хорватской националистической организации «Усташи». Впрочем, кто действительно стал организатором и исполнителем теракта, не удалось выяснить до сих пор.

dnpmag.com

Стюардесса Весна Вулович оказалась единственной выжившей в катастрофе. 22-летнюю девушку, упавшую с десятикилометровой высоты, обнаружил крестьянин Бруно Хонке. Он оказал бортпроводнице первую помощь и передал пострадавшую прибывшим на место происшествия медикам. Весна получила множество травм, но через шестнадцать месяцев она выздоровела. Придя в сознание после катастрофы, стюардесса в первую очередь попросила сигарету.

Удивительно, но после пережитого у девушки не возникло страха перед полетами. Она прожила до 2016 года и скончалась в возрасте 67 лет. В 1985 году имя Весны Вулович было внесено в книгу рекордов Гиннесса как человека, выжившего при падении с максимальной высоты.

Не менее известный случай произошел летом 1981 года. Борт Ан-24РВ совершал перелет из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. На высоте 5220 метров лайнер столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16 - гражданские и военные центры управления полетами плохо координировали свои действия. Экипажи обоих самолетов погибли. Как и пассажиры Ан-24. Исключением стала студентка Лариса Савицкая - девушке чудом удалось выжить.

ribalych.ru

Лариса возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолет был полупустым, поэтому молодожены решили расположиться на удобных креслах в хвостовой части лайнера. Когда произошло столкновение, девушка спала, но от сильного удара и внезапного ожога моментально проснулась. Фюзеляж самолета разломился прямо перед креслом Ларисы, а ее выбросило в проход между сиденьями. Девушка доползла до ближайшего кресла и вжалась в него. Впоследствии она вспоминала, что в тот момент ей в голову пришла сцена из фильма «Чудеса еще случаются», в котором героиня вжимается в кресло самолета и выживает при крушении.

Ларису спасло благоприятное стечение обстоятельств. Форма обломка, в котором она оказалась, была такова, что при падении он планировал подобно листу дерева. Падение длилось удивительно долго - целых восемь минут. К тому же он упал в березовую рощу, и деревья смягчили удар. Но, конечно, сознание в тот момент Лариса потеряла.

Очнувшись на земле, первое, что увидела девушка, было кресло с телом мертвого мужа. Загадка - останки пассажиров разметало на сотни метров вокруг, а Владимир оказался рядом.

Лариса получила серьезные травмы, но могла встать на ноги. Спасатели обнаружили девушку только через два дня. За это время она соорудила временное прибежище из обломков самолета, в котором и ждала помощи. Шли дожди, температура не поднималась выше десяти градусов - согреваться приходилось чехлами с сидений. А еще одолевали комары, от которых девушка защищалась целлофановым пакетом.

Не знаю, может, от психологического шока я словно не ощущала своего тела, - вспоминала Лариса Савицкая. - А ведь были сломаны ребра, руки, спина, выбиты зубы… Тело казалось просто ватным, и дышать было трудно. Боль тупая, словно не моя. И еще какой-то постоянный гул: то ли в ушах гудело, то ли комары…

Лариса тоже попала в книгу рекордов Гиннесса. Но не только как человек, оставшийся в живых при падении с пятикилометровой высоты, но и как пассажир, получивший минимальную компенсацию. Всего 75 советских рублей.

В ряде авиакатастроф удавалось выжить сразу нескольким пассажирам. Так, в крушении лайнера Боинг-747 японских авиалиний, произошедшем 12 августа 1985 года, в живых осталось четверо. В тот день самолет следовал курсом из Токио в Осаку. Через двенадцать минут после взлета произошел отрыв вертикального хвостового стабилизатора или, попросту говоря, киля.

kulturologia.ru

Экипаж на протяжении долгих тридцати двух минут не оставлял попыток стабилизировать неуправляемую машину. Но лишенный киля самолет с все возрастающей амплитудой раскачивался по всем трем осям. Он продолжал лететь, то резко набирая высоту, то внезапно снижался. Так продолжалось до последнего момента. Внезапно перед глазами пилотов возник горный массив. В попытке избежать столкновения с горой командир увеличил тягу двигателей и отдал распоряжение выпустить закрылки аварийной электросистемы. Самолет резко задрал нос и едва не свалился в штопор, но выровнять лайнер все-таки удалось. К несчастью, успех оказался временным. Неуправляемый самолет снова опустил нос и устремился прямо на ближайшую вершину. Скорость снижения стала нарастать. Командир снова попытался выровнять воздушное судно, но увы. Правое крыло задело верхушки деревьев, и борт Japan Airlines на большой скорости врезался в лесистый склон горы Оцутака.

Катастрофа унесла жизни 520 человек и стала самой крупной катастрофой одного самолета за всю историю авиации. Выжившими пассажирами оказались две женщины и две маленькие девочки. 26-летняя стюардесса авиакомпании Japan Airlines Юми Отиаи, 34-летняя Хироко Ёсидзаки со своей восьмилетней дочерью Микико и двенадцатилетняя Кэйко Каваками. Кэйко была найдена сидящей на дереве. Всех четверых немедленно доставили в токийский госпиталь.

После трагедии выяснилось, что остаться в живых могло гораздо большее число пассажиров. Так, Кэйко Каваками рассказывала, что уже на земле ее отец разговаривал с ней, призывая не падать духом, но потом затих. Также девочка слышала стоны и крики других раненых. Эксперты и врачи подтвердили слова Кэйко. Они установили, что большое число пассажиров погибли на земле от ран и холода, так и не дождавшись помощи. А помощь не приходила на протяжении долгих 14 часов. Причиной страшной задержки стала конкуренция между многочисленными службами спасения. Они долго не могли решить, кто отправится на спасение пострадавших.

Причиной авиакатастрофы стала обыкновенная халатность. За семь лет до трагедии лайнер получил серьезное повреждение, ударившись хвостовой частью о взлетную полосу, но ремонт не был проведен должным образом. Для 506 пассажиров и 14 членов экипажа рейса JAL 115 это обстоятельство стало роковым.

Самая крупная по числу жертв авиакатастрофа произошла 27 марта 1977 года на острове Тенерифе. На одной взлетно-посадочной полосе оказались сразу два лайнера. Один - американской авиакомпании Pan Am, другой - нидерландской KLM. Трагедия унесла жизни 583 человек. 61 человеку посчастливилось выжить.

kulturologia.ru

Причиной, по которой оба самолета одновременно попали на одну взлетную полосу, стали плохие погодные условия. Радиосвязь диспетчеров с пилотами дала сбои, и командный состав лайнеров не мог правильно понять указания, которые поступали из диспетчерского центра. К тому же на остров опустился сильный туман, который снизил видимость до ста метров.

Самолеты оказались друг напротив друга. Первым на взлет пошел Boeing авиакомпании KLM. Набрав скорость, его экипаж увидел, как из тумана ему навстречу движется другой Boeing, американской Pan Am. Пилоты попытались оторвать машину от земли, но расстояние не позволило совершить маневр. Лайнеры на полном ходу столкнулись влобовую. В нидерландском самолете погибли все, среди пассажиров американского Boeing оказались выжившие. В том числе капитан, второй пилот и борт-инженер.

Огромное количество людей боятся летать, опасаясь погибнуть. Они читают о том, как выжить в авиакатастрофе, прекрасно зная, что вероятность оказаться в такой ситуации довольно мала. И хотя шанс попасть в автомобильную аварию гораздо выше, пугают высота и беспомощность. Впрочем, ответ на вопрос, выживали ли люди в авиакатастрофах, - да. И это уже вселяет надежду. Более того, некоторым из них удалось спастись в условиях, где все остальные погибли. И не в последнюю очередь так произошло благодаря их разумным действиям.

Причины авиакатастроф

Шанс погибнуть во время полета гораздо меньше вероятности выиграть в лотерею. Тем не менее несколько раз в год происходят трагедии, уносящие жизни сотен людей за раз. Естественно, это пугает, даже если остаются выжившие в авиакатастрофах. Фото с мест аварии настолько впечатляют, что многие впоследствии отказываются от полетов, если есть другие варианты. Но если вдуматься, все-таки самолет - один из наиболее безопасных видов транспорта. Да, как и в любом другом случае, здесь есть свой риск. На самом деле причин, по которым что-то может пойти не так, не слишком много.

Во-первых, это человеческий фактор. Это наиболее вероятная причина, поскольку отказы техники без участия людей - довольно редкое дело. Все системы безопасности дублируются и проверяются перед каждым полетом, в то время как человеческие возможности, в том числе время реакции, внимание, скорость и качество принятия решений несовершенны. В 70% случаев, когда происходят те или иные происшествия, как с жертвами, так и без них, речь идет именно о том, что люди сделали что-то не так.

В остальных 30% виноваты технические сбои, не связанные с ошибками персонала, а также комплексные причины. В эту же категорию обычно относят происшествия, так и оставшиеся загадкой.

Конструкции самолетов постоянно совершенствуются, инженеры, электрики и другие специалисты работают над тем, чтобы минимизировать участие людей в процессе полета. Межгосударственный авиационный комитет, правительства стран, производители воздушных судов - в расследовании причин каждого инцидента заинтересовано достаточно большое количество сторон, а потому этому уделяется серьезное внимание. И поскольку довольно редко жертвами становятся все без исключения пассажиры, по их рассказам становится ясно, как выжить в авиакатастрофе. На самом деле это вполне возможно, даже если авария произошла на огромной высоте. И уж тем более были люди, выжившие в авиакатастрофах, случившихся на земле. Итак, что нужно для того, чтобы спастись?

Крупнейшие авиакатастрофы

Самой страшной трагедией, в которую были вовлечены самолеты, считается теракт, произошедший 11 сентября 2001 года. В этот день погибло почти 3 тысячи человек. Однако, строго говоря, эти катастрофы не попадают под определение а это значит, что первенство все-таки не за ними.

  • Наиболее многочисленной с точки зрения количества жертв по сей день считается трагедия на острове Тенерифе, произошедшая в марте 1977 года, когда на взлетно-посадочной полосе столкнулись два воздушных судна. Всего погибло почти 600 человек. Истории выживших в авиакатастрофе ужасают до глубины души - из числа спасшихся 12 пассажиров просто помутились рассудком.
  • В 1985 году мир поразила крупная авария в Японии. Самолет потерял управление, что повлекло за собой 520 жертв.
  • Еще одно столкновение, но на этот раз уже в воздухе, произошло в ноябре 1996 года в Индии. Почти 350 погибших.
  • В марте 1974 года в результате взрывной декомпрессии под Парижем разбился самолет турецких авиалиний. Жертвами стали 346 человек.
  • В результате теракта, произошедшего в июне 1985 года, в 70 километрах от ирландского Корка погиб авиалайнер с 329 людьми на борту.
  • В августе 1980 года в результате пожара на борту в районе Эр-Рияда стали жертвами 301 человек.

Лишь 30 из 100 самых крупных за всю историю авиации катастроф случились в XXI веке. Выживали ли люди в авиакатастрофах? Конечно, хоть и не в каждой. Разумеется, после любого, даже самого незначительного происшествия, проводится тщательное расследование, по итогам которого могут быть приняты решения об усилении мер безопасности в аэропорту, улучшении работы диспетчеров и других наземных служб, а также конструкции самолетов и внедрении новых систем управления. Так что с каждым годом шанс выжить в авиакатастрофе, если она случится, становится все выше. А сама вероятность ее возникновения - все ниже.

Можно ли выжить в авиакатастрофе?

Многие считают, что это совершенно невозможно. На высоте в 10 тысяч метров очень холодно, мало кислорода, да и приземление вряд ли будет мягким. Однако факты, а также рассказы выживших в авиакатастрофах, говорят о том, что возможность благополучного исхода есть почти всегда.

В предыдущем параграфе были перечислены наиболее многочисленные по жертвам аварии, однако существует огромное количество инцидентов, в которых количество пострадавших было минимальным или вовсе равнялось нулю. Естественно, в первую очередь все зависит от действий пилотов и экипажа вообще, но и сами пассажиры, если не создают панику и соблюдают спокойствие, в критической ситуации могут спастись.

Итак, как удается выжить в авиакатастрофе? Единой инструкции, как действовать, не существует, однако можно просто знать и соблюдать некоторые рекомендации на этапе сборов и посадки в самолет. Ну а если все-таки возникнет, тут, скорее всего, в дело вступят инстинкты, хотя будет лучше сохранить голову холодной.

Наиболее безопасные места в салоне

Считается, что в самолете некоторые зоны во время полета более благоприятны для выживания, чем остальные (в случае непредвиденных обстоятельств). В общем и целом это действительно так. Исследования, основанные на авариях, произошедших в последние 30 лет, подтверждают это, как и выжившие в авиакатастрофах. Фото разрушенных лайнеров тоже наводят на определенные мысли. Но обо всем по порядку.

Во-первых, чем ближе к выходу, тем лучше - это так. Близость к аварийным или штатным дверям в некоторых ситуациях может спасти жизнь, но только в том случае, если не поддаться панике и все сделать правильно. По идее, открытие запасных выходов - задача экипажа, но сделать это может и пассажир, если это необходимо.

Во-вторых, задняя часть самолета обычно безопаснее, чем передняя. При столкновениях лоб в лоб, сходе с ВПП, пожарах и т. д. обычно в первую очередь страдает кабина самолета и прилегающие к ней зоны. Если лайнер теряет управление, то хвост также приземляется вслед за носовой частью. Таким образом, в ряде случаев не самые удобные места могут спасти жизнь - здесь шанс более или менее благополучного завершения полета достигает 66%. Истории выживших в авиакатастрофах зачастую это подтверждают, правда, с одной оговоркой - нужно правильно себя вести.

Порядок действий

Выжившие в авиакатастрофах в России или за рубежом могут рассказать о некоторых нюансах, которые и так известны всем, но почему-то постоянно забываются. Стоит еще раз их повторить.

Во-первых, начать готовиться можно еще дома - надеть в самолет удобную одежду, не стесняющую движений, иметь в ручной клади что-то теплое. Предпочтение следует отдавать хлопку и шерсти, поскольку они хуже горят. Также стоит обратить внимание на удобство обуви.

Во-вторых, нужно слушать экипаж во время инструктажа. Да, разумеется, тем, кто летает несколько раз в год, эти правила кажутся скучными и понятными без всяких повторений. Но стоит хоть раз подумать о том, что эти инструкции могут пригодиться. Даже те, кто слышал их много раз, в критический момент могут растеряться и запаниковать вместо того, чтобы вести себя правильно, в то время как экипаж регулярно проходит тренировки. Рассказы выживших в авиакатастрофах подтверждают, что слушать бортпроводников крайне важно.

В-третьих, усаживаясь на свое место, стоит сделать две вещи: не ставить в верхний отсек тяжелые сумки, посчитать количество рядов кресел между выходом и собой, а также запомнить это число. В условиях задымлености видимость будет на нуле, и это знание может спасти жизнь.

В-четвертых, как только поступила команда пристегнуть ремни, необходимо это сделать. Даже когда табло выключится, лучше оставлять их в прежнем положении. Даже если авиалайнер всего лишь войдет в не стоит рисковать своим здоровьем - удар головой тоже не самое приятное в путешествии самолетом.

Это то, что необходимо знать и делать, просто садясь на свое место в современном лайнере. Ну а если речь пойдет о том, как можно выжить в авиакатастрофе, то стоит рассмотреть отдельные ситуации, хотя в них есть очень много общего. Разумеется, очень сложно осознанно действовать, если опасность приходит внезапно - взрыв, столкновение и т. д. Но если шанс есть, стоит его использовать на все 100 процентов.

Отказ управления и жесткая посадка

Поломки электронных систем и другого оборудования - довольно редкое дело. И если просто небольшие неполадки все-таки случаются и даже могут остаться незамеченными пассажирами, то более серьезные проблемы зачастую приводят к аварийной посадке в ближайшем аэропорту. Это, однако, не значит, что все в порядке - в случае поломок все, кто находится на борту, должны следовать инструкциям экипажа. В данной ситуации в первую очередь все зависит от того, удастся ли никому не поддаться панике. Могут быть неожиданные и резкие маневры, сброс высоты, в общем, самое важное, что нужно сделать, - пристегнуть и затянуть ремень, снять с шеи шарфы, галстуки, цепочки и т. д., еще раз подумать, как добраться до аварийного выхода и сохранять спокойствие.

Если ожидается, что посадка будет жесткой, стоит вспомнить и о специальной позе, которая позволит защитить тело и голову от лишних травм. Кресло должно быть в вертикальном положении, пассажир сидит, сильно уперев руки в спинку впереди и кладет голову на них. Другой вариант - нужно максимально согнуться, обхватив себя руками за бедра и положив голову на колени. Именно это знание спасло 9-летнего голландца, когда при посадке в Триполи погибло более сотни человек, в том числе семья мальчика. Как только становится понятно, что что-то не так, даже если речь идет всего лишь о зоне турбулентности, стоит вынуть из карманов любые острые предметы, которые могут нанести раны.

Декомпрессия

Разгерметизация салона - тоже не слишком частое, но встречающееся явление. Если это не в результате которой самолет буквально разваливается на части, то шанс выжить в авиакатастрофе довольно неплохой. Основная проблема в этом случае - гипоксия. На этот случай в салоне есть кислородные маски, которые находятся над головой пассажиров и при необходимости вываливаются автоматически. Как только они появились, следует немедленно их надеть, а не только прижать к лицу. Тем, кто сопровождает детей, стоит подавить родительские инстинкты и вначале позаботиться о себе. Да, в этом случае лучше проявить потому что если взрослый потеряет сознание, то помочь детям будет уже некому. Сразу же стоит приготовиться к внезапной потере высоты - согласно своим инструкциям, пилоты будут снижаться максимально быстро. В остальном, опять же, следует соблюдать спокойствие и следовать всем указаниям бортпроводников.

В этом и предыдущем случае при жесткой посадке также стоит опасаться пожара и задымления. Если это произошло, во-первых, необходимо опуститься как можно ниже и защитить дыхательные органы, во-вторых, накрыться пледом или плотной одеждой, чтобы спастись от открытого огня, и в-третьих, пробираться к любому аварийному выходу, стараясь избежать толпы и давки. Истории выживших в авиакатастрофе, случившейся в Паго-Паго в 1974 году, это легко проиллюстрируют. 97 пассажиров не смогли быстро выйти из загоревшегося лайнера, пытаясь покинуть его через переднюю дверь, в то время как четверо спасшихся счастливчиков выбрались через запасные.

Захват воздушного судна

Благодаря усилиям всех стран по борьбе с терроризмом эту ситуацию можно назвать крайне маловероятной. Но лучше все-таки знать, что делать в этом случае. По большому счету, вести себя следует примерно так же, как и при любом другом захвате в заложники - самолет ничем принципиально не отличается. Как и в любой другой из описываемых чрезвычайных ситуаций, нужно постараться сохранять максимальное спокойствие. Если в ходе захвата самолета кто-то был ранен, необходимо оказать ему помощь, не подвергая себя при этом опасности. Не стоит провоцировать террористов на излишнюю агрессию, возмущаясь, крича или громко плача. Никаких резких движений и сопротивления, особенно, если нет необходимых навыков. Когда происходит захват заложников, практически моментально начинаются переговоры, направленные на их освобождение. Если они проваливаются, в определенный момент начинается штурм. И вот здесь самое умное, что можно сделать - упасть на пол, закрыв глаза и уши, при этом стоит держаться от угонщиков подальше. Специально подготовленные люди справляются с нейтрализацией террористов гораздо лучше простых обывателей, и в некоторых случаях удавалось обойтись минимумом жертв, которые позднее смогли рассказать, как выжить в авиакатастрофе. Ультразвуковой сканер, рентгеновский аппарат, специальные программы, помогающие выбрать особенно подозрительных пассажиров для специальной проверки - новые технологии тоже помогают бороться с терроризмом.

Приводнение

Помимо того, что уже ранее было сказано о жесткой посадке, в данной ситуации также необходимо вспомнить о специальных жилетах, которые хранятся под каждым креслом. По команде экипажа или без нее, если стало ясно, что приземление произошло на воду, нужно его достать и надеть. После этого необходимо покинуть салон самолета через аварийные выходы, расположенные на крыльях. Не стоит прыгать, если аварийный трап не развернут - высота составит около 3 метров. Нужно привести жилет в действие и соскользнуть на животе ногами вперед в воду. Далее следует дожидаться помощи и стараться двигаться. Жилет спасет от утопления, но от переохлаждения он избавить не в силах. В 2009 году именно это средство помогло 13-летней пассажирке дождаться спасателей, на прибытие которых ушло почти 14 часов.

О выживших

Человек - существо невероятных возможностей. В экстремальных ситуациях многие люди показывают чудеса силы, выносливости, сообразительности. Кому-то просто невероятно везет, а кто-то спасается благодаря тому, что все делал правильно. Здесь уже звучало несколько примеров того, как вели себя люди, выжившие в авиакатастрофах. Но стоит упомянуть и еще нескольких.

Сложно не вспомнить о знаменитой Весне Вулович, которая могла бы рассказать, как выжить в авиакатастрофе при падении с высоты в 10 тысяч метров. Можно сказать, что ей просто повезло: в момент катастрофы девушка потеряла сознание, находясь в хвосте самолета, падение смягчили деревья и тела других пассажиров, а еще ее очень быстро обнаружили, так что несмотря на серьезные травмы и длительную реабилитацию, она смогла вернуться к полноценной жизни спустя 1,5 года после трагедии. Тем не менее, отрицать ее волю к жизни и мужество невозможно.

Безусловно, были и выжившие в авиакатастрофах в России и СССР, показавшие себя настоящими героями. Такой пример - Лариса Савицкая, державшая рекорд до Вулович. Ее история о том, как люди выживают в авиакатастрофах, тоже достойна внимания. Летом 1981 года она с супругом как раз возвращалась из свадебного путешествия, когда пассажирский лайнер столкнулся с военным самолетом. Члены экипажа погибли практически мгновенно, воздушные судна развалились на части, и обломки стали падать вниз. В момент катастрофы Лариса проснулась от удара и перепада температуры. 8 минут заняло падение обломка, на котором она находилась, пока он не приземлился на березовую рощу, смягчившую посадку. Несколько часов девушка оставалась без сознания, а очнувшись, обнаружила рядом с собой тело мужа. Ее нашли 2 дня спустя, когда спасатели уже не надеялись обнаружить живых. Кстати, как признавалась Лариса, в какой-то момент ей вспомнился эпизод фильма "Чудеса еще случаются", в котором девушку спасло то, что она прижалась к креслу, даже не будучи к нему пристегнутой.

Кстати, упомянутая кинолента была снята по истории еще одной девушки, которая могла бы рассказать, как выжить в авиакатастрофе и добраться до людей сквозь джунгли. 17-летняя Джулиана Кепке летела со своей матерью на рождественские каникулы к отцу, но рейсу не суждено было завершиться благополучно. С высоты в 3 километра самолет упал в глубину джунглей после попадания в его крыло молнии и пожара. В течение следующих 9 дней девушка, опираясь на знания о тропических лесах, полученных от отца, пыталась выйти к людям, и ей это удалось. Она была единственной спасшейся.

Итак, как уже было сказано, ответ на вопрос, можно ли выжить в авиакатастрофе, положительный. Есть много примеров как чудесных спасений, так и благополучных исходов благодаря осознанным правильным действиям. Так что не стоит пренебрегать скучными инструкциями - за ними стоят чьи-то жизни.

В некоторых случаях пассажиры даже не получали сколько-нибудь серьезных травм. Некоторые просто опаздывали на трагический рейс, отменяли полет по какой-либо причине, другие же оставались в относительной целости и сохранности после крушения. Были и случаи, когда жертвами катастрофы становились те, кто не присутствовал на смертельном борту, а погиб под его обломками.

Четырехлетняя американка, которая выжила в катастрофе

В августе 1989 года американский лайнер, следовавший по маршруту Сагино - Детройт - Финикс - Санта-Ана, совершал взлет из аэропорта в Детройте. Через несколько минут после того, как самолет оторвался от земли, он начал крениться в стороны, врезался в несколько фонарных столбов и загорелся. Лайнер рухнул на дорогу, проехал по ней, ударился в железнодорожную насыпь и врезался в путепровод. Самолет полностью разрушился. В этой катастрофе погибли полторы сотни пассажиров и членов экипажа. На земле погибли два человека, находившиеся в автомобилях, которые разбил самолет.

Четырехлетняя американка Сесилия Сечан получила значительные травмы, но выжила в этой катастрофе. Ребенок, выживший после авиакатастрофы, летел вместе с родителями и старшим братом. Девочку заметил пожарный Джон Тьед, который работал на месте крушения. Сесилия получила перелом черепа, ожоги третьей степени, перелом ключицы и ноги. Девочка перенесла несколько операций, но смогла полностью восстановиться. Фото девочки, выжившей после авиакатастрофы, тогда облетели всю Америку.

Сесилию Сечан воспитали ее дядя и тетя. Она никогда не давала интервью, но нарушила свое молчание в 2013 году, снявшись в документальном фильме «Единственная выжившая». Девушка говорит, что не боится летать на самолетах. Она руководствуется принципом: если это произошло однажды, то уже не случится снова. Кроме того, девушка сделала татуировку в виде самолета на руке, которая напоминает ей о том одновременно трагичном и счастливом дне.

Лариса Савицкая, выжившая в крушении над Завитинском

В 1981 году советская студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем рейсом Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск, который выполнял самолет Ан-24. Билеты у молодоженов были в среднюю часть самолета, но так как в салоне было много свободных мест, они решили занять места в хвосте.

В ходе полета самолет столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К. Причин тому было несколько. Это и ошибки наземного персонала аэропорта, диспетчеров, и в общем неудовлетворительная организация полетов в районе Завитинска, и несоответствие требованиям правил безопасности, и нечеткое взаимодействие между гражданскими и военными самолетами. Все, кто был на борту обоих самолетов, погибли, кроме единственной девушки, выжившей после авиакатастрофы.

В момент столкновения самолетов Лариса спала в своем кресле. Девушка проснулась от ожога, вызванного разгерметизацией салона, холодного воздуха (температура упала до -30 градусов) и сильного удара. После разлома фюзеляжа девушку выбросило в проход, она потеряла сознание, но через несколько мгновений очнулась, добралась до ближайшего кресла и вжалась в него, не пристегнувшись. Лариса Савицкая, выжившая после авиакатастрофы, позже утверждала, что в этот момент ей вспомнился фильм «Чудеса еще случаются», героиня которого чудесным образом спаслась в крушении, вжавшись в кресло. Но девушка тогда не думала о спасении, она просто хотела «умереть не больно».

Часть самолета упала на березовую рощу, которая значительно смягчила удар. Лариса падала на обломке 3 х 4 метра. Впоследствии было установлено, что падение заняло восемь минут. На землю девушка упала без сознания.

Когда она очнулась, увидела перед собой кресло с телом умершего мужа. Лариса получила травмы, но все еще могла передвигаться самостоятельно. Двое суток девушке пришлось провести в лесу, в одиночестве, среди трупов и обломков самолета. Девушка была в краске, которая слетала с фюзеляжа, волосы были сильно спутаны ветром. Она соорудила временное убежище из обломков, согревалась чехлами сидений, укрывалась от комаров целлофановыми пакетами.

Все это время шел дождь, но поисковые работы все же велись. Лариса махала пролетавшим вертолетом, но спасатели, не ожидая найти выживших, приняли ее за геолога из лагеря неподалеку. Ларису Савицкую, а также тела ее мужа и двух других пассажиров нашли последними. Она была единственной выжившей.

Медики определили, что у девушки сотрясение мозга, переломы ребер, руки, травмы позвоночника, кроме того, она потеряла практически все зубы. Несмотря на травмы, она не получила инвалидность. Позже Ларису парализовало, но она смогла оправиться. Лариса стала человеком, получившим минимальную сумму компенсации, то есть всего 75 рублей.

Сербская стюардесса, выжившая в авиакатастрофе в 1972 г.

Стюардессы, которые выжили после авиакатастрофы, не редкость. Однако единственные выжившие - это уже шанс один на миллион. Такое чудо произошло со стюардессой рейса, следовавшего из Копенгагена в Загреб. Самолет взорвался в воздухе над деревней Сербска в Чехословакии. Причиной крушения следствие назвало бомбу, которая была заложена хорватскими террористами.

Когда взрывчатка детонировала, самолет разорвался на несколько частей, начал падать. В среднем отсеке тогда была стюардесса Весна Вулович, которая подменяла свою коллегу Весну Николич. Удача девушки, выжившей после авиакатастрофы, заключалась в мягком падении и том, что первым ее обнаружил крестьянин, который в годы войны работал в полевом госпитале и умел оказывать первую помощь.

Девушка, которую вскоре доставили в стационар, провела в коме 27 дней, затем - 16 месяцев на больничной койке. У нее была амнезия, девушка какое-то время забывала каждый прошедший день. Но она все-таки выжила. Ее чудесное спасение врачи объяснили низким давлением. Когда человек оказывается на большой высоте, у него разрывается сердце от высокого давления. Но Весна, у которой всегда было очень низкое давление, смогла спастись от смерти в воздухе. Ей помогло и то, что девушка потеряла сознание. А вот как стюардессе удалось выжить при ударе о землю, не знает никто.

После трагедии стюардесса, выжившая после авиакатастрофы, уволилась и больше никогда не летала на самолетах. Они призналась журналистам, что еще до той катастрофы была на грани жизни и смерти восемь раз. Это было, когда Весна отдыхала в Черногории и встретилась с акулой, которых вообще не должно было быть в тех водах, когда спорила со своим психически больным соседом о политике (мужчина взял нож и попытался напасть), когда у нее был тяжелый случай внематочной беременности и так далее.

Девятилетняя девочка, выжившая в катастрофе над Картахеной

В январе 1995 года американский самолет совершал рейс из Боготы в Картахену с 5 членами экипажа и 47 пассажирами на борту. При заходе на посадку отказал высотомер, самолет рухнул в болотистой местности. Девятилетняя Эрика Дельгадо летела вместе с родителями и младшим братом. Выжившая девочка после авиакатастрофы рассказала, что из падающего самолета ее вытолкнула мама.

Самолет при падении взорвался и загорелся. Эрика упала в водоросли, что смягчило падение. Сразу после трагедии началось мародерство. Жители ближайшей деревни с живой девочки сорвали золотое ожерелье, проигнорировав ее просьбы о помощи. Через какое-то время выжившая девочка после авиакатастрофы была найдена фермером.

Полтора десятка выживших и 72 дня борьбы с природой

Осенью 1972 года произошла катастрофа самолета, который следовал из Монтевидео в Сантьяго. У выживших практически не было шансов на спасение, но им удалось обмануть смерть. Несколько пассажиров остались в заснеженных горах, не зная, где они находятся и ищет ли их кто-то. В горах было холодно, люди пытались как-то согреться, спрятавшись в остатках фюзеляжа. К утру несколько пассажиров так и не проснулись. Пассажирам удалось найти немного провизии: крекеры, ликер, несколько шоколадок, сардины. Все понимали, что этого не хватит. Позже выжившие нашли радиоприемник и услышали, что спасательную операцию прекратили. Тогда они решили есть умерших.

На следующий день произошла лавина, часть людей оказалась под снежными завалами. Выбраться из-под завалов удалось через три дня. Спасения люди ждали 72 дня. Каждый новый их день был похож на предыдущий. Вскоре трое выживших решились пойти на поиски какого-нибудь населенного пункта. Им было тяжело дышать и передвигаться по снегу, вскоре один из группы решил вернуться обратно к самолету.

Добравшись до вершины горы, они увидели вокруг только заснеженные горы. Они думали, что уже нет надежды, но решили, что лучше умереть в дороге, чем возле самолета. Тем более мать и сестра одного из парней погибли ранее, и он знал, что если вернется, то придется есть их мясо.

На девятый день пути молодые люди нашли реку, с другой стороны они увидели пастуха. Тот принес бумагу и ручку, перекинул с камнем на другой берег. Выжившие написали все, что с ними произошло. Пастух перебросил молодым парням сыр и хлеб, а сам отправился в ближайшее поселение, идти до которого было 10 часов. Обратно он вернулся уже с военными.

Спасательная операция заняла двое суток. Сначала военные спасли двух молодых людей, которые отправились на поиски поселения. Первую пресс-конференцию выжившие дали еще в горах. Молодым людям пришлось рассказать все, что было. Но пресса оказалась безжалостна, газеты пестрили заголовками «Они ели мертвых», «Обнаружены следы каннибализма» и так далее. Но и спасатели, и сами выжившие понимали, что другой возможности выжить у них не было.

Семнадцатилетняя школьница Джулиана Дилер Кепке

Авиакатастрофа произошла ночью. Когда девушка очнулась, стрелки ее часов ходили, время было около девяти утра. Выжившая девушка говорила потом, что у нее очень болели глаза и голова. Она сидела в том же кресле. Джулиана несколько раз теряла сознание. Девушка видела спасательные вертолеты, но не могла дать какой-то сигнал.

Семнадцатилетняя Джулиана сломала ключицу, у нее была глубокая рана на ноге, царапины, правый глаз заплыл от удара, все тело было покрыто кровоподтеками. Девушка оказалась в глухом лесу. Ее отец был зоологом, в детстве он научил Джулиану правилам выживания, она смогла добить пищу, а вскоре нашла ручей. Через девять дней Джулиана Дилер Кепке сама вышла к рыбакам.

На основе истории чудесного спасения Джулианы был снят художественный фильм «Чудеса еще случаются», который позже помог выжить Ларисе Савицкой.

Выжившая в самолете, который упал в Индийский океан

Люди, выжившие после авиакатастрофы, как правило, могли полностью оправиться от трагедии. В 2009 году рейс из Парижа на Коморские острова рухнул в Индийский океан. Тринадцатилетняя Бахия Бакари летела с матерью к бабушке и дедушке на Коморские острова. Девочка не знает, как именно ей удалось выжить, так как в момент катастрофы она спала. Девочка получила переломы и множественные ушибы при падении. Но ей нужно было продержаться еще до прибытия спасателей. Она забралась на один из обломков, который держался на плаву. Бакари нашли только через четырнадцать часов после катастрофы. Девочку доставили в Париж специальным рейсом.

«Счастливая четверка» в самой большой по числу жертв катастрофе

В Японии в 1985 году произошла самая масштабная по числу жертв катастрофа с участием одного самолета. "Боинг" вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось более пятисот пассажиров и члены экипажа. После взлета оторвался хвостовой стабилизатор, произошла разгерметизация, упало давление, отказали некоторые системы лайнера.

Самолет был обречен, он стал неуправляем. Пилотам удалось удерживать лайнер в воздухе еще более получаса. В итоге он потерпел крушение в ста километрах от столицы Японии. Самолет упал в горах, спасатели смогли найти обломки только на следующее утро, выживших обнаружить они, конечно, вовсе не надеялись.

Но группа спасателей обнаружила целую группу выживших. Ими были стюардесса, пассажирка Хироко Ёсидзаки и ее восьмилетняя дочь, двенадцатилетняя Кэйко Каваками. Последнюю девочку нашли на дереве. Все четверо выживших находились в хвостовой части самолета, именно там, где произошел разрыв обшивки лайнера. Но в катастрофе могло выжить больше пассажиров. Кэйко Каваками позже утверждала, что слышала голоса пассажиров, в том числе своего отца. Многие пассажиры погибли уже на земле от полученных ран и травм. Жертвами трагедии стали 520 человек.

Девочка, выжившая в катастрофе самолета L-410

Выжившая девочка после авиакатастрофы в Хабаровске - трехлетняя Жасмина Леонтьева. Девочка летела вместе со своей учительницей по маршруту Хабаровск - Нелькан, самолет должен был приземлиться, но пошел на посадку, накренился и упал недалеко от ВПП. Два члена экипажа и четыре пассажира, которые находились на борту, погибли. Девочку, которую нашли под обломками самолета, сразу же доставили в больницу, а потом специальным бортом переправили в Хабаровск. Там родители выжившей девочки после авиакатастрофы уже ждали Жасмину в больнице.

Борттехник, который выжил в катастрофе Як-42

Несколько лет назад произошла катастрофа самолета Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. В этой страшной трагедии удалось выжить борттехнику. Выживший после авиакатастрофы («Локомотив») Александр Сизов давал показания в суде. Рассматривалось дело Вадима Тимофеева, который отвечал за безопасность на воздушном транспорте в компании «Як Сервис».

Воздушный транспорт является одним из самых безопасных, но и там время от времени случаются трагедии. К счастью, даже в авиакатастрофе есть шанс выжить, хоть и один на миллион. Свидетельства тому - советская стюардесса, выжившая после авиакатастрофы, единственная выжившая в крушении над Индийским океаном, трагедии над Картахеной, «счастливая четверка» в Японии и другие люди.

Публикации по теме